Кто попал на ОСАГО?
Министерство финансов подготовило новые поправки в закон об ОСАГО, которые вот-вот рассмотрит правительство. Если чиновники, а затем и депутаты законопроект одобрят, то второй этап либерализации «автогражданки» окажется выгоден опытным водителям, а лихачей заставит потратиться
Это уже второй пакет поправок к злосчастному закону об ОСАГО, подготовленный Минфином за последнее время. Летом министерство уже прорабатывало либерализацию ОСАГО, но те предложения по многим пунктам не устроили общественность. После серии обсуждений в начале осени Минфин оперативно подготовил новый вариант.
Изменения в законе нужны для реализации второго этапа реформы «автогражданки». Первый этап будет осуществляться без изменения закона об ОСАГО – чтобы выполнить все задуманное, достаточно решений Центробанка как мегарегулятора страхового рынка. Напомним, начальный этап реформы, о котором мы рассказывали в «АвтоМире» №41, 2018 подразумевает расширение тарифного коридора на 20%, изменение системы расчета коэффициентов «возраст-стаж» и «бонус-малус». Если в ноябре Центробанк утвердит первый этап реформы, то новый тарифный коридор и коэффициенты начнут действовать с 1 января 2019 г.
Второй этап, который и описывает новый законопроект Минфина, будет реализовываться в конце 2019-го и в 2020 году. Чиновники предлагают убрать сначала коэффициент мощности, а затем – территориальный. Взамен при расчете стоимости ОСАГО хотят учитывать манеру вождения – насколько она агрессивна, как резко водитель тормозит и перестраивается. Все эти параметры будет призвано отслеживать телематическое устройство, установленное в автомобиле и постоянно собирающее данные о стиле вождения, скорости передвижения, торможении и выполнении маневров, пробеге и местонахождении автомобиля.
При расчете цены ОСАГО Минфин предлагает учитывать и серьезные нарушения ПДД. Информацию страховщики в таком случае будут брать из электронной базы ГИБДД, учитывая историю нарушений за предшествующий год. Серьезными будут считаться те, за которые предусмотрено лишение прав, в их числе, напомним, – вождение в нетрезвом виде, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу. Как обещают в Минфине, нарушения правил остановки не отразятся на стоимости ОСАГО.
Обещают сплошную выгоду
Законопроект подразумевает дополнительное изменение допустимого отклонения от базовой цены тарифа. В рамках второго этапа реформы коридор расширится сначала на 30%, а затем на 40%. «Это не означает повышения цены на 30-40%» – подчеркивает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. В РСА разъясняют, что максимальная стоимость полиса ОСАГО не сможет превысить 3 базовых тарифа. Сейчас цена страховки доходит до 25 943 рублей. Также власти хотят увеличить срок действия полисов, разрешив продавать их на период до 3 лет. В Минфине, Центробанке и РСА рассчитывают, что все эти изменения помогут перераспределить затраты автовладельцев на ОСАГО: в более выгодном положении будут добросовестные водители, которые редко попадают в ДТП и обходятся без грубых нарушений. И напротив, ездить небезопасно станет весьма накладно. Кроме того, в РСА уверяют, что либерализация тарифов и расширение коридора базового тарифа даст страховым компаниям возможность конкурировать, корректируя свою ценовую политику.
«Либерализация ОСАГО нужна. Этот тезис уже не вызывает сомнений. Ее необходимость признают все участники переговорного процесса. Сегодня разговор из теоретического перешел в более прикладное русло: обсуждается уже не оправданность, а наполнение реформы. Предложения Минфина органично ложатся на второй этап либерализации ОСАГО, они станут логичным продолжением предложений ЦБ», – говорит президент РСА Игорь Юргенс.
Как будет идти реформа ОСАГО, если оба этапа утвердят
Фото: Момотюк Сергей/Фотобанк ЛОРИ; Юрий Смитюк/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl