C чего начиналась Skoda Octavia?
Нет такого двора, в котором не обнаружилась бы Skoda Octavia. Дачники любят ее за огромный багажник, таксисты за надежность, сорвиголовы — за горячую версию RS (на которой, впрочем, тоже можно перевезти бабушкин комод на дачу). Строгий дизайн, образцовая эргономика, безупречные ездовые манеры — за эти качества «Шкоду» давно прозвали «чешским ''Фольксвагеном''». И если хоть что-то можно поставить этим автомобилям в вину, так это их «излишняя правильность» (есть такие люди, у которых даже хорошее враг хорошего — мы узнаем их по желтым спойлерам и наклейкам my life… my rules) и… неконкретное «даже как-то скучно». Последнее не будем комментировать. Скучно — прыгни с парашютом.
Первое поколение «Октавии» на платформе Volkswagen Golf IV начали выпускать в 1996 году, а в России собирали до 2011-го. Этот автомобиль со скромным, но нестареющим дизайном известен всем. А как хороша была версия с 1,8-литровым турбомотором… Правда, есть одно «но»: это первое поколение — не совсем первое.
Модель под названием Octavia выпускали в Чехословакии с 1959 года. Это было и другое время, и совсем другая страна. Предприятие называлось «Автомобильные заводы, национальная компания» (Automobilové závody, národní podnik или AZNP), и до вхождения марки Skoda в группу Volkswagen оставалось еще 32 года. Без сомнения, то была эпоха дешевых и в высшей степени утилитарных автомобилей. Или, как говорил советский телевизор, автомашин. И все же для новой модели, ставшей для чешской марки важнейшей, почему-то выбрали название из далекого социалистического прошлого. Чем та Octavia заслужила реинкарнации?
В самом названии искать хитрости не стоит: оно обозначает порядковый номер — Octavia стала восьмой моделью, выпущенной национализированным предприятием. Другие «Шкоды» чаще довольствовались каким-нибудь невразумительным цифровым индексом. Octavia была двухдверным седаном. Если ты вспомнишь «Запорожец», то согласишься, что не всякий седан двухдверный седан достоин громкого звания купе. Впрочем, Octavia была вовсе не «Запорожцем».
Довольно симпатичный кузов стоял на трубчатой хребтовой раме, дорожный просвет был побольше, чем у нынешних кроссоверов, а подвеска впервые стала пружинной. Правда, только передняя — сзади по-прежнему оставались рессоры. Четырехцилиндровый карбюраторный мотор объемом 1,1 л на старте производства в 1959 году развивал 40 л.с. Позже его модернизировали, и он стал выдавать титанические 42 л.с.