ГИБДД перестала выдавать справки о ДТП

АвтоМирАвто

Право

Справочное бюро

ГИБДД перестала выдавать справки о ДТП. Не помешает ли это пострадавшим получить страховую выплату по ОСАГО или каско?

Новый административный регламент, который регулирует деятельность дорожно-патрульной службы ГИБДД с 20 октября этого года, с подачи СМИ изрядно переполошил автомобилистов. Помимо оказавшихся на поверку надуманными страшилок про грядущий произвол стражей дорог, с экранов телевизоров, компьютерных мониторов и страниц газет нам предрекли и скорый коллапс института страхования. Как обязательного – ОСАГО, так и добровольного – каско. Причиной тому называют нежелание полиции выдавать справки о дорожно-транспортном происшествии его участникам, что, в свою очередь, дает страховщикам право отказывать своим клиентам в страховой выплате. Имеют ли под собой почву эти опасения? Похоже, что имеют, но пока только теоретическую.

До сих пор инспекторы ГИБДД обязаны были оформлять справку о ДТП, но с 20 октября действует новый регламент, упразднивший справки. Но извещения о ДТП никто не отменял!

Обязанность инспекторов ДПС, прибывших на место происшествия, наряду с другими документами оформлять его участникам справки о ДТП была предусмотрена прежним регламентом, действовавшим с 2009 года (приказ МВД России № 185), а также соответствующей ведомственной инструкцией, утверждавшей типовой образец справки. Новый же регламент не содержит про этот документ никакого упоминания. Между тем справку о ДТП требуют представлять в страховую компанию вместе с заявлением о страховой выплате действующие ныне «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденные Центробанком в 2014 году. Поскольку это требование регулятора страхового рынка, оно обязательно для всех страховых компаний, но не для ГИБДД. Служивые оправдываются тем, что теперь у них просто нет оснований для выдачи такой справки. Если в 2009 году, когда принимался прежний регламент, эта обязанность на них была возложена едиными правилами страхования, утвержденными правительством еще в 2003-м году, то теперь этот порядок регулирует Центробанк, который полиции не указ. Получается, что страховщики вправе требовать от своих клиентов то, чего они не могут получить при всем желании.

Обязанность сообщить о происшествии и его участниках возложена на водителя, для чего закон требует от него направить в страховую компанию извещение о ДТП

А зачем вообще справка?

Ценность справки о ДТП в том, что из нее страховщик получает официальные сведения обо всех участвовавших в происшествии водителях, транспортных средствах и их повреждениях. Означает ли упразднение справки, что больше страховщик такую информацию не получит? Отнюдь. Обязанность сообщить о происшествии и его участниках возложена на водителя, для чего закон требует от него направить в страховую компанию извещение о ДТП. Увы, не каждый водитель выполняет это требование, да и качество информации, которую можно почерпнуть из извещений, по признанию страховых компаний, не лучшее. Поэтому они и предпочитают видеть у себя справку, где достоверность сведений гарантирует ГИБДД.

МВД, со своей стороны, парирует тем, что справка – далеко не единственный документ, из которого страховщик может получить информацию об обстоятельствах ДТП, его участниках и последствиях. В том случае, когда происшествие оформляется полицией, его участникам выдаются предусмотренные КоАП документы. Это протокол или постановление по делу об административном правонарушении, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо об отказе в возбуждении дела. Именно в этих документах сотрудникам ГИБДД предписано указывать сведения о водителях и транспортных средствах. Наконец, если у страховщика по-прежнему остались вопросы, ответы на них он может получить непосредственно от полиции, направив туда запрос.

Так или иначе, придется смириться с тем, что справку о ДТП с 20 октября больше не выдают. Тем не менее оснований для отказа в выплате у страховщиков, строго говоря, нет, ведь закон об ОСАГО, обязывая водителей предоставлять документы о ДТП, выданные полицией, не говорит, что это должна быть непременно справка. Как мы выяснили выше, у полиции есть иные способы дать страховщику ту информацию, которая ему необходима. Чтобы у страховщика не было искушения воспользоваться лазейкой и отказать клиенту в страховой выплате, Банку России предстоит внести необходимые коррективы в правила страхования, а страховщикам вместе с МВД выработать четкий регламент взаимодействия. Подождем.

Окно в европротокол

В России активно развивается так называемый «европротокол» – возможность обратиться в страховую без предъявления документов из полиции. Для этого в аварии должны участвовать два транспортных средства, ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО, отсутствуют пострадавшие, а ущерб причинен только этим транспортным средствам и, наконец, у участников нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия. При этом лимит выплаты по европротоколу составляет 50 тысяч рублей. Если какое-либо из условий не выполнено либо водители сомневаются в оценке суммы ущерба, они могут настаивать на оформлении документов полицией. При этом не факт, что полиция приедет на место происшествия. Может случиться так, что служивые предложат вам самим подъехать в подразделение ГИБДД, предварительно зафиксировав любыми доступными средствами обстановку на месте происшествия. В то же время власть недвусмысленно намекает, что не намерена останавливаться на достигнутом. Уже сейчас полиция крайне неохотно оформляет документы о ДТП с «железом». При этом подготовленные Минфином России поправки в закон об ОСАГО предполагают, в частности, увеличение предельной выплаты по европротоколу до 100 тысяч рублей, а главное – исключение взаимного согласия участников в оценке обстоятельств происшествия.

Какие сложности могут возникнуть при оформлении ДТП? Свой вопрос вы можете задать на сайте «Национальной юридической службы» www.amulex.ru или по телефонам +7 (495) 678-05-21, +7 (926) 295-27-33

На вопросы, которые читатели присылают в редакцию «АвтоМира», дает ответы Владимир Александров, автомобильный юрист

Не доехал до полиции

Я ехала в правом ряду, а Lada Vesta, которая неслась по полосе для автобусов, увидела на ней машину ДПС и резко свернула… в меня, помяв две двери. Гаишники все видели, вышли и сказали нам ехать в отделение. Я поехала. А водитель «Лады», пообещав приехать, так и не приехал. Меня оформили, записали с моих слов номер той машины, но что дальше? Как мне заявить в страховую, чтобы по ОСАГО все оформить?

Анна Тихонова, Москва

■ Сотрудники ДПС должны возбудить административное дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и назначить расследование. Вам остается только ждать, когда они установят собственника и водителя «Лады» и привлекут его к административной ответственности. Получив копии постановления в отношении водителя «Лады», вы вправе обратиться в страховую компанию за компенсацией причиненного вреда.

Оторвали и вернули

Какие-то хулиганы оторвали у меня во дворе передний номер, а потом кто-то его подсунул под «дворник». Я приделал номер и поехал, а теперь думаю, а надо было в полицию сообщить? Зачем вообще понадобилось кому-то отрывать номер, но не красть его? Это не новый вид «подстав»?

Михаил Мамедов, Москва

■ К сожалению, кто и с какой целью мог проделать подобное, неизвестно. Учитывая, что фактически государственные регистрационные знаки вашего транспортного средства (номера) на месте, едва ли есть необходимость и основания обращаться в полицию.

Штраф за забор

Во дворе ударила машину о заборчик. Совсем чуть-чуть. Вызвала участкового, он очень ругался и пригрозил штрафом за ДТП. Выписывать не стал в итоге. А что, правда, есть штраф за ДТП?

Милена Ермилина, Тверь

■ Действительно, ваши действия имеют состав ДТП. В следующий раз в подобной ситуации вам необходимо вызывать ДПС, оформлять ДТП и, возможно, вы действительно будете привлечены к административной ответственности, но не за ДТП, а за нарушение правил дорожного движения, в результате которого произошло ДТП.

Три месяца на нервах

Неудачно выезжал с парковки, задел «Газель», но вряд ли у нее что-то повредилось, я только своей машине крыло немного поцарапал, но это я потом уже увидел. А в тот момент машинально решил уехать – уже отъезжал, как заметил, что за рулем там сидит человек и на меня смотрит. Вот неделя прошла, ничего не происходит. Но я боюсь, меня же в теории могут прав лишить? Или если у «Газели» ничего не повреждено, ничего мне не будет?

Константин Лобков, Москва

■ Ваши действия имеют все признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 12.27 КоАП РФ. В случае, если водитель «Газели» обратится в ГИБДД и в отношении вас будет возбуждено административное дело, очень вероятно, что вы будете привлечены к ответственности за оставление места ДТП в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административного ареста на срок до пятнадцати суток. Принимая во внимание, что, согласно ст. 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности по данной статье составляет 3 месяца, вам придется все это время ждать развития событий.

Текст: Алексей Лучников
Фото: Сайганов Александр, Гетманец Инна/Фотобанк ЛОРИ; Сергей Бровко/Коммерсантъ/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Skoda Fabia: в поисках мотора Skoda Fabia: в поисках мотора

Ни один хэтчбек В-класса не снискал у нас такой популярности, как Fabia

АвтоМир
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Скорость без звука Скорость без звука

Как устроены электрические байки Ducati V21L

ТехИнсайдер
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
Фридрих Шиллер Фридрих Шиллер

Почему Шиллера боялись трогать — не только же из-за трудностей перевода?

Дилетант
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов

Пошаговый план действий для родственников человека с зависимостью

Psychologies
Потерянная туфелька и утраченная актуальность Потерянная туфелька и утраченная актуальность

Краткая история Золушки от египетских пирамид

Weekend
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее 7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее

На какие детали и узлы автомобиля нужно обратить особое внимание весной

РБК
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды

Что такое навязанная вина и как она связана с манипуляцией?

VOICE
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
У бонобо нашли вокальные диалекты У бонобо нашли вокальные диалекты

Ученые сравнили вокализации бонобо из трех разных зоопарков

N+1
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Сергей Курехин Сергей Курехин

Правила жизни музыканта, актера и сценариста Сергея Курехина

Правила жизни
Сильные стороны Сильные стороны

Знакомство с моторной яхтой Cranchi Sessantadue 62 верфи Cranchi Yachts

Y Magazine
Себя посмотреть Себя посмотреть

Самые важные открытия, которые я сделал, связаны с кухней родного края

Bones
Пар над водой Пар над водой

Хаусбот, заметно отличающийся от всех остальных

Y Magazine
Там, где остановилось время Там, где остановилось время

Брюгге — город, словно застывший в пространственно-временной капсуле

Знание – сила
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Открыть в приложении