Святое Собеседование: рождение жанра
Нидерландский художник Ян ван Эйк сумел монетизировать свой талант, сделав на нём состояние. Живописец жил по принципу: «любой каприз за ваши деньги». За соответствующую плату ван Эйк готов был поместить заказчика на одну картину с библейскими героями и даже святынями. В этом духе выполнено одно из самых известных его полотен — «Мадонна каноника ван дер Пале».
Придворный художник
Ян ван Эйк родился в бедной семье в городке Маасвейк (ныне Бельгия), в конце XIV века. Точная дата неизвестна, искусствоведы выбирают между 1385 и 1390 годами. Сегодня он считается одним из культурных символов Бельгии и в меньшей степени Голландии. Его изображают на монетах, в его честь называют улицы, а его дом-музей ежегодно привлекает миллионы туристов, являясь одной из главных достопримечательностей Брюгге, города, исторический центр которого — вообще одна сплошная достопримечательность. Это ещё не всё. Многие искусствоведы считают ван Эйка провидцем. Ему приписывают изобретение масляных красок (это не так) и создание жанра «Святого Собеседования» (не совсем так).
Ван Эйку суждено было сделать головокружительную карьеру при дворе Филиппа Доброго — герцога Бургундского. В XV веке Бургундия находилась на пике своего могущества. Союз с Англией в годы Столетней войны сделал её практически независимым государством. Так что Филипп Добрый и его сын Карл Смелый были не просто герцогами, а самостоятельными правителями с собственной политикой, богатым двором и огромными доходами от торговли в подконтрольных им портах Северного моря.
Художнику покровительствовал не только Филипп Добрый, но также бургундское духовенство. В 20-е годы XV века ван Эйк расписал алтарь Бавонского собора в Генте, и эта работа, на которую ушло двенадцать лет, принесла ему славу и состояние. Полюбив хорошую жизнь, живописец задумался над тем, как бы и дальше монетизировать свой талант. Он жил в роскошном доме в Брюгге, содержал солидный штат слуг и с десяток учеников и помощников.