На Новом Арбате вновь открылся легендарный кинотеатр “Художественный”

EsquireКультура

Дети Арбата: кинотеатр «Художественный» глазами его работников

Интервью: Дмитрий Барченков

В апреле 2021 года, после почти семилетней реконструкции, на Новом Арбате открылся легендарный кинотеатр “Художественный”. Открылся с помпой — премьерой нашумевшей драмы “Отец”, за которую Энтони Хопкинсу вручили “Оскар”. И быстро завоевал сердца москвичей, превратившись в главную культурную артерию: шутка ли — кроме отборного кино здесь предоставляют эстетическое наслаждение полного цикла, от фотогеничного интерьера до идеально смешанных коктейлей, кофейни на нью-йоркский манер, чинного ресторана Niki и филиала библиотеки Некрасова. В конце осени кинотеатр отметил 112-летие. По такому случаю Esquire приоткрыл занавес “Художественного” и познакомился с командой, стоящей за этой махиной.

Галарина Долговых, директор событийной программы

Про ценность «Художественного» и отбор фильмов

Прелесть «Художественного» прежде всего в том, что похожего места, в котором, с одной стороны, сохранилась более чем столетняя история, а с другой — комфорт и качество кинопоказа возведены в абсолют, точно не было в Москве, и почти уверена, что в других столицах тоже. Наш большой зал рассчитан на 474 места, что хорошо для премьерных показов: зрители хотят пообщаться перед фильмом, обменяться мнениями после, а лучше всего это делать в камерной и вместе с тем праздничной обстановке. «Художественный» — вообще про праздник, такой домашний праздник по случаю крутого кинематографа. В этом смысле мы даже больше походим на театр.

И это касается не только премьер. Мы предлагаем относится к походу на любой сеанс в «Художественном» как к походу в театр: подготовиться, выбрать фильм и вечер, нарядиться. Репертуаром занимается программный директор Стас Тыркин. Для большинства российских кинематографистов провести премьеру в «Художественном» — большая честь, для молодых авторов и дебютантов — тем более. Каждый день приходят предложения, и мы просто вынуждены кому-то отказывать, потому что у нас один большой зал и количество дней в неделе ограничено. Мы чаще сами приглашаем картины, и пока что не было еще ни одного фильма, которому мы бы хотели сделать премьеру в «Художественном» и не сделали. И вопрос не в том, нравится фильм кому-то или нет, у него должен быть определенный художественный уровень.

Больше всего зрителей привлекает, конечно, арт-мейнстрим, люди любят наши собственные фестивали, специальные события. Случаются и приятные открытия. Так было с фильмом Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», знаковым для «Художественного»: премьера картины в 1926 году прошла именно в этих стенах. Я не думала, что он соберет три полных зала. На первый показ билеты разошлись так же быстро, как на зрительскую премьеру «Отца».

Важный критерий отбора — фильмы должны мэтчиться с местом. Релизы, которые с успехом идут по всей стране, например «Веном» или «Вечные», выглядят тут неуместно, за них не голосуют рублем. А вот, например, фильм открытия «Отец» позволил нам собрать 10% прокатной кассы по всей стране. Он шел с апреля аж до сентября, а фильму «Аннетт» мы сделали 29% от национальной кассы. Оговорюсь, что у нас нет дискриминации форматов и жанров: типичный блокбастер «Не время умирать» и семейный развлекательный фильм «Круэлла» сделали в «Художественном» 1% российской кассы.

Евгения Морейнис, исследовательница кино, SMM в «Художественном»

Про «Художественный» в онлайне и офлайне

Я заметила вот какую вещь: несмотря на то что кино, казалось бы, самый массовый вид искусства, людям, его обожающим, зачастую сложно найти общий язык. Каждый киноман словно стремится отгородить свою поляну и говорить о кино на языке, понятном избранному кругу. Я думаю, что это механизм психологической защиты: когда многие утверждают свою идентичность через интерес к кино, хочется показать, чем ты отличаешься от остальных. Но есть побочный эффект: порог входа в условный клуб синефилов сильно повышается. В соцсетях «Художественного» мы сразу решили не душнить, а доступно рассказывать про кино широкому зрителю, находить интересные факты про фильмы и давать контекст, который облегчит просмотр. Например, о том, что Энсел Элгорт, сыгравший главную роль в «Вестсайдской истории», учился в одной школе с Тимоте Шаламе, который постоянно уступал Элгорту в прослушиваниях на главные роли в школьных спектаклях. Или о том, как были устроены сеансы в «Художественном» до революции. Это интересная, но непростая задача, особенно учитывая то, что каждую неделю выходит порядка семи—десяти фильмов, а в соцсети кинотеатра должны попасть минимум три—пять из них. Роман Волобуев как-то рассказывал, что завязал с кинокритикой, потому что устал на регулярной основе пропускать через себя огромное количество фильмов. Сотрудники кинотеатра в этом смысле несильно отличаются от кинокритиков.

Я пришла в «Художественный» еще до открытия и наблюдала, как кинотеатр становится частью живой городской среды. Кажется, самый яркий кейс — это фасад «Художественного» с мультимедийным панно из 2378 лампочек, куда мы всей командой выдумываем надписи. Вскоре после открытия мы попросили подписчиков предложить варианты надписей, которые можно на него вывести. С существенным отрывом победила фраза «Пригласи ее в кино» — мы вывели ее на экран и написали предложившему ее подписчику слова благодарности. Выяснилось, что он живет по соседству на Новом Арбате. Он снял «Художественный» с этой надписью из своего окна и прислал нам — мы выложили это видео, и пост с ним долгое время был самым охватным в наших соцсетях. Потом мы еще уравновесили гендерное равенство, выведя на экран «Пригласи его в кино». Заметных, популярных фраз на фасаде было много: не только про кино, но и другие заметные события. Мы выводили «Loading...» во время недавнего падения Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и «Снаружи +34, внутри +22», когда была невиданная летняя жара. К сожалению, бывают и грустные поводы, когда уходят из жизни знаковые для истории кино люди. Когда умер Жан-Поль Бельмондо, Стас Тыркин предложил вывести на фасад «Бельмондо навсегда».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Песенка смета: как бесперспективные музыканты заработали десятки миллионов долларов на чужой музыке Песенка смета: как бесперспективные музыканты заработали десятки миллионов долларов на чужой музыке

Esquire разбирается в масштабной афере с авторскими правами на YouTube

Esquire
43 м² 43 м²

Цветовая гамма в квартире оттеняет живопись из коллекции хозяйки

AD
«Разоренный дом». Отрывок из романа Руби Намдара «Разоренный дом». Отрывок из романа Руби Намдара

Жизнь профессора идет своим чередом, пока не начинают посещать странные видения

СНОБ
Эффективные упражнения на общую и силовую выносливость: видео Эффективные упражнения на общую и силовую выносливость: видео

С помощью каких несложных упражнений можно улучшить физическую форму

РБК
Игры, в которые играют люди Игры, в которые играют люди

Психология человеческих взаимоотношений

kiozk originals
Сергей Рулев: «Я не диктую публике вкусы, это слишком высокомерно» Сергей Рулев: «Я не диктую публике вкусы, это слишком высокомерно»

Сергей Рулев — бренд-шеф-кондитер по разработке концептуальных десертов

Bones
Здесь был ЗИЛ. Репортаж о легендарном заводе, которого не стало Здесь был ЗИЛ. Репортаж о легендарном заводе, которого не стало

Выясняем, что стало с МСЦ № 6 ЗИЛа после сноса его исторического здания

РБК
В плену антиутопий В плену антиутопий

Настоящая битва экосистем развернулась между «Яндексом» и «Сбером»

Forbes
На чем реально ездят звезды Голливуда? На чем реально ездят звезды Голливуда?

Люди, имеющие миллионы долларов, иногда покупают неожиданные автомобили

Maxim
90 м² 90 м²

Ирина Граве сделала для себя фактурный интерьер и наполнила его искусством

AD
Манифест российского виноделия: лидеры рейтинга лучших вин России Манифест российского виноделия: лидеры рейтинга лучших вин России

Forbes составил рейтинг российских вин. Топ-10 рейтинга — в нашей статье

Forbes
Ольга Арлаускас: «Все люди заслуживают внимания, одобрения и принятия» Ольга Арлаускас: «Все люди заслуживают внимания, одобрения и принятия»

Героиня номера – Ольга Арлаускас, известная работами на социальную тематику

Grazia
Иеромонах РПЦ обвинил Шойгу в оскорблении чувств верующих. «Сноб» публикует монолог священника Иеромонах РПЦ обвинил Шойгу в оскорблении чувств верующих. «Сноб» публикует монолог священника

Священник потребовал возбудить уголовное дело против Сергея Шойгу

СНОБ
Как жить рядом с больным шизофренией: 3 первых шага к спокойствию Как жить рядом с больным шизофренией: 3 первых шага к спокойствию

Как выстроить отношения с больным шизофренией близким человеком?

Psychologies
«Имени такого-то»: роман Линор Горалик об эвакуации психиатрической больницы «Имени такого-то»: роман Линор Горалик об эвакуации психиатрической больницы

Роман Линор Горалик об эвакуации психиатрической больницы «имени такого-то»

Forbes
Глубоководный карьер: как добыть алмазы со дна океана Глубоководный карьер: как добыть алмазы со дна океана

«Погружение» горнодобывающих компаний на океанское дно

Популярная механика
Все важное и архиважное о фильме «Ассе» Все важное и архиважное о фильме «Ассе»

С нами остались лучшие фильмы Соловьева, они теперь выглядят еще более особенно

Maxim
Алексей Золотовицкий: У меня амплуа — смешной ленивец Алексей Золотовицкий: У меня амплуа — смешной ленивец

Артист Алексей Золотовицкий о своих новых работах и любви к жанру трагикомедии

СНОБ
Худрук Александринского театра Валерий Фокин — Forbes: «Сегодня время цинизма» Худрук Александринского театра Валерий Фокин — Forbes: «Сегодня время цинизма»

Валерий Фокин — о пользе онлайна для живого театра

Forbes
Почему «беспощадный художник» Серов отказался писать портреты царской семьи Почему «беспощадный художник» Серов отказался писать портреты царской семьи

Серова называли беспощадным художником, и появилось это прозвище не зря

Cosmopolitan
Шесть «что будет, если...?», на которые должен ответить стартап Шесть «что будет, если...?», на которые должен ответить стартап

Что будет, если проект не зайдет или кончатся деньги?

Inc.
Как «Союзмультфильм» перезапускает «Ну, погоди\!» и почему не все этим довольны Как «Союзмультфильм» перезапускает «Ну, погоди\!» и почему не все этим довольны

Как возрождение Союзмультфильма сопровождается отрицанием

GQ
Три гастросета Владимира Мухина, которые точно стоит попробовать Три гастросета Владимира Мухина, которые точно стоит попробовать

В данный момент чередуются три дегустационных сета

GQ
Культурные коды экономики: можно ли доверять большинству людей в стране Культурные коды экономики: можно ли доверять большинству людей в стране

С чего начинается экономическое чудо?

Forbes
Евгеника в прошлом, настоящем и будущем Евгеника в прошлом, настоящем и будущем

Что изучает евгеника и существует ли она сейчас?

Популярная механика
Как собрать майнинг ферму Как собрать майнинг ферму

Что представляет собой майнинг ферма, как она работает и как её собрать

CHIP
Маршрут в будущее Маршрут в будущее

Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены

ПУСК
Европейские «неприкасаемые». Кто такие каготы и почему их презирали Европейские «неприкасаемые». Кто такие каготы и почему их презирали

Даже в просвещенной Европе когда-то существовала бесправная и угнетенная каста

Maxim
Старик и девочка: история фрейлины Алымовой, которую прославили скандалы Старик и девочка: история фрейлины Алымовой, которую прославили скандалы

Глафиры Алымовой — олицетворение аристократок XVIII века

Cosmopolitan
ЦСКМС и Арктик СПГ 2: как в Заполярье строят плавучие заводы для сжижения природного газа ЦСКМС и Арктик СПГ 2: как в Заполярье строят плавучие заводы для сжижения природного газа

Суровые условия Арктики окупаются её богатствами

Популярная механика
Открыть в приложении