Архивировать себя. Как цифровые аватары сделают нас бессмертными
Фейковый Трамп, молодая копия Джеффа Бриджеса в «Троне» и голливудские актрисы в порно — все это цифровые двойники реальных личностей. По прогнозам, к 2025 году этот рынок достигнет 32,3 млрд долларов. Иван Филь, глава Sber Gamification Lab, разбирается, какими бывают виртуальные копии и как они меняют понятие человечности
В конце 90-х перед широкой публикой впервые предстали анимированные музыканты Gorillaz. Частью проекта стали не только артисты, но и виртуальная вселенная, в которой они живут: например, один из музыкантов «попал» там в тюрьму и смог успешно из нее «сбежать».
В конце нулевых стадионы собирал уже другой цифровой аватар — японская певица Хацунэ Мику. Ее голограмма была на разогреве у Леди Гаги. Голос Мику — синтез голоса живой певицы и технологий программы Vocaloid.
В 2016-м взошла новая цифровая звезда — блогер, инфлюенсер и модель Лил Микела. Цифровая Instagram-селебрити — в списке самых влиятельных людей в интернете по версии журнала Time.
Сегодня цифровые аватары становятся доступными всем. Любой рядовой пользователь может сделать личный Memoji в айфоне или в один клик заменить лицо звезды на фотографии на свое. Такие аватары стирают границы между реальным и виртуальным, как и предсказывали фантасты прошлых десятилетий. Из научной фантастики они превращаются в быстрорастущий рынок.
Цифровые селебрити
В декабре Сбер выпустил ролик, где Жорж Милославский попадает в 2020 год. Банк использовал образ персонажа из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», чтобы креативно рассказать о трансформации компании. Ролик создали с помощью технологии Deepfake: это методика синтеза видео и фото с помощью нейросети, которая обучается на изображениях реального человека. Оригинальный код Deepfake опубликован на GitHub, поэтому реализация доступна всем, кто хотя бы немного разбирается в программировании. Основная сложность — подготовка данных на основе сотен или тысяч изображений.
Раньше воссоздать образ нужного героя могла помочь только сложная CGI-графика. В 1993 году с ее помощью досняли фильм «Ворон» — исполнитель главной роли Брендон Ли трагически погиб во время съемок. Тот же трюк повторили создатели фильма «Гладиатор», потерявшие Оливера Рида: две минуты с участием цифрового актера стоили киностудии 3,2 млн долларов.
То, что раньше было вынужденной мерой для спасения фильма, сегодня стало трендом. Теперь цифровые двойники есть у многих кассовых актеров, например у Арнольда Шварценеггера. Их используют в кинопроизводстве, чтобы заменить лицо каскадера на лицо звезды, сохранить прибыльный образ на будущее либо омолодить актера. Например, Курт Рассел в роли божества Эго в «Стражах галактики» стал на 30 лет моложе — благодаря цифровым мощностям и игре со светотенью.