Любимый художник Ильича
Благодаря грандиозной лениниане мы знаем, что вождь любил Пушкина, Некрасова, Толстого, Надсона, ценил Горького и Демьяна Бедного, но не понимал «кривые слова» Маяковского. Он восхищался «нечеловеческой музыкой» Бетховена, от которой «хочется милые глупости говорить и гладить по головкам», хотя «надобно бить по головкам, бить безжалостно». Есть даже мнения о скульпторах, правда, в основном критические — против «футуристических чучел». Но нам не известны высказывания Ленина о художниках. Личное признание Ильича получил только один из них — Николай Ярошенко.
Биографы Ленина не раз отмечали парадокс, что в своих эстетических предпочтениях главный революционер был очень консервативен. Хотя именно левые художники первые поддержали большевиков, Ильич их не понимал, огульно называл всех «футуристами» и даже интересовался в мае 1921 года: «Нельзя ли найти надёжных анти-футуристов». Свои взгляды на живопись Ленин подробно объяснил осенью 1920 года Кларе Цеткин:
«Мы чересчур большие “ниспровергатели в живописи”. Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно “старое”. Почему нам нужно отворачиваться от истинно-прекрасного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития, только на том основании, что оно “старо”? Почему надо преклоняться перед новым, как перед богом, которому надо покориться только потому, что “это ново”? Бессмыслица, сплошная бессмыслица! Здесь много лицемерия и, конечно, бессознательного почтения к художественной моде, господствующей на Западе. Мы хорошие революционеры, номы чувствуем себя почему-то обязанными доказать, что мы тоже стоим “на высоте современной культуры”. Яже имею смелость заявить себя “варваром”. Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих “измов” высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости».
Луначарский, которого вождь шутливо предлагал «сечь за футуризм», вскоре после его смерти записал: «У Ленина было очень мало времени в течение его жизни сколько-нибудь пристально заняться искусством, и он всегда сознавал себя в этом отношении профаном, и так как ему всегда был чужд и ненавистен дилетантизм, то он не любил высказываться об искусстве. Тем не менее вкусы его были очень определённы. Он любил русских классиков, любил реализм в литературе, в живописи и т. д.». В декабре 1913 года в Кракове Ленин подобрал выброшенный знакомыми каталог Третьяковской галереи, долго его изучал и полюбил передвижников. Особенно ему нравились картины Николая Ярошенко. В октябре 1917 года, накануне восстания, Ленин скрывался в квартире Маргариты Фофановой, которая позднее вспоминала: