Гигантские железнодорожные орудия

Популярная механикаОбщество

Царь-пушка на рельсах: уникальная советская артиллерия

Гигантские железнодорожные орудия по весу снаряда и дальности стрельбы превосходили крупнейшие корабельные пушки Второй мировой войны.

Александр Широкорад

Почти ни один фронтовик никогда не видел ни наших, ни германских артиллерийских железнодорожных установок: позиции гигантских орудий располагались далеко за линией фронта и скрупулезно маскировались, а подходы тщательно охранялись. Передвигались установки, как правило, ночью. Те же, кто видел разрушительное действие сверхмощных снарядов железнодорожной артиллерии, предпочитали помалкивать: и у нас, и у немцев объективный рассказ квалифицировался как паникерство.

Рельсовая артиллерия

Впервые железнодорожные артиллерийские установки (ЖДАУ) показали себя на Западном фронте в 1915—1918 годах. Их массированно использовали французская, английская и германская армии. В России первые две 254-миллиметровые ЖДАУ были изготовлены в 1917 году. В ходе Гражданской войны и белые, и красные интенсивно применяли ЖДАУ средней мощности, используя корабельные пушки калибра 120−203 мм. Проектирование первых ЖДАУ было развернуто в СССР в 1927 году под руководством А.Г. Дукельского на Ленинградском механическом заводе. Всего было разработано три типа установок — ТМ-1−14, ТМ-2−12 и ТМ-3−12. Индексы расшифровывались так: ТМ — транспортер морской; 1, 2, 3 — номер типа установки; 14 и 12 — калибр установки в дюймах (356 и 305 мм соответственно).

403b0eead3463ac4bebfa2f7357e38c8.jpg
ТМ-3−12

Возникает вопрос — почему железнодорожный транспортер морской? Дело в том, что в середине 20-х годов советское руководство после ряда колебаний решило передать все ЖДАУ из Красной Армии во флот. Подчинение флоту было обусловлено панической боязнью советского руководства в 1925—1939 годах увидеть линкоры британского «Гранд флита» у своих берегов. Ошибочность решения стала очевидна в Великую Отечественную войну: ни одна тяжелая ЖДАУ ни разу не стреляла по морским целям, а вела огонь только по сухопутным объектам.

Стволы — английские, платформы — российские

Все три установки были устроены почти одинаково. Изготовление стволов калибра 305 мм и выше было прекращено отечественной промышленностью в 1917 году и возобновлено только в конце 30х годов. Поэтому для 356-миллиметровых установок использовали стволы, изготовленные в Англии для крейсеров типа «Измаил» в 1915—1917 годах. Для ТМ-2−12 применялись стволы 305/40 (также изготовленные в Англии в качестве запасных для броненосцев типа «Андрей Первозванный»). Установки ТМ-3−12 получили орудия 305/52, поднятые, в буквальном смысле, со дна моря — точнее, с затопленного в Севастополе линкора «Императрица Мария».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Город с врожденным радушием Город с врожденным радушием

Патриотизм по-афински

GEO
«Нас называют «форбсята» и «форбсихи»: Тата Карапетян о новом поколении наследников, отношениях в семье и битве за авторитет «Нас называют «форбсята» и «форбсихи»: Тата Карапетян о новом поколении наследников, отношениях в семье и битве за авторитет

О ней принято говорить: «Дочь Самвела Карапетяна, 29-го в списке Forbes»

Forbes
Что стало с участниками «Антверпенской шестерки» Что стало с участниками «Антверпенской шестерки»

Что делают люди, 30 лет назад перевернувшие моду

GQ
«Новый папа» с Джудом Лоу и Джоном Малковичем: рецензия «Новый папа» с Джудом Лоу и Джоном Малковичем: рецензия

В Венеции показали долгожданное продолжение сериала «Молодой папа»

Esquire
Стыд: чувство, которое превращает человека в кентавра Стыд: чувство, которое превращает человека в кентавра

Как определить, что именно стыд отравляет вам жизнь?

Psychologies
«Бросили документы и забыли». Водитель сохранил номер и остался без прав «Бросили документы и забыли». Водитель сохранил номер и остался без прав

Водитель поставил внедорожник на учет и из-за ряда случайностей лишился прав

РБК
Неделя потребления: благотворительный забег с Clarins, Wheely покоряет Париж, Salvatore Ferragamo выпускает новые туфли Неделя потребления: благотворительный забег с Clarins, Wheely покоряет Париж, Salvatore Ferragamo выпускает новые туфли

Главные события недели

Forbes
UltraISO: как записать образ на флешку UltraISO: как записать образ на флешку

Как записать Windows на флешку через UltraISO

CHIP
Аграрии индийского гостя Аграрии индийского гостя

России предложены миллионы рабочих рук для освоения Дальнего Востока

Огонёк
Хоакин Феникс рассказал о работе над ролью в новом фильме «Джокер». Критики хвалят игру актера Хоакин Феникс рассказал о работе над ролью в новом фильме «Джокер». Критики хвалят игру актера

Хоакин Феникс опирался на игру Хита Леджера и других знаменитых предшественников

Esquire
Исследовательница измен смотрит сериал «Почему женщины убивают» — и рассказывает, как изменяют в России Исследовательница измен смотрит сериал «Почему женщины убивают» — и рассказывает, как изменяют в России

Почему в России разваливаются браки

Esquire
Готовы на всё: 7 мощных аккумуляторных шуруповертов Готовы на всё: 7 мощных аккумуляторных шуруповертов

Представляем 7 мощных профессиональных шуруповертов

CHIP
5 шагов от страха к свободе 5 шагов от страха к свободе

Сильный страх перед непредсказуемостью жизни ограничивает многих из нас

Psychologies
Томас Алва Эдисон: легендарные авторы Popular Mechanics Томас Алва Эдисон: легендарные авторы Popular Mechanics

В 1903 году Томас Алва Эдисон написал статью для американского Popular Mechanics

Популярная механика
Галочка, ты не поверишь! Галочка, ты не поверишь!

Что заставляет нас делиться неподтвержденной информацией и так ли это плохо

Cosmopolitan
Двухколесная страсть Двухколесная страсть

Владелец самой большой в России коллекции велосипедов мечтает о веломузее

Огонёк
Тест-драйв обновленного Fiat Ducato: умнее и экономичнее Тест-драйв обновленного Fiat Ducato: умнее и экономичнее

Мы испытали грузовую и пассажирскую версию автомобиля в Турине

CHIP
Съешь меня, если сможешь Съешь меня, если сможешь

Как натравить микробы на пластмассу

Огонёк
Как обжать интернет кабель в домашних условиях Как обжать интернет кабель в домашних условиях

Обжать интернет-кабель в домашних условиях проще, чем вы думаете

CHIP
Раскинули сеть Раскинули сеть

Как заставить нововведения Instagram работать на увеличение аудитории

Grazia
Каким фантасты видят XXII век: пророчества писателей Каким фантасты видят XXII век: пророчества писателей

Самые интересные произведения, посвященные грядущему веку

Популярная механика
Восстановить свой авторитет в глазах подростка Восстановить свой авторитет в глазах подростка

Чтобы вернуть родительский авторитет, нужно следовать правилам обратной связи

Psychologies
«Уходить надо на пике» «Уходить надо на пике»

Александр Цыпкин одарен многими талантами, но главное его занятие — литература

OK!
«Ростелеком» предложит россиянам оплачивать покупки с помощью лица «Ростелеком» предложит россиянам оплачивать покупки с помощью лица

«Ростелеком» в октябре представит свое решение для подтверждения оплаты по лицу

Forbes
Добро пожаловать в клуб: новая концепция private-обслуживания Альба-банка Добро пожаловать в клуб: новая концепция private-обслуживания Альба-банка

О формате клубного общения, входном пороге и всеобщей диджитализации

РБК
Полоса красная, полоса белая Полоса красная, полоса белая

Как изменится бизнес компании «Красное и Белое» после сделки с «Дикси»

РБК
Чистая работа Чистая работа

Показываем новые средства для очищения кожи и рассказываем, как выбрать «свое»

Grazia
«Рэмбо: Последняя кровь» – невменяемое кино и уникальный артефакт «Рэмбо: Последняя кровь» – невменяемое кино и уникальный артефакт

«Рэмбо: Последняя кровь» – это не фильм, а машина времени

GQ
Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу

Последние годы кардинально изменили ландшафт банковского сектора

РБК
Россия купит «Слона»: новый транспортник на смену «Руслану» Россия купит «Слона»: новый транспортник на смену «Руслану»

Справятся ли инженеры с созданием сверхтяжелого транспортного самолета «Слон»

Naked Science
Открыть в приложении