Другая девушка
Внучка народного артиста и дочь московской красавицы Лиза Янковская дебютирует в кино и в глянце.
«Я первый раз в жизни даю интервью», — говорит Лиза. Поверить в это, конечно, сложно. Какой выдержкой должна обладать внучка Олега Янковского и дочь Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры, чтобы сохранить медийную невинность вплоть до выпускного в ГИТИСе? Но, глядя на то, как девушка нервничает, понимаешь: все правда.
Мы встречаемся в кафе напротив МХТ, где она репетирует с Юрием Бутусовым, — к счастью, не в 9:00, как договаривались изначально, с трудом найдя окно в ее графике, а все-таки в полдень. То, что я пока о Лизе знаю, укладывается в определение «тяжелый пассажир»: на Балу дебютанток «Татлера» не танцевала, на съемке попросила обойтись без макияжа, про личное разговаривать не будет. По моему опыту, с такими людьми всегда бывает сложно. Но сейчас напротив меня под вешалкой с чужими куртками сидит просто сильно волнующаяся интеллигентная девушка, с голосом одновременно низким и детским — по выражению одного режиссера, у которого она недавно была на пробах. Еще у Лизы удивительное лицо. Дело даже не в том, на кого она похожа (на деда и отца, а когда улыбается — на маму). А в том, что в этом лице есть какая-то подлинность, обещание упрямства. Чуть опущенные уголки губ, острый подбородок, как будто кисточкой выведенные брови, нужные, чтобы отчеркнуть главное — зеленые широко поставленные глаза. Странное сочетание: печальная Мадонна Филиппо Липпи в сером лонгсливе, черных брюках и мужских ботинках.
«Я отказывалась от интервью, съемок, от всего, потому что училась, — говорит Лиза. — Просто повода не было. Еще с моей фамилией это же очень просто — я могла интервью, наверное, с детства давать. Я стараюсь серьезно относиться к профессии, которой хочу заниматься, и мне кажется, что интервью имеет смысл давать исключительно по работе, когда есть какой-то повод. Просто так, чтобы светить лицом, мне неинтересно, меня это очень пугает, я знаю, что перестану себя уважать, если буду так делать. Меня так воспитали. Хотя сейчас, наверное, пройду этот нервный период и подуспокоюсь».
Нервный период у Янковской, правда, только начинается. Шестого сентября в прокате стартует «История одного назначения», Лизин кинодебют. А уже седьмого она выйдет на сцену МХТ в бутусовском спектакле «Человек из рыбы». Совсем не светить лицом после этого уже не получится. «Выпустилась, называется, из института», — смеется Лиза.
В «Истории одного назначения», снятой Авдотьей Смирновой, Лиза сыграла Танечку Берс — Татьяну Андреевну Берс-Кузминскую, младшую сестру Софьи Андреевны Толстой, которая во многом вдохновила писателя на образ Наташи Ростовой. Действие фильма происходит в 1866‑м, когда Софья Андреевна со Львом Николаевичем еще жили душа в душу, а Таня была влюблена в брата писателя, Сергея Николаевича. Лизина роль — собирательный образ Тани Берс, Наташи Ростовой и Китти. Со всех точек зрения правильный, точный дебют.
«Самое смешное, что я же сначала отказалась. Авдотья Андреевна мне позвонила, и я практически сразу сказала: «Нет, спасибо большое, я не смогу». У меня своеобразный характер, — смеется Янковская. — Я ничего сначала не поняла про этот сценарий. Я по любому поводу сразу начинаю нервничать, не могу понять, нужно мне это или не нужно. В тот период много всего предлагали, а у меня сессия в институте, экзамены каждый день… У меня просто ехала крыша, и я механически от всего отказывалась. Кто-то звонил, я отвечала: «Да, да, спасибо вам большое, увидимся через три года». Авдотья Андреевна до сих пор мне припоминает — она тогда возмутилась: «Так, стоп, вы что, даже поговорить со мной не хотите?» Тогда мы с ней поговорили по телефону. Потом мне позвонила Ира Горбачёва, которая в итоге сыграла Софью Андреевну и которая меня и посоветовала Авдотье Андреевне, и они вдвоем меня обработали».