Двухколесная угроза: бронированные мотоциклы c пулеметами
Помните фильм «Терминатор-2»? Как же неудобно было Шварценеггеру одной рукой вести мотоцикл, а другой перезаряжать дробовик!.. Но ему простительно: другого выхода у героя не было. А в реальности мотоциклы частенько адаптируют под боевые нужды - как будто специально для терминаторов. Тут тебе и броня, и притороченный пулемет, и даже базука в коляске…
Чаще всего оригинальные идеи посещают людей случайно. Так, изобретатель велосипедной шины не имел никакого отношения к велосипедостроению, а первооткрыватель «Кока-колы» — к пищевой промышленности. А вот идея бронировать мотоцикл пришла в голову человеку, который, по сути, основал автомобильную индустрию Великобритании и посвятил ей всю жизнь. Его звали Фредерик Ричард Симмс.
Перечислять заслуги Симмса можно долго: он стал инициатором первой в Англии автогонки Лондон — Брайтон, основал Королевский автомобильный клуб и общество британских автопроизводителей и т. д.и т. п. А еще Симмс очень дружил с Готлибом Даймлером, у которого приобрел все необходимые патенты для создания собственного автомобиля.
Впрочем, вернусь к мотоциклам. Естественно, новой для того времени техникой интересовалась армия. Для армейских нужд Симмс в 1898 году создал что-то вроде моторизованной коляски с пулеметом и бронещитом. Странная машина получила название Motor Scout. Она была четырехколесной — но являлась именно квадрициклом, а не автомобилем: между колесами располагалась самая настоящая мотоциклетная рама с велосиденьем. Симмс взял за основу квадрицикл Beeston, оснастил его 1,5-сильным двигателем «Де Дион Бутон» и установил на передок классический пулемет «Максим» с бронещитком. Motor Scout стал первой в мире боевой машиной, приводимой в движение бензиновым двигателем. Впрочем, при желании водитель-стрелок мог воспользоваться и педальной тягой…
Бронецикл Симмса был продемонстрирован на выставке в Ричмонде в апреле 1898 года. Помимо пулемета и стрелка он мог нести на себе около 450 кг амуниции и топливо на 120 миль пробега. Удивительно то, что спустя четыре года, в 1902-м, Симмс создал и первый в мире бронеавтомобиль Motor War Car. Оборудованный мотором «Даймлер» броневик был вооружен двумя пулеметами «Максим» и мог разгоняться аж до 14 км/ч. Военные разработки Симмса не получили продолжения по очень простой причине: закончилась англо-бурская война и вообще все южноафриканские конфликты, в которых была задействована английская армия. Изобретательский гений Симмса вернулся в мирное русло. Впрочем, в том же самом году — просто на пару месяцев позже — бронецикл был создан и в США. Изобретателем шушпанцера выступил майор Ройаль Пэйдж Дэвидсон. В отличие от Симмса, Дэвидсон — практически его ровесник — был военным инженером и в первую очередь разрабатывал технические устройства для армейских нужд.
Например, в 1894 году он создал первую в мире бригаду, передвигавшуюся на… велосипедах. Как только Дэвидсону в руки попал автомобиль, он тут же стал планировать его использование в военных целях и в 1898 году сконструировал трицикл Davidson-Duryea. Чарльз Дюрейя был одним из крупнейших американских производителей того времени (свой первый автомобиль он построил еще в 1894 году), и именно его машину майор Дэвидсон использовал как основу бронецикла. Промышленник и конструктор дружили, тесно сотрудничали и создавали свой шушпанцер вместе.
Экипаж трицикла составляли три человека — водитель, стрелок и механик (хотя оставалось место и для еще одного пассажира). Машина была оборудована пулеметом «Кольт» калибра .30 и щитком безопасности. Уже год спустя Дэвидсон отказался от трехколесной компоновки и его броневичок стал почти полноценным автомобилем. Впоследствии он также конструировал машины, целиком закованные в броню, но это уже совсем другая история. В общем, начало было положено. Можно сказать, что бронировать мотоциклы человек начал раньше, чем автомобили. И конечно, такое поле для экспериментов не могло зарасти бурьяном.
Зрелые конструкции
Особенно в создании мотошушпанцеров отличилась бельгийская фирма FN из города Херсталь. В 1935 году FN разработала специальные бронециклы для бельгийской армии — модель FN M86. Гражданский аналог этого мотоцикла — FN M85 — имел самый мощный в линейке 500-кубовый двигатель, а для армии его форсировали до 600 кубиков. Затем раму усилили и обвесили броней, так что самого мотоцикла стало вовсе не видно. Водителя защищал передний бронированный щит, в котором была проделана щель для обзора (впрочем, ее можно было закрыть и ехать вслепую — для водителей с оригинальным мышлением). Коляска пассажира-стрелка имела полную защиту (кроме крыши) и оснащалась пулеметом фирмы «Браунинг» (в первоначальной версии; в разных модификациях использовались и другие пулеметы).