Доля отправки зерна к портам по ж/д выросла до 40%

АгроинвесторБизнес

Вагоны догоняют машины

Доля отправки зерна к портам по ж/д выросла до 40%

Елена Максимова

Урожай зерна прошлого года рекордным не был, хотя и оценивается как высокий. Тем не менее экспорт в сезоне-2020/21 шел стремительными темпа ми. Спрос на перевозки зерна тоже был хорошим, особенно по железной дороге. Доля же автомобилей в прошлом сельхозгоду снизилась сразу на 7% — сказалось принятие меморандума о перегрузах, вылившееся в рост тарифов на транспортировку.

По оценкам аналитического центра «Русагротранса », объем перевозок зерна на экспорт по железной дороге в России в сезоне-2020/21 составил 19 млн т. «Это исторический рекорд и в 1,4 раза больше, чем годом ранее, когда отгрузки по ж/д составили около 13,5 млн т, — отмечает руководитель центра Игорь Павенский. — Причем впервые шесть месяцев подряд перевозилось более 2 млн т зерна ежемесячно, на максимуме — 2,3 млн т». Более того, объемы транспортировки зерновых по железной дороге в ушедшем сельхозгоду превысили даже показатель сезона-2017/18 — 18,6 млн т, когда был собран рекордный урожай зерна в 135,5 млн т. В прошлом году, согласно данным Росстата, в стране было собрано 132,9 млн т.

Как шли отгрузки зерна на экспорт по железной дороге

По всем направлениям

Источник: аналитический центр «Русагротранса»

Стимуляция субсидией

Доля железнодорожных перевозок в экспорте зерна возросла с 33% до 40% — показатель по итогам сезона составил 19 млн т. «Это максимум с сезона-2011/12», — уточняет Павенский. По его мнению, росту объемов перевозок по железной дороге, во-первых, способствовало увеличение мощностей по выгрузке вагонов в глубоководных портах примерно на четверть в прошлом сельхозгоду. В этом сезоне данный показатель продолжит расти, в том числе за счет расширения практики формирования маршрутов.

Второй фактор — рекордные урожаи в 2020 году и исторически высокие объемы отгрузок на экспорт в двух регионах, откуда везут зерно преимущественно железной дорогой — в Центре и Поволжье. Так, в ЦФО вывоз увеличился в 1,8 раза до 8,5 млн т, в ПФО — в 2,9 раза до 5,2 млн т, сообщает эксперт. «В нашем регионе в сезоне-2020/21 объемы перевозок зерна как железнодорожным, так и автотранспортом выросли из-за высокого урожая», — подтверждает гендиректор компании «Елань» (Оренбургская область) Алексей Орлов. Однако свое зерно, на которое приходится 95% от всего объема перевозимого компанией урожая, предприятие в прошлом году в основном доставляло получателю по железной дороге, так как до ближайшего терминала более 2 тыс. км. Хотя раньше продукция нередко отправлялась и машинами до Волги, а оттуда — по воде к морским терминалам. Но теперь волжские порты в Оренбургской области не работают.

Компания «Грейнрус Агро» (Курская область) в июле прошлого года перевезла 60 тыс. т зерна железнодорожным транспортом — данный способ доставки предприятие использует как раз потому, что возит продукцию на дальние расстояния — из Курской области в Ростовскую на 800 км и в Новороссийск на 1,3 тыс. км. Доля ж/д в июле 2020 года составила 100%. «В июле текущего года мы пока не осуществляли отгрузок по железной дороге, так как урожай значительно меньше, чем годом ранее, из-за погодных условий, да и в целом в этом сезоне у нас зерна для перевозок будет немного», — сообщает гендиректор «Грейнрус Агро» Сергей Мирюк.

В то же время объемы поставок на экспорт с Юга и Северного Кавказа в прошлом сезоне из-за снижения урожая суммарно упали в 1,5 раза — до 3,5 млн т с 5,3 млн т годом ранее. Это минимум за последние пять лет, обращает внимание Павенский. Перевозки из Сибири, где урожай был ненамного выше 2019 года, незначительно превысили уровень прошлого года и достигли 1,5 млн т.

Увеличение объемов железнодорожных перевозок в первую очередь связано с субсидией на перевозку зерновых, действие которой, правда, уже закончено, комментирует президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. Возможность получить выплату у участников рынка была с 1 февраля по 31 августа 2020 года, а в направлении Дальнего Востока — с 1 января по 31 декабря. «Соответственно, теперь нет и предпосылок для дальнейшего роста спроса на доставку зерна по ж/д, — рассуждает эксперт. — Если же правительство примет решение о дальнейшем субсидировании железнодорожных перевозок, то, возможно, и далее будет наблюдаться увеличение интереса к ним со стороны сельхозпроизводителей».

В этом году субсидии работали при транспортировке зерна из Сибири и Урала в отдельные субъекты Центрального, Северо-Западного, Сибирского, Северо-Кавказского, Дальневосточного и Южного федеральных округов с января по август, а также круглогодично в направлении регионов Дальнего Востока, говорит Павенский. Также действует скидка на перевозку из южных регионов с марта по июль на короткие расстояния — до 400 км. Эксперту известно, что летом шло обсуждение возможности увеличить расстояния и сроки действия скидки.

Результатом действия выплат для ДФО стало увеличение потока зерна в направлении Монголии и Китая, а также на дальневосточные порты, добавляет руководитель аналитического центра «Русагротранса». В частности, из Сибири в Монголию объем поставок увеличился со 146 тыс. т до 312 тыс. т, в КНР, куда зерно (пшеница, ячмень, кукуруза) везется в основном по рельсам, отгрузки в прошлом сезоне выросли в 3,7 раза по сравнению с позапрошлым. А в порты Дальнего Востока железнодорожным транспортом стало доставляться в 6,2 раза больше зерна.

Объемы перевозок зерна ж/д-транспортом

В целом за сезон

Автоперевозки подорожали

В сентябре прошлого года в силу вступил меморандум о недопущении перегрузов на автотранспорте. После этого зерно перестали массово возить автомобилями на дальние расстояния, делится наблюдениями Павенский. «Ранее в сторону портов в основном Азовского и Черного морей отправляли продукцию не только из южных регионов (на расстояние до 400 км), но и из центра (до 800 км) и даже из Поволжья (до 1500 км)», — знает он. Впрочем, принятие меморандума о перегрузах повлияло и на внутренний рынок: так, по железной дороге внутри страны на короткие расстояния (до 400 км) в сезоне-2020/21 было перевезено в 1,2 раза больше зерна, чем год назад, подчеркивает эксперт. Более же полную картину влияния моратория на перегрузы рынок увидит только в этом сезоне, потому что в прошлом сельхозгоду было очень существенное снижение урожая и, соответственно, поставок зерна из основных производящих регионов — Краснодарского края и Ставрополья — как по железной дороге, так и автотранспортом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

#пронауку: что такое лукизм и как он влияет на оценку окружающих #пронауку: что такое лукизм и как он влияет на оценку окружающих

Почему некоторые автоматически судят о личности по физической красоте?

РБК
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона» Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона»

Беседа с ведущим экспертом по внедрению инноваций Шахзадом Ансари

РБК
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений

Эффективный комплекс упражнений для укрепления мышц, которые можно делать дома

РБК
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
Люди, традиции, поговорки и преступления Люди, традиции, поговорки и преступления

Из чего Льюис Кэрролл создал «Алису в Стране чудес»

Weekend
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

Ведомости
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
Погружной или стационарный блендер: какой выбрать Погружной или стационарный блендер: какой выбрать

Сравниваем плюсы и минусы погружного и стационарного блендера

CHIP
В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя

Что археологи обнаружили в царском захоронении древних майя

N+1
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
«Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством «Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством

Как Эстер Петерсон стала главной союзницей работающих американок

Forbes
Роботы против дефицита Роботы против дефицита

Роботизация помогает бизнесу, но требует новых специалистов

Ведомости
Не только Мирра Андреева: 5 российских теннисисток, за которыми стоит следить Не только Мирра Андреева: 5 российских теннисисток, за которыми стоит следить

В российском теннисе выросло поколение спортсменок. За кем стоит следить?

Правила жизни
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Высшее образование помогает или мешает браку? Ответ оказался сложнее, чем мы думали Высшее образование помогает или мешает браку? Ответ оказался сложнее, чем мы думали

Почему рост образованности сопровождается снижением числа браков?

Inc.
Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер

Хроническая инфекция хеликобактер служит основной причиной рака желудка

N+1
В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной

Новый способ пролить свет на загадку темной материи

Inc.
РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых

Как ученые подтвердили нейрогенез у взрослых

N+1
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год

Роль в развитии Карлоса Алькараса его агента и умении располагать к себе фанатов

Forbes
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Покладистая жена и муж из деревни: как и зачем в Китае рекламируют русских женщин Покладистая жена и муж из деревни: как и зачем в Китае рекламируют русских женщин

Зачем китайцев все чаще стали подталкивать к бракам с иностранками

Forbes
Открыть в приложении