Право
Протокольные мероприятия
Сага о том, как страховые компании перекладывают свои затраты на плечи водителей, решивших не вызывать ГИБДД для оформления ДТП.
Европротокол, то есть возможность упрощенного – без участия сотрудников ГИБДД – оформления документов о ДТП приобретает все большую популярность. По данным Российского союза автостраховщиков, сегодня почти каждое третье происшествие оформляется по этой схеме.
На первый взгляд, в ней одни плюсы: не надо ждать прибытия экипажа ДПС на место аварии, порождая многочасовые пробки и проклятия их обитателей, не надо присутствовать при оформлении бесчисленных бумаг, кататься между ГИБДД и страховой в поисках недостающих документов и терпеть прочие неудобства. Однако и здесь есть свои нюансы, знание которых критически важно тем, кто решил воспользоваться этим, безусловно, прогрессивным и цивилизованным механизмом урегулирования убытков.
Для того, чтобы оформить документы о ДТП, не прибегая к помощи полиции, требуется соблюдение сразу трех условий, перечисленных в статье 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Первое условие – в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в нем (больше ничье имущество, включая элементы дорожной инфраструктуры, не пострадало). Второе – таких транспортных средств только два (без учета прицепов), причем оба водителя имеют действующий полис ОСАГО. И, наконец, третье обязательное условие заключается в отсутствии у участников разногласий относительно причин аварии, а также причиненного ущерба. Примите во внимание, что лимит возмещения ущерба по европротоколу установлен в размере 50 тысяч рублей. Правда, для ДТП, произошедших на территории Москвы, Санкт-Петербурга и их областей, эта сумма может достигать 400 тысяч, но на практике такая возможность сегодня практически нереализуема. Иными словами, европротокол удобен в случае небольших аварий с материальным ущербом, подавляющее большинство которых происходит на запруженных городских улицах.
Решив воспользоваться упрощенным порядком, не стоит забывать и о его «процессуальной» части – правилах составления документов и извещения страховой компании. Следуя норме закона, в случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции оба водителя должны идентично заполнить и подписать два бланка извещения о ДТП, каждый из которых надо в пятидневный срок направить (любым доступным способом, в идеале – заказным письмом с уведомлением) в страховую компанию, застраховавшую риск наступления их гражданской ответственности. Тем самым оба водителя – и виновник и пострадавший – извещают каждый свою страховую компанию о факте наступления страхового случая. К сожалению, виновник нередко забывает об этой обязанности, рассуждая так: поскольку мне от страховой компании ничего не надо, зачем мне что-то направлять? На самом деле такая недальновидность – это очень удобная лазейка, позволяющая страховщику переложить свои затраты на плечи ничего не подозревающего водителя.
Все дело в том, что в новой редакции статьи 14 закона об ОСАГО в перечень оснований для предъявления регрессного требования к страхователю (то есть требования о компенсации выплаченного страховой компанией пострадавшему страхового возмещения) наряду с управлением транспортным средством без прав или (и) в состоянии опьянения, оставлением виновником места ДТП, махинациями с полисом и прочими злонамеренными проделками включили и невыполнение обязанности по направлению страховщику в пятидневный срок своего экземпляра извещения о ДТП. Поэтому страховые компании охотно пользуются неосведомленностью клиентов. Причем в этом случае можно не скупиться при составлении калькуляции убытков, удовлетворяя любые пожелания пострадавшего и зарабатывая тем самым себе репутацию исключительно лояльной к пожеланиям клиента компании. Действительно, зачем жлобствовать, если в конечном счете платить все равно будет виновник?
Не стоит забывать и о том, что на обоих участников ДТП возлагается обязанность по требованию страховой компании в течение пяти дней представить машины для осмотра и проведения независимой экспертизы. Приступать к ремонту или утилизации пострадавшего транспортного средства можно не ранее 15 рабочих дней с момента происшествия. Невыполнение этого требования виновником аварии также станет законным основанием переложить на его плечи уплаченную страховой компанией в качестве возмещения сумму. Надеемся, наши советы помогут вам избежать неожиданностей при оформлении ДТП без участия полиции. Наиболее правильным будет перечитать и четко следовать соответствующим требованиям закона об ОСАГО.
Интерактивная помощь
Один из вопросов, который возникает у участников ДТП при принятии решения не вызывать полицию, а воспользоваться европротоколом, – это проверка легитимности предъявляемого вторым участником полиса ОСАГО. Для этого можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте Российского союза автостраховщиков (www.autoins.ru/ru/osago/polis/). Кроме того, профессиональное объединение автостраховщиков разработало бесплатное мобильное приложение, которое пошагово расскажет и поможет правильно оформить ДТП без полиции, включая фиксацию обстановки на месте происшествия. Оно получило название «ДТП. Европротокол» и доступно для загрузки в операционных системах Android и IOS на сайтах соответствующих магазинов.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl