Царь-пушка на рельсах: уникальная советская артиллерия
Гигантские железнодорожные орудия по весу снаряда и дальности стрельбы превосходили крупнейшие корабельные пушки Второй мировой войны.
Почти ни один фронтовик никогда не видел ни наших, ни германских артиллерийских железнодорожных установок: позиции гигантских орудий располагались далеко за линией фронта и скрупулезно маскировались, а подходы тщательно охранялись. Передвигались установки, как правило, ночью. Те же, кто видел разрушительное действие сверхмощных снарядов железнодорожной артиллерии, предпочитали помалкивать: и у нас, и у немцев объективный рассказ квалифицировался как паникерство.
Рельсовая артиллерия
Впервые железнодорожные артиллерийские установки (ЖДАУ) показали себя на Западном фронте в 1915—1918 годах. Их массированно использовали французская, английская и германская армии. В России первые две 254-миллиметровые ЖДАУ были изготовлены в 1917 году. В ходе Гражданской войны и белые, и красные интенсивно применяли ЖДАУ средней мощности, используя корабельные пушки калибра 120−203 мм. Проектирование первых ЖДАУ было развернуто в СССР в 1927 году под руководством А.Г. Дукельского на Ленинградском механическом заводе. Всего было разработано три типа установок — ТМ-1−14, ТМ-2−12 и ТМ-3−12. Индексы расшифровывались так: ТМ — транспортер морской; 1, 2, 3 — номер типа установки; 14 и 12 — калибр установки в дюймах (356 и 305 мм соответственно).
Возникает вопрос — почему железнодорожный транспортер морской? Дело в том, что в середине 20-х годов советское руководство после ряда колебаний решило передать все ЖДАУ из Красной Армии во флот. Подчинение флоту было обусловлено панической боязнью советского руководства в 1925—1939 годах увидеть линкоры британского «Гранд флита» у своих берегов. Ошибочность решения стала очевидна в Великую Отечественную войну: ни одна тяжелая ЖДАУ ни разу не стреляла по морским целям, а вела огонь только по сухопутным объектам.
Стволы — английские, платформы — российские
Все три установки были устроены почти одинаково. Изготовление стволов калибра 305 мм и выше было прекращено отечественной промышленностью в 1917 году и возобновлено только в конце 30х годов. Поэтому для 356-миллиметровых установок использовали стволы, изготовленные в Англии для крейсеров типа «Измаил» в 1915—1917 годах. Для ТМ-2−12 применялись стволы 305/40 (также изготовленные в Англии в качестве запасных для броненосцев типа «Андрей Первозванный»). Установки ТМ-3−12 получили орудия 305/52, поднятые, в буквальном смысле, со дна моря — точнее, с затопленного в Севастополе линкора «Императрица Мария».