Мама, я онлайн!
Что надо знать о детях и соцсетях
Чем занимается ваш ребенок в соцсетях и почему прикрывает от вас экран? Журналистка Юлия Верклова и психолог Марина Слинькова считают, что вопрос контроля – это на самом деле вопрос доверия.
Единственный надежный способ обезопасить ребенка от влияния Интернета – перекрыть ему доступ туда. Чтобы он искал опасностей в реальном мире! А если серьезно, то ребенку старше 10 лет объяснять технику безопасности в Сети уже бесполезно: он в этой системе родился и вырос, для него язык сетевого общения – родной, а вы его учили уже во взрослом возрасте (и не всегда прилежно). Можно установить программы родительского контроля – но, скорее всего, и об их существовании ребенок будет знать (и большая вероятность, что найдет способы их обойти). Когда вы начнете обдумывать подростковую систему безопасности «ВКонтакте», «Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» и «Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)», вас ждет много удивительных открытий. Например:
Ребенок и ваше мнение
Даже если вы системный администратор, известный блогер или начальник службы безопасности в крупном банке (то есть у детей нет оснований усомниться в вашей компетентности), вы все равно можете внезапно обнаружить, что вас не слушают. Еще в прошлом году слушали и слушались, а теперь сменили пароли и заткнули уши!
«И не важно, говорите вы о сексе, друзьях, алкоголе, наркотиках или соцсетях, – уточняет Марина Слинькова. – Если между родителями и детьми нет доверия, то ребенок вас буквально не слышит, выключается. Недоверие к родителям возникает не только там, где ребенка недолюбливали и игнорировали. Часто – именно там, где ребенка так оберегали от опасностей, что его собственные потребности и желания просто не учитывали. В подростковом возрасте природа подталкивает растущие организмы к независимости и самостоятельности. А для этого необходимо временно оглохнуть и не слышать родителей. Или слышать, но поступать наоборот».
Чем настойчивей ваши попытки вторжения в определенную сферу детской жизни (в нашем случае – в его сетевое общение), тем сильнее сопротивление. У ребенка уже есть свое мнение (даже если оно на самом деле не свое, а навязано сетевым «троллем») – и оно тем ценнее, чем меньше совпадает с вашим. Поэтому весь инструктаж должен выдаваться дозированно и ненавязчиво. Например, так:
Вы описываете ту опасность, которую хотите обсудить. Например, неподходящий по возрасту и содержанию контент, подначивание от сверстников, пропаганда жестокости, мошенничество (выманивание денег, личных данных), угрозы или сетевая травля, или поведение самого ребенка, которое вы заметили (например, ненормативная лексика, размещение неподходящих фотографий на личной странице). Информативная часть – не более 15 минут: только суть, без отступлений.
Приглашаете подростка подумать, как этого избежать или что делать, если такое произошло. «Ты представляешь, как выкрутиться из этой ситуации?» Как правило, дети помнят основные правила безопасности – что не стоит делиться в Сети личной информацией, нажимать на непонятные ссылки и т. д. Но им часто кажется, что их подобное точно не коснется.
Важно молчать и слушать все, что он скажет. Даже если вам кажется, что ребенок несет полную чушь, не перебивайте. Но, вполне возможно, вы удивитесь, насколько он осведомленнее вас. Так, когда взрослые только начали обсуждать «Синих китов» и «группы смерти», у подростков они уже просто стали неактуальны.