ГИБДД перестала выдавать справки о ДТП

АвтоМирАвто

Право

Справочное бюро

ГИБДД перестала выдавать справки о ДТП. Не помешает ли это пострадавшим получить страховую выплату по ОСАГО или каско?

Новый административный регламент, который регулирует деятельность дорожно-патрульной службы ГИБДД с 20 октября этого года, с подачи СМИ изрядно переполошил автомобилистов. Помимо оказавшихся на поверку надуманными страшилок про грядущий произвол стражей дорог, с экранов телевизоров, компьютерных мониторов и страниц газет нам предрекли и скорый коллапс института страхования. Как обязательного – ОСАГО, так и добровольного – каско. Причиной тому называют нежелание полиции выдавать справки о дорожно-транспортном происшествии его участникам, что, в свою очередь, дает страховщикам право отказывать своим клиентам в страховой выплате. Имеют ли под собой почву эти опасения? Похоже, что имеют, но пока только теоретическую.

До сих пор инспекторы ГИБДД обязаны были оформлять справку о ДТП, но с 20 октября действует новый регламент, упразднивший справки. Но извещения о ДТП никто не отменял!

Обязанность инспекторов ДПС, прибывших на место происшествия, наряду с другими документами оформлять его участникам справки о ДТП была предусмотрена прежним регламентом, действовавшим с 2009 года (приказ МВД России № 185), а также соответствующей ведомственной инструкцией, утверждавшей типовой образец справки. Новый же регламент не содержит про этот документ никакого упоминания. Между тем справку о ДТП требуют представлять в страховую компанию вместе с заявлением о страховой выплате действующие ныне «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденные Центробанком в 2014 году. Поскольку это требование регулятора страхового рынка, оно обязательно для всех страховых компаний, но не для ГИБДД. Служивые оправдываются тем, что теперь у них просто нет оснований для выдачи такой справки. Если в 2009 году, когда принимался прежний регламент, эта обязанность на них была возложена едиными правилами страхования, утвержденными правительством еще в 2003-м году, то теперь этот порядок регулирует Центробанк, который полиции не указ. Получается, что страховщики вправе требовать от своих клиентов то, чего они не могут получить при всем желании.

Обязанность сообщить о происшествии и его участниках возложена на водителя, для чего закон требует от него направить в страховую компанию извещение о ДТП

А зачем вообще справка?

Ценность справки о ДТП в том, что из нее страховщик получает официальные сведения обо всех участвовавших в происшествии водителях, транспортных средствах и их повреждениях. Означает ли упразднение справки, что больше страховщик такую информацию не получит? Отнюдь. Обязанность сообщить о происшествии и его участниках возложена на водителя, для чего закон требует от него направить в страховую компанию извещение о ДТП. Увы, не каждый водитель выполняет это требование, да и качество информации, которую можно почерпнуть из извещений, по признанию страховых компаний, не лучшее. Поэтому они и предпочитают видеть у себя справку, где достоверность сведений гарантирует ГИБДД.

МВД, со своей стороны, парирует тем, что справка – далеко не единственный документ, из которого страховщик может получить информацию об обстоятельствах ДТП, его участниках и последствиях. В том случае, когда происшествие оформляется полицией, его участникам выдаются предусмотренные КоАП документы. Это протокол или постановление по делу об административном правонарушении, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо об отказе в возбуждении дела. Именно в этих документах сотрудникам ГИБДД предписано указывать сведения о водителях и транспортных средствах. Наконец, если у страховщика по-прежнему остались вопросы, ответы на них он может получить непосредственно от полиции, направив туда запрос.

Так или иначе, придется смириться с тем, что справку о ДТП с 20 октября больше не выдают. Тем не менее оснований для отказа в выплате у страховщиков, строго говоря, нет, ведь закон об ОСАГО, обязывая водителей предоставлять документы о ДТП, выданные полицией, не говорит, что это должна быть непременно справка. Как мы выяснили выше, у полиции есть иные способы дать страховщику ту информацию, которая ему необходима. Чтобы у страховщика не было искушения воспользоваться лазейкой и отказать клиенту в страховой выплате, Банку России предстоит внести необходимые коррективы в правила страхования, а страховщикам вместе с МВД выработать четкий регламент взаимодействия. Подождем.

Окно в европротокол

В России активно развивается так называемый «европротокол» – возможность обратиться в страховую без предъявления документов из полиции. Для этого в аварии должны участвовать два транспортных средства, ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО, отсутствуют пострадавшие, а ущерб причинен только этим транспортным средствам и, наконец, у участников нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия. При этом лимит выплаты по европротоколу составляет 50 тысяч рублей. Если какое-либо из условий не выполнено либо водители сомневаются в оценке суммы ущерба, они могут настаивать на оформлении документов полицией. При этом не факт, что полиция приедет на место происшествия. Может случиться так, что служивые предложат вам самим подъехать в подразделение ГИБДД, предварительно зафиксировав любыми доступными средствами обстановку на месте происшествия. В то же время власть недвусмысленно намекает, что не намерена останавливаться на достигнутом. Уже сейчас полиция крайне неохотно оформляет документы о ДТП с «железом». При этом подготовленные Минфином России поправки в закон об ОСАГО предполагают, в частности, увеличение предельной выплаты по европротоколу до 100 тысяч рублей, а главное – исключение взаимного согласия участников в оценке обстоятельств происшествия.

Какие сложности могут возникнуть при оформлении ДТП? Свой вопрос вы можете задать на сайте «Национальной юридической службы» www.amulex.ru или по телефонам +7 (495) 678-05-21, +7 (926) 295-27-33

На вопросы, которые читатели присылают в редакцию «АвтоМира», дает ответы Владимир Александров, автомобильный юрист

Не доехал до полиции

Я ехала в правом ряду, а Lada Vesta, которая неслась по полосе для автобусов, увидела на ней машину ДПС и резко свернула… в меня, помяв две двери. Гаишники все видели, вышли и сказали нам ехать в отделение. Я поехала. А водитель «Лады», пообещав приехать, так и не приехал. Меня оформили, записали с моих слов номер той машины, но что дальше? Как мне заявить в страховую, чтобы по ОСАГО все оформить?

Анна Тихонова, Москва

■ Сотрудники ДПС должны возбудить административное дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и назначить расследование. Вам остается только ждать, когда они установят собственника и водителя «Лады» и привлекут его к административной ответственности. Получив копии постановления в отношении водителя «Лады», вы вправе обратиться в страховую компанию за компенсацией причиненного вреда.

Оторвали и вернули

Какие-то хулиганы оторвали у меня во дворе передний номер, а потом кто-то его подсунул под «дворник». Я приделал номер и поехал, а теперь думаю, а надо было в полицию сообщить? Зачем вообще понадобилось кому-то отрывать номер, но не красть его? Это не новый вид «подстав»?

Михаил Мамедов, Москва

■ К сожалению, кто и с какой целью мог проделать подобное, неизвестно. Учитывая, что фактически государственные регистрационные знаки вашего транспортного средства (номера) на месте, едва ли есть необходимость и основания обращаться в полицию.

Штраф за забор

Во дворе ударила машину о заборчик. Совсем чуть-чуть. Вызвала участкового, он очень ругался и пригрозил штрафом за ДТП. Выписывать не стал в итоге. А что, правда, есть штраф за ДТП?

Милена Ермилина, Тверь

■ Действительно, ваши действия имеют состав ДТП. В следующий раз в подобной ситуации вам необходимо вызывать ДПС, оформлять ДТП и, возможно, вы действительно будете привлечены к административной ответственности, но не за ДТП, а за нарушение правил дорожного движения, в результате которого произошло ДТП.

Три месяца на нервах

Неудачно выезжал с парковки, задел «Газель», но вряд ли у нее что-то повредилось, я только своей машине крыло немного поцарапал, но это я потом уже увидел. А в тот момент машинально решил уехать – уже отъезжал, как заметил, что за рулем там сидит человек и на меня смотрит. Вот неделя прошла, ничего не происходит. Но я боюсь, меня же в теории могут прав лишить? Или если у «Газели» ничего не повреждено, ничего мне не будет?

Константин Лобков, Москва

■ Ваши действия имеют все признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 12.27 КоАП РФ. В случае, если водитель «Газели» обратится в ГИБДД и в отношении вас будет возбуждено административное дело, очень вероятно, что вы будете привлечены к ответственности за оставление места ДТП в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административного ареста на срок до пятнадцати суток. Принимая во внимание, что, согласно ст. 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности по данной статье составляет 3 месяца, вам придется все это время ждать развития событий.

Текст: Алексей Лучников
Фото: Сайганов Александр, Гетманец Инна/Фотобанк ЛОРИ; Сергей Бровко/Коммерсантъ/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции От редакции

Полиция хочет тихо обеспечить себе возможность ловить больше нетрезвых водителей

АвтоМир
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Выиграли гонку Выиграли гонку

12 супермоделей начала 2025 года

Men Today
Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута

Куратор музея обнаружил в архивах черно-белые фотографии бандикута

N+1
Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист

Клоун — человек, который живет тем, что делает в манеже

Коллекция. Караван историй
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова «Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

Forbes
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь» Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь»

«Русская Тильда Суинтон» рассказала, как обнаружить в Москве родной Минск

Ведомости
Что такое DDoS-атака и как она работает Что такое DDoS-атака и как она работает

Объясняем, что такое DDoS и как оно работает

ТехИнсайдер
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели

Тренды и стартапы в HotelTech-индустрии, которое меняет пользовательский опыт

Inc.
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой

Почему в мире бесконечных возможностей мы все чаще чувствуем тревогу, пустоту?

Forbes
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Мальчик и дерево Мальчик и дерево

Как важно держаться корней в прямом и переносном смысле

Men Today
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе

Ученые успешно протестировали радарную систему зонда Europa Clipper

ТехИнсайдер
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
Открыть в приложении