Мотоциклы частенько адаптируют под боевые нужды

Популярная механикаОбщество

Двухколесная угроза: бронированные мотоциклы c пулеметами

Тим Скоренко

Помните фильм «Терминатор-2»? Как же неудобно было Шварценеггеру одной рукой вести мотоцикл, а другой перезаряжать дробовик!.. Но ему простительно: другого выхода у героя не было. А в реальности мотоциклы частенько адаптируют под боевые нужды - как будто специально для терминаторов. Тут тебе и броня, и притороченный пулемет, и даже базука в коляске…

Чаще всего оригинальные идеи посещают людей случайно. Так, изобретатель велосипедной шины не имел никакого отношения к велосипедостроению, а первооткрыватель «Кока-колы» — к пищевой промышленности. А вот идея бронировать мотоцикл пришла в голову человеку, который, по сути, основал автомобильную индустрию Великобритании и посвятил ей всю жизнь. Его звали Фредерик Ричард Симмс.

Перечислять заслуги Симмса можно долго: он стал инициатором первой в Англии автогонки Лондон — Брайтон, основал Королевский автомобильный клуб и общество британских автопроизводителей и т. д.и т. п. А еще Симмс очень дружил с Готлибом Даймлером, у которого приобрел все необходимые патенты для создания собственного автомобиля.

Впрочем, вернусь к мотоциклам. Естественно, новой для того времени техникой интересовалась армия. Для армейских нужд Симмс в 1898 году создал что-то вроде моторизованной коляски с пулеметом и бронещитом. Странная машина получила название Motor Scout. Она была четырехколесной — но являлась именно квадрициклом, а не автомобилем: между колесами располагалась самая настоящая мотоциклетная рама с велосиденьем. Симмс взял за основу квадрицикл Beeston, оснастил его 1,5-сильным двигателем «Де Дион Бутон» и установил на передок классический пулемет «Максим» с бронещитком. Motor Scout стал первой в мире боевой машиной, приводимой в движение бензиновым двигателем. Впрочем, при желании водитель-стрелок мог воспользоваться и педальной тягой…

8c9eca9c4f9f5f7df668e8e59962b67f.jpg
Фредерик Симмс не только создал первый военный мотоцикл в истории, но также ввел в обиход термины petrol (бензин) и motor car (транспортное средство).

Бронецикл Симмса был продемонстрирован на выставке в Ричмонде в апреле 1898 года. Помимо пулемета и стрелка он мог нести на себе около 450 кг амуниции и топливо на 120 миль пробега. Удивительно то, что спустя четыре года, в 1902-м, Симмс создал и первый в мире бронеавтомобиль Motor War Car. Оборудованный мотором «Даймлер» броневик был вооружен двумя пулеметами «Максим» и мог разгоняться аж до 14 км/ч. Военные разработки Симмса не получили продолжения по очень простой причине: закончилась англо-бурская война и вообще все южноафриканские конфликты, в которых была задействована английская армия. Изобретательский гений Симмса вернулся в мирное русло. Впрочем, в том же самом году — просто на пару месяцев позже — бронецикл был создан и в США. Изобретателем шушпанцера выступил майор Ройаль Пэйдж Дэвидсон. В отличие от Симмса, Дэвидсон — практически его ровесник — был военным инженером и в первую очередь разрабатывал технические устройства для армейских нужд.

Например, в 1894 году он создал первую в мире бригаду, передвигавшуюся на… велосипедах. Как только Дэвидсону в руки попал автомобиль, он тут же стал планировать его использование в военных целях и в 1898 году сконструировал трицикл Davidson-Duryea. Чарльз Дюрейя был одним из крупнейших американских производителей того времени (свой первый автомобиль он построил еще в 1894 году), и именно его машину майор Дэвидсон использовал как основу бронецикла. Промышленник и конструктор дружили, тесно сотрудничали и создавали свой шушпанцер вместе.

17ce65ef3623835f38f89441e175a59d.jpg
Бронецикл Гроховского представлял собой полноценный тяжелый броневик с полугусеничным ходом. Водитель, он же стрелок, смотрел на окружающий мир через узкие амбразуры в полукруглой башенке и мог стрелять из носового пулемета. Задний привод на гусеницы позволял бронециклу преодолевать бездорожье.

Экипаж трицикла составляли три человека — водитель, стрелок и механик (хотя оставалось место и для еще одного пассажира). Машина была оборудована пулеметом «Кольт» калибра .30 и щитком безопасности. Уже год спустя Дэвидсон отказался от трехколесной компоновки и его броневичок стал почти полноценным автомобилем. Впоследствии он также конструировал машины, целиком закованные в броню, но это уже совсем другая история. В общем, начало было положено. Можно сказать, что бронировать мотоциклы человек начал раньше, чем автомобили. И конечно, такое поле для экспериментов не могло зарасти бурьяном.

Зрелые конструкции

Особенно в создании мотошушпанцеров отличилась бельгийская фирма FN из города Херсталь. В 1935 году FN разработала специальные бронециклы для бельгийской армии — модель FN M86. Гражданский аналог этого мотоцикла — FN M85 — имел самый мощный в линейке 500-кубовый двигатель, а для армии его форсировали до 600 кубиков. Затем раму усилили и обвесили броней, так что самого мотоцикла стало вовсе не видно. Водителя защищал передний бронированный щит, в котором была проделана щель для обзора (впрочем, ее можно было закрыть и ехать вслепую — для водителей с оригинальным мышлением). Коляска пассажира-стрелка имела полную защиту (кроме крыши) и оснащалась пулеметом фирмы «Браунинг» (в первоначальной версии; в разных модификациях использовались и другие пулеметы).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 причин избыточного веса: как найти проблему 10 причин избыточного веса: как найти проблему

Перестаньте ругать себя. Лишний вес – очень сложная проблема

Популярная механика
Как составить самому себе эффективный план тренировок: 5 главных правил Как составить самому себе эффективный план тренировок: 5 главных правил

Такой подход к тренировкам увеличит шансы на заметный прогресс

Playboy
Как Наталья Кремнева потеряла слух и зрение и создала журнал для слепоглухих людей Как Наталья Кремнева потеряла слух и зрение и создала журнал для слепоглухих людей

Как Наталья Кремнева, несмотря на инвалидность, запустила свое медиа

Forbes
Как оупенспейс влияет на самочувствие и производительность Как оупенспейс влияет на самочувствие и производительность

Рассказываем о плюсах и минусах пространств в формате оpen space

РБК
Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать

Большой угрозы укус осы не представляет, но есть исключения

РБК
Большая девочка Большая девочка

Подростковый возраст сложен и для детей, и для родителей

Добрые советы
Два одиночества Два одиночества

«Встретились два одиночества» — так можно пересказать сюжет фильма «Два папы»

Дилетант
Пять причин перестать ненавидеть проект «Дау» и его фильм «Наташа» Пять причин перестать ненавидеть проект «Дау» и его фильм «Наташа»

Первый фильм мегаломанского проекта «Дау» показали на Берлинском фестивале

РБК
Тельца кормить, а Рака слушать: как влюбить в себя мужчину по гороскопу Тельца кормить, а Рака слушать: как влюбить в себя мужчину по гороскопу

Какие чарующие методы нужно освоить, чтобы влюбить в себя кого хочется

Cosmopolitan
Това Мирвис: Женский клуб Това Мирвис: Женский клуб

Роман американской писательницы Товы Мирвис, который выйдет весной

СНОБ
Плохая компания Плохая компания

Что же делать, если твой малыш подружился с хулиганом?

Лиза
Потому что любим Потому что любим

Почему одних судьба балует, а другим каждый шаг по жизни дается с трудом?

Лиза
Что делать, когда твой друг все время жалуется на свои отношения? Что делать, когда твой друг все время жалуется на свои отношения?

Что если твой приятель слишком зациклился на своих отношениях?

Playboy
Касторовое масло для волос — SOS-инструкция Касторовое масло для волос — SOS-инструкция

Касторовое масло — один из самых популярных ингредиентов для домашних масок

Cosmopolitan
Все под контролем: на что мы можем повлиять, а на что — нет Все под контролем: на что мы можем повлиять, а на что — нет

Откуда берется уверенность, что мы управляем ситуациями?

Psychologies
Водителей испугали репрессией: что на самом деле будет со штрафами Водителей испугали репрессией: что на самом деле будет со штрафами

Новые штрафы для автомобилистов в Госдуме назвали коммерческими

РБК
Нужно ли ждать «идеального» партнера? Нужно ли ждать «идеального» партнера?

Список требований к будущему спутнику жизни нескончаем

Psychologies

Герои нашей подборки стали жертвами чужих злых шуток

Cosmopolitan
Тест и обзор детских умных часов ELARI KidPhone Fresh: всегда на связи и под присмотром Тест и обзор детских умных часов ELARI KidPhone Fresh: всегда на связи и под присмотром

Набор «родительских» функций впечатляет. Как это все работает на практике?

CHIP
Вредные штампы: когда искренность и вдумчивость работают лучше Вредные штампы: когда искренность и вдумчивость работают лучше

Устоявшиеся, набившие оскомину выражения делают речь бесцветной и бедной

Psychologies
Как создатель Всемирной паутины отбирает интернет у корпораций Как создатель Всемирной паутины отбирает интернет у корпораций

Создатель Всемирной паутины хочет изменить ее и отдать власть пользователям

Forbes
Марион Котийяр, актриса Марион Котийяр, актриса

Что скрывается за шармом актрисы Марион Котийяр

Худеем правильно
Сальвадор Дали в Москве: сюр, очередь и Бог Сальвадор Дали в Москве: сюр, очередь и Бог

Что важнее — шедевры искусства или фончики для «Инстаграма»

Русский репортер
«Стив Джобс пришел слишком поздно»: онколог Дэвид Агус о том, почему не смог вылечить основателя Apple от рака «Стив Джобс пришел слишком поздно»: онколог Дэвид Агус о том, почему не смог вылечить основателя Apple от рака

Дэвид Агус — почему надо срочно бросать курить и начать пить аспирин каждый день

Forbes
Виталий Лехциер: Гейдельбергский человек Виталий Лехциер: Гейдельбергский человек

Новые тексты Виталия Лехциера — поэта и эссеиста

СНОБ
Штраф не пришел вовремя: как избежать лишних трат Штраф не пришел вовремя: как избежать лишних трат

Штрафы рекомендуется проверять самостоятельно

РБК
Из Поднебесной — на российские дороги: самые популярные китайские автомобили Из Поднебесной — на российские дороги: самые популярные китайские автомобили

Китайский автопром — наглядная иллюстрация прогресса

Популярная механика
Деми и ее Демоны Деми и ее Демоны

У пятидесятисемилетней Деми Мур давно не было громких премьер

Караван историй
Правила жизни Стива Джобса Правила жизни Стива Джобса

Знаменитый предприниматель, один из основателей Apple

Esquire
«Я не насильница»: экс-возлюбленная принца Гарри оставила послание перед смертью «Я не насильница»: экс-возлюбленная принца Гарри оставила послание перед смертью

Родные Кэролайн Флэк обнародовали ее эмоциональные признания

Cosmopolitan
Открыть в приложении