Доля отправки зерна к портам по ж/д выросла до 40%

АгроинвесторБизнес

Вагоны догоняют машины

Доля отправки зерна к портам по ж/д выросла до 40%

Елена Максимова

Урожай зерна прошлого года рекордным не был, хотя и оценивается как высокий. Тем не менее экспорт в сезоне-2020/21 шел стремительными темпа ми. Спрос на перевозки зерна тоже был хорошим, особенно по железной дороге. Доля же автомобилей в прошлом сельхозгоду снизилась сразу на 7% — сказалось принятие меморандума о перегрузах, вылившееся в рост тарифов на транспортировку.

По оценкам аналитического центра «Русагротранса », объем перевозок зерна на экспорт по железной дороге в России в сезоне-2020/21 составил 19 млн т. «Это исторический рекорд и в 1,4 раза больше, чем годом ранее, когда отгрузки по ж/д составили около 13,5 млн т, — отмечает руководитель центра Игорь Павенский. — Причем впервые шесть месяцев подряд перевозилось более 2 млн т зерна ежемесячно, на максимуме — 2,3 млн т». Более того, объемы транспортировки зерновых по железной дороге в ушедшем сельхозгоду превысили даже показатель сезона-2017/18 — 18,6 млн т, когда был собран рекордный урожай зерна в 135,5 млн т. В прошлом году, согласно данным Росстата, в стране было собрано 132,9 млн т.

Как шли отгрузки зерна на экспорт по железной дороге

По всем направлениям

Источник: аналитический центр «Русагротранса»

Стимуляция субсидией

Доля железнодорожных перевозок в экспорте зерна возросла с 33% до 40% — показатель по итогам сезона составил 19 млн т. «Это максимум с сезона-2011/12», — уточняет Павенский. По его мнению, росту объемов перевозок по железной дороге, во-первых, способствовало увеличение мощностей по выгрузке вагонов в глубоководных портах примерно на четверть в прошлом сельхозгоду. В этом сезоне данный показатель продолжит расти, в том числе за счет расширения практики формирования маршрутов.

Второй фактор — рекордные урожаи в 2020 году и исторически высокие объемы отгрузок на экспорт в двух регионах, откуда везут зерно преимущественно железной дорогой — в Центре и Поволжье. Так, в ЦФО вывоз увеличился в 1,8 раза до 8,5 млн т, в ПФО — в 2,9 раза до 5,2 млн т, сообщает эксперт. «В нашем регионе в сезоне-2020/21 объемы перевозок зерна как железнодорожным, так и автотранспортом выросли из-за высокого урожая», — подтверждает гендиректор компании «Елань» (Оренбургская область) Алексей Орлов. Однако свое зерно, на которое приходится 95% от всего объема перевозимого компанией урожая, предприятие в прошлом году в основном доставляло получателю по железной дороге, так как до ближайшего терминала более 2 тыс. км. Хотя раньше продукция нередко отправлялась и машинами до Волги, а оттуда — по воде к морским терминалам. Но теперь волжские порты в Оренбургской области не работают.

Компания «Грейнрус Агро» (Курская область) в июле прошлого года перевезла 60 тыс. т зерна железнодорожным транспортом — данный способ доставки предприятие использует как раз потому, что возит продукцию на дальние расстояния — из Курской области в Ростовскую на 800 км и в Новороссийск на 1,3 тыс. км. Доля ж/д в июле 2020 года составила 100%. «В июле текущего года мы пока не осуществляли отгрузок по железной дороге, так как урожай значительно меньше, чем годом ранее, из-за погодных условий, да и в целом в этом сезоне у нас зерна для перевозок будет немного», — сообщает гендиректор «Грейнрус Агро» Сергей Мирюк.

В то же время объемы поставок на экспорт с Юга и Северного Кавказа в прошлом сезоне из-за снижения урожая суммарно упали в 1,5 раза — до 3,5 млн т с 5,3 млн т годом ранее. Это минимум за последние пять лет, обращает внимание Павенский. Перевозки из Сибири, где урожай был ненамного выше 2019 года, незначительно превысили уровень прошлого года и достигли 1,5 млн т.

Увеличение объемов железнодорожных перевозок в первую очередь связано с субсидией на перевозку зерновых, действие которой, правда, уже закончено, комментирует президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. Возможность получить выплату у участников рынка была с 1 февраля по 31 августа 2020 года, а в направлении Дальнего Востока — с 1 января по 31 декабря. «Соответственно, теперь нет и предпосылок для дальнейшего роста спроса на доставку зерна по ж/д, — рассуждает эксперт. — Если же правительство примет решение о дальнейшем субсидировании железнодорожных перевозок, то, возможно, и далее будет наблюдаться увеличение интереса к ним со стороны сельхозпроизводителей».

В этом году субсидии работали при транспортировке зерна из Сибири и Урала в отдельные субъекты Центрального, Северо-Западного, Сибирского, Северо-Кавказского, Дальневосточного и Южного федеральных округов с января по август, а также круглогодично в направлении регионов Дальнего Востока, говорит Павенский. Также действует скидка на перевозку из южных регионов с марта по июль на короткие расстояния — до 400 км. Эксперту известно, что летом шло обсуждение возможности увеличить расстояния и сроки действия скидки.

Результатом действия выплат для ДФО стало увеличение потока зерна в направлении Монголии и Китая, а также на дальневосточные порты, добавляет руководитель аналитического центра «Русагротранса». В частности, из Сибири в Монголию объем поставок увеличился со 146 тыс. т до 312 тыс. т, в КНР, куда зерно (пшеница, ячмень, кукуруза) везется в основном по рельсам, отгрузки в прошлом сезоне выросли в 3,7 раза по сравнению с позапрошлым. А в порты Дальнего Востока железнодорожным транспортом стало доставляться в 6,2 раза больше зерна.

Объемы перевозок зерна ж/д-транспортом

В целом за сезон

Автоперевозки подорожали

В сентябре прошлого года в силу вступил меморандум о недопущении перегрузов на автотранспорте. После этого зерно перестали массово возить автомобилями на дальние расстояния, делится наблюдениями Павенский. «Ранее в сторону портов в основном Азовского и Черного морей отправляли продукцию не только из южных регионов (на расстояние до 400 км), но и из центра (до 800 км) и даже из Поволжья (до 1500 км)», — знает он. Впрочем, принятие меморандума о перегрузах повлияло и на внутренний рынок: так, по железной дороге внутри страны на короткие расстояния (до 400 км) в сезоне-2020/21 было перевезено в 1,2 раза больше зерна, чем год назад, подчеркивает эксперт. Более же полную картину влияния моратория на перегрузы рынок увидит только в этом сезоне, потому что в прошлом сельхозгоду было очень существенное снижение урожая и, соответственно, поставок зерна из основных производящих регионов — Краснодарского края и Ставрополья — как по железной дороге, так и автотранспортом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки» Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки»

Как со временем трансформируется сфера платежей

РБК
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
Новое начало Новое начало

Если вы хотите начать долгосрочные изменения, попробуйте простую практику

Yoga Journal
Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру

За что викторианская эпоха выбрала Уайльда козлом отпущения

СНОБ
Чувство полета Чувство полета

Роскошный современный интерьер с арт-акцентами

SALON-Interior
Евгений Шмидт: «Многие используют Германию в целях обогащения» Евгений Шмидт: «Многие используют Германию в целях обогащения»

Правящая партия Германии сознательно проводит политику привлечения мигрантов

Монокль
Дама с собачкой (или кошечкой) Дама с собачкой (или кошечкой)

Когда любовь к питомцу превращается в зависимость

Лиза
Теплый ламповый криминал Теплый ламповый криминал

«Людвиг»: история робкого детектива в Кембридже

Weekend
Сила огня и металла: как женщины работают в кузнице и почему не боятся тяжелого труда Сила огня и металла: как женщины работают в кузнице и почему не боятся тяжелого труда

Мастерицы кузнечного дела — о рабочей рутине и стереотипах

Forbes
10 предметов, которые нельзя чистить средством для мытья стекол (хотя кажется, что можно) 10 предметов, которые нельзя чистить средством для мытья стекол (хотя кажется, что можно)

Каким предметам можно навредить жидкостью для мытья стекол?

VOICE
Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать

Почему многозадачность не всегда полезна?

РБК
Палеогенетики прочитали ДНК представителя первых земледельцев Северного Кавказа Палеогенетики прочитали ДНК представителя первых земледельцев Северного Кавказа

Палеогенетики проанализировали геном представителя дарквети-мешоковской культуры

N+1
Вечная нефтяная зависимость Вечная нефтяная зависимость

История «голландской болезни» Венесуэлы

Деньги
«Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва» «Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва»

Отрывок повести Любы Макаревской о взаимоотношениях человека и собаки

Правила жизни
И в горе, и в хорроре И в горе, и в хорроре

«Спи»: ужасы семейных ценностей

Weekend
Капризная особа Капризная особа

Мастопатия: когда надо беспокоиться

Лиза
Художник одной книги Художник одной книги

Художник Дмитрий Гутов: марксизм и художественнокритицизм

Weekend
Фонотека Фонотека

Композиторы, чей вклад в создание киношедевра не уступает режиссерскому

Правила жизни
В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита

Археологи проанализировали каменные артефакты из памятника Куэва-Мильян

N+1
Иду в отказ Иду в отказ

Как отказать мужчине, чтобы его не обидеть: 5 эффективных способов

Лиза
Google показала, как квантовые компьютеры превзойдут мощнейшие суперкомпьютеры Google показала, как квантовые компьютеры превзойдут мощнейшие суперкомпьютеры

Почему шумоподавление это главное в разработке квантовых компьютеров

ТехИнсайдер
Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить

В чем же секрет сладости, штурмом захватившей интернет, и каков ее рецепт?

ТехИнсайдер
Добро пожаловать в филармонию Добро пожаловать в филармонию

Как пианист Илья Папоян стал фронтменом академической музыкальной сцены

Собака.ru
Юбилейный сезон — юбилейная премьера Юбилейный сезон — юбилейная премьера

Феликс Михайлов о работе над шоу и планах на юбилейный сезон ОK!

OK!
Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике

Отрывок из романа Виолы Ардоне «Великое чудо любви»

Forbes
Ученые рассказали о «клетке Шрека» в мозге людей! Вот как она влияет на память Ученые рассказали о «клетке Шрека» в мозге людей! Вот как она влияет на память

Как отдельные клетки мозга в гиппокампе реагируют на имена известных людей

ТехИнсайдер
(Не)уязвимый лес (Не)уязвимый лес

Что грозит лесным массивам России

Санкт-Петербургский университет
Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности

​​​​​​​Все пассажирские самолеты устроены примерно одинаково, но не Ил-86

ТехИнсайдер
«Мне важно участвовать в чем-то нужном людям» «Мне важно участвовать в чем-то нужном людям»

Зачем герои Марка Эйдельштейна платят стриптизершам

Правила жизни
Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов

Распространенные ошибки руководителей из книги «Менеджмент глазами ресторатора»

Forbes
Открыть в приложении