Мотоциклы частенько адаптируют под боевые нужды

Популярная механикаОбщество

Двухколесная угроза: бронированные мотоциклы c пулеметами

Тим Скоренко

Помните фильм «Терминатор-2»? Как же неудобно было Шварценеггеру одной рукой вести мотоцикл, а другой перезаряжать дробовик!.. Но ему простительно: другого выхода у героя не было. А в реальности мотоциклы частенько адаптируют под боевые нужды - как будто специально для терминаторов. Тут тебе и броня, и притороченный пулемет, и даже базука в коляске…

Чаще всего оригинальные идеи посещают людей случайно. Так, изобретатель велосипедной шины не имел никакого отношения к велосипедостроению, а первооткрыватель «Кока-колы» — к пищевой промышленности. А вот идея бронировать мотоцикл пришла в голову человеку, который, по сути, основал автомобильную индустрию Великобритании и посвятил ей всю жизнь. Его звали Фредерик Ричард Симмс.

Перечислять заслуги Симмса можно долго: он стал инициатором первой в Англии автогонки Лондон — Брайтон, основал Королевский автомобильный клуб и общество британских автопроизводителей и т. д.и т. п. А еще Симмс очень дружил с Готлибом Даймлером, у которого приобрел все необходимые патенты для создания собственного автомобиля.

Впрочем, вернусь к мотоциклам. Естественно, новой для того времени техникой интересовалась армия. Для армейских нужд Симмс в 1898 году создал что-то вроде моторизованной коляски с пулеметом и бронещитом. Странная машина получила название Motor Scout. Она была четырехколесной — но являлась именно квадрициклом, а не автомобилем: между колесами располагалась самая настоящая мотоциклетная рама с велосиденьем. Симмс взял за основу квадрицикл Beeston, оснастил его 1,5-сильным двигателем «Де Дион Бутон» и установил на передок классический пулемет «Максим» с бронещитком. Motor Scout стал первой в мире боевой машиной, приводимой в движение бензиновым двигателем. Впрочем, при желании водитель-стрелок мог воспользоваться и педальной тягой…

8c9eca9c4f9f5f7df668e8e59962b67f.jpg
Фредерик Симмс не только создал первый военный мотоцикл в истории, но также ввел в обиход термины petrol (бензин) и motor car (транспортное средство).

Бронецикл Симмса был продемонстрирован на выставке в Ричмонде в апреле 1898 года. Помимо пулемета и стрелка он мог нести на себе около 450 кг амуниции и топливо на 120 миль пробега. Удивительно то, что спустя четыре года, в 1902-м, Симмс создал и первый в мире бронеавтомобиль Motor War Car. Оборудованный мотором «Даймлер» броневик был вооружен двумя пулеметами «Максим» и мог разгоняться аж до 14 км/ч. Военные разработки Симмса не получили продолжения по очень простой причине: закончилась англо-бурская война и вообще все южноафриканские конфликты, в которых была задействована английская армия. Изобретательский гений Симмса вернулся в мирное русло. Впрочем, в том же самом году — просто на пару месяцев позже — бронецикл был создан и в США. Изобретателем шушпанцера выступил майор Ройаль Пэйдж Дэвидсон. В отличие от Симмса, Дэвидсон — практически его ровесник — был военным инженером и в первую очередь разрабатывал технические устройства для армейских нужд.

Например, в 1894 году он создал первую в мире бригаду, передвигавшуюся на… велосипедах. Как только Дэвидсону в руки попал автомобиль, он тут же стал планировать его использование в военных целях и в 1898 году сконструировал трицикл Davidson-Duryea. Чарльз Дюрейя был одним из крупнейших американских производителей того времени (свой первый автомобиль он построил еще в 1894 году), и именно его машину майор Дэвидсон использовал как основу бронецикла. Промышленник и конструктор дружили, тесно сотрудничали и создавали свой шушпанцер вместе.

17ce65ef3623835f38f89441e175a59d.jpg
Бронецикл Гроховского представлял собой полноценный тяжелый броневик с полугусеничным ходом. Водитель, он же стрелок, смотрел на окружающий мир через узкие амбразуры в полукруглой башенке и мог стрелять из носового пулемета. Задний привод на гусеницы позволял бронециклу преодолевать бездорожье.

Экипаж трицикла составляли три человека — водитель, стрелок и механик (хотя оставалось место и для еще одного пассажира). Машина была оборудована пулеметом «Кольт» калибра .30 и щитком безопасности. Уже год спустя Дэвидсон отказался от трехколесной компоновки и его броневичок стал почти полноценным автомобилем. Впоследствии он также конструировал машины, целиком закованные в броню, но это уже совсем другая история. В общем, начало было положено. Можно сказать, что бронировать мотоциклы человек начал раньше, чем автомобили. И конечно, такое поле для экспериментов не могло зарасти бурьяном.

Зрелые конструкции

Особенно в создании мотошушпанцеров отличилась бельгийская фирма FN из города Херсталь. В 1935 году FN разработала специальные бронециклы для бельгийской армии — модель FN M86. Гражданский аналог этого мотоцикла — FN M85 — имел самый мощный в линейке 500-кубовый двигатель, а для армии его форсировали до 600 кубиков. Затем раму усилили и обвесили броней, так что самого мотоцикла стало вовсе не видно. Водителя защищал передний бронированный щит, в котором была проделана щель для обзора (впрочем, ее можно было закрыть и ехать вслепую — для водителей с оригинальным мышлением). Коляска пассажира-стрелка имела полную защиту (кроме крыши) и оснащалась пулеметом фирмы «Браунинг» (в первоначальной версии; в разных модификациях использовались и другие пулеметы).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отправить 10000 сообщений и не сойти с ума: зачем компаниям нужен чат-бот Отправить 10000 сообщений и не сойти с ума: зачем компаниям нужен чат-бот

Сегодня социальные сети - основной инструмент коммуникации

Популярная механика
Как поколение Z влияет на индустрию туризма Как поколение Z влияет на индустрию туризма

Поколение Z пропагандирует экологичный туризм

GQ
Чем отличается 1 сентября в современных школах от 1 сентября в СССР и России 90-х Чем отличается 1 сентября в современных школах от 1 сентября в СССР и России 90-х

Как в наше время изменился главный детский "праздник" — 1 сентября

Maxim
P.S. Я себя люблю P.S. Я себя люблю

Носить то, что нравится, есть то, что любишь, быть собой — разве не это счастье

Вокруг света
Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес

Как проверить бизнес-идею до вложений и не влезть в долги

Inc.
Эмодзи за дружбу. Почему подростки так любят Snapchat Эмодзи за дружбу. Почему подростки так любят Snapchat

Как устроен мессенджер Snapchat, который позволяет общаться и «дружить»

СНОБ
В чем секрет идеальной фигуры Генри Кавилла В чем секрет идеальной фигуры Генри Кавилла

Актер рассказал, откуда у Ведьмака такой безупречный пресс

GQ
«Неизбранные дороги» с Хавьером Бардемом и Эль Фаннинг — неуклюжая история, спасенная прекрасными актерами «Неизбранные дороги» с Хавьером Бардемом и Эль Фаннинг — неуклюжая история, спасенная прекрасными актерами

На Берлинском кинофестивале показали новый фильм Салли Поттер

Esquire
Дарья Донцова больше не самый популярный писатель в России Дарья Донцова больше не самый популярный писатель в России

Десятки лет ушли на то, чтобы кто-то обогнал наездницу на литературных неграх

Maxim
История Чарльза Линдберга: человека, который первый в одиночку перелетел Атлантический океан История Чарльза Линдберга: человека, который первый в одиночку перелетел Атлантический океан

Чарльз Линдберг — американский лётчик, совершивший трансатлантический перелёт

Maxim
Земля переезжает Земля переезжает

Когда Солнце начнет затухать, корабль «Земля» уже прибудет к новой звезде

Популярная механика
Владислав Миллер: «Терпеть не могу безделье» Владислав Миллер: «Терпеть не могу безделье»

Владислав Миллер объяснил, почему не любит выходные

Grazia
Кивать, воровать и молиться: легко ли выходцу из России начать свой бизнес на Сицилии Кивать, воровать и молиться: легко ли выходцу из России начать свой бизнес на Сицилии

Некоторые особенности сицилийской национальной бюрократии

Forbes
«Случались моменты насилия»: Ульяна Сергеенко о своих несчастливых браках «Случались моменты насилия»: Ульяна Сергеенко о своих несчастливых браках

Ульяна Сергеенко впервые откровенно рассказала о личной жизни

Cosmopolitan
Дикая собака Келли Дикая собака Келли

Австралийский ковбой и бандит, герой мифов, фильмов и анекдотов

Maxim
Центробанк отстал от жизни: почему он продолжает зажимать экономику вопреки своим заявлениям Центробанк отстал от жизни: почему он продолжает зажимать экономику вопреки своим заявлениям

Банк России снизил ставку до 6%, но это все еще слишком высокая ставка

Forbes
Зачекиниться на выставке: почему поколение Z ходит в музеи и разбирается в современном искусстве Зачекиниться на выставке: почему поколение Z ходит в музеи и разбирается в современном искусстве

Музеи снова стали местом притяжения интеллигенции всех возрастов и форматов

Forbes
«Я уже не тот, что прежде»: можем ли мы менять свой характер «Я уже не тот, что прежде»: можем ли мы менять свой характер

Изменить некоторые черты характера можно, а иногда даже нужно

Psychologies
Если мучает вина: как с ней справиться? Если мучает вина: как с ней справиться?

Зачем нам нужна вина, как отделить ее «здоровую» форму от неуместной

Psychologies
Самый большой секрет на Уолл-стрит: как мормонская церковь в тайне создала фонд на $100 млрд Самый большой секрет на Уолл-стрит: как мормонская церковь в тайне создала фонд на $100 млрд

Мормонская церковь в США в тайне от всех создала один крупный инвестфонд

Forbes
Лыжи и шубы: какой бизнес растопила аномально теплая зима Лыжи и шубы: какой бизнес растопила аномально теплая зима

Рассказываем, кто понес убытки, а кто пока выигрывает от изменения погоды

РБК
Эпизод четвертый: стигматы, мессии и религиозная эротика Эпизод четвертый: стигматы, мессии и религиозная эротика

Мессии, стигматы, три Марии и как записаться на обряд крещения к папе римскому

Esquire
Заразно или нет? Заразно или нет?

Любое общественное место буквально кишит бактериями – это очевидно

Домашний Очаг
«Обещай, что ты не сдашься»: Наталья о том, как пережила болезнь мужа «Обещай, что ты не сдашься»: Наталья о том, как пережила болезнь мужа

Сегодня, в День всех влюбленных, мы хотим рассказать историю любви

Cosmopolitan
Остров Остров

Корреспондент «Вокруг света» отправился на Курильскую гряду в экспедицию

Вокруг света
Все под контролем: на что мы можем повлиять, а на что — нет Все под контролем: на что мы можем повлиять, а на что — нет

Откуда берется уверенность, что мы управляем ситуациями?

Psychologies
«Я не насильница»: экс-возлюбленная принца Гарри оставила послание перед смертью «Я не насильница»: экс-возлюбленная принца Гарри оставила послание перед смертью

Родные Кэролайн Флэк обнародовали ее эмоциональные признания

Cosmopolitan
Не ослепнуть от гаджета: 5 правил для здоровья зрения от эксперта Не ослепнуть от гаджета: 5 правил для здоровья зрения от эксперта

Как сохранить зрение и не пропадать из сети, рассказывает врач-офтальмолог

Популярная механика
10 лучших комедий ко Дню святого Валентина 10 лучших комедий ко Дню святого Валентина

Лёгкие комедии для свидания в День всех влюбленных

РБК
Татьяна Бачинская: «У социально ответственных компаний и прибыль выше» Татьяна Бачинская: «У социально ответственных компаний и прибыль выше»

Компании тоже умеют делать по-настоящему важные социальные проекты

Русский репортер
Открыть в приложении