Что будет с ценами на бензин в 2019 году?
Резкий рост цен на бензин в текущем году не оставил равнодушными автовладельцев и правительство. Кабмин ультимативно потребовал от операторов АЗС заморозить цены до марта следующего года. Разбираемся, что ждет внутренний рынок топлива в будущем
По данным еженедельного мониторинга производства нефтепродуктов Росстата, по состоянию на 25 ноября по сравнению с декабрем 2017 года цены на бензин АИ-92 и АИ-95 выросли на 9,5%. Дизельное топливо подорожало еще больше – на 14,5%. При этом в ноябре 2018 года цены почти не росли: на бензин они не изменились, а на дизель выросли всего на 0,4%. Причиной этому стало активное вмешательство правительства, которое увидело в стремительном росте цен на топливо угрозу экономическому росту и социальной стабильности.
Правительство и нефтяные компании на совещании 31 октября договорились о мерах стабилизации топливного рынка. Речь шла о заморозке цен на бензин до конца 2018 года на уровне июня. В дальнейшем цены можно будет повысить, но в строго определенных рамках: на 1,7% в январе 2019 года (в качестве компенсации повышения НДС с 18% до 20%) и на 4,6% в феврале-марте в связи с ожидаемым уровнем инфляции. Отдельное соглашение касается независимых операторов АЗС, не связанных с нефтяными монополиями – им разрешено держать розничные цены на 4% выше, чем на АЗС нефтяников.
Переговоры продавцов топлива с властями шли трудно. Рост цен в текущем году операторы АЗС обосновывали повышением акцизов, а также ростом внутреннего спроса на фоне большей привлекательности экспорта. Для урегулирования ситуации премьер-министр Дмитрий Медведев не исключал введения заградительной пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Согласие продавцов топлива «заморозить» цены стало условием отказа правительства от этой идеи.
Впрочем, называть договоренности нефтяников и властей «заморозкой» цен можно только с большой натяжкой. Средневзвешенная цена топлива, основанная на стоимости 1 л бензина АИ92, -95 и -98, а также дизеля, по данным Росстата, 25 ноября составила 43,48 рубля. Если прибавить к этому запланированные 6,3% роста до конца первого квартала 2019 года, то получается, что 1 апреля средний ценник составит 46,21 рубля. При этом речь, естественно, о среднероссийских ценах – в Москве, Петербурге, а также логистически неудобных регионах, в Крыму, в Калининграде и в Восточной Сибири, цены будут значительно выше. Впрочем, и достигнутое соглашение продавцы топлива выгодным для себя не считают. 1 января акцизы на бензин вырастут с нынешних 8213 до 12 374 рублей за тонну, на дизельное топливо – с 5665 до 8541 рубля за тонну. При этом заработает и соглашение о так называемой демпфирующей надбавке – бюджетной субсидии, с помощью которой правительство компенсирует нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке. Это позволит минимизировать убытки производителям бензина, но не независимым сетям АЗС. По мнению Евгения Аркуши, главы Российского топливного союза, который объединяет независимых заправщиков, для независимых АЗС лучшим механизмом был бы плавающий акциз, а не действующая система с фиксированными ставками. Впрочем, замглавы ФАС Анатолий Голомолзин на пресс-конференции в ТАСС предположил, что идея гибких ставок акцизов в 2019 году в жизнь не претворится.
Что будет с ценами на бензин после марта 2019 года, не берется предсказать никто. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в эфире «России-1» заявил, что повышение акцизов создает риски дальнейшего роста цен. Павел Баженов, президент Независимого топливного союза, который также объединяет владельцев независимых сетей АЗС, уверен, что к росту цен и монополизации рынка приведет вымывание из него независимых игроков. Он напомнил, что доля независимых АЗС на рынке сейчас составляет около 60%. При этом, на фоне роста оптовых цен и оттока клиентов на более дешевые АЗС нефтяников, этот бизнес сегодня поставлен на грань выживания.
Как формируются цены на топливо?
В России цены на топливо определяются международной ценой нефти, курсом рубля и налоговой нагрузкой – экспортными пошлинами, акцизами и НДС. Весенний рост цен был обусловлен именно негативной динамикой всех этих составляющих: 1 января 2018 года правительство повысило акцизы, цены на нефть выросли, а рубль, наоборот, ослабел. При этом цена нефти и курс рубля стали заметно влиять на цены топлива только с февраля прошлого года. Тогда правительство ввело «бюджетное правило» и отвязало курс рубля от цены на нефть. Таким образом стали возможны одновременный рост цен на нефть и ослабление рубля, а значит – и рост рублевой экспортной цены на топливо.
Их нравы
Решение французских властей повысить цены на бензин привело к массовым демонстрациям. Акции протеста «желтых жилетов» продолжаются в крупнейших городах страны уже несколько недель и ознаменовались столкновениями с полицией и погромами. Так, только в Париже в результате драки демонстрантов с полицейскими пострадали более ста протестующих и 17 стражей порядка. Сотни демонстрантов были задержаны. По данным премьер-министра Франции Эдуара Филиппа, в Париже в акциях «желтых жилетов» участвовали около 5500 человек, во всей Франции – более 80 000. Согласно результатам опросов, от президента страны Эммануэля Макрона отмены решения о повышении налогов на топливо ожидают более 80% французов. Глава государства пока воздерживается от прямого общения с протестующими, которые призывают к отставке его правительства. Тем не менее, из-за протестов он уже был вынужден отложить визит в Сербию.
Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press; Петр Кассин/Коммерсантъ/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl