Российская индейка набирает вес
Производство мяса этого вида растет рекордными темпами
Индейководческая отрасль России уверенно продолжает развиваться — по итогам 2021 года предприятия могут выпустить около 400 тыс. т мяса. Потребители проявляют все больший интерес к индейке, и она, возможно, еще посоревнуется на рынке с бройлером и свининой. Также увеличивается экспорт продукции, хотя его доля пока невелика.
Индейководческая отрасль России в 2021 году демонстрирует уверенный рост объемов производства, компенсируя нехватку мяса бройлеров на внутреннем рынке, расширяя экспортные поставки и удовлетворяя растущий потребительский спрос на индюшатину как важный элемент здорового питания, говорит президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев.
Производство растет вопреки трудностям
Производство мяса индейки в первом полугодии 2021 года во всех хозяйствах составило 172,3 тыс. т, это на 6,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, приводит данные эксперт. По итогам 2021-го, по его прогнозу, может быть выпущено 400 тыс. т индейки в убойном весе. Аналогичных показателей ожидает агентство ИМИТ. «Это возможно в случае сохранения стабильной эпизоотической ситуации, и такой объем производства может приблизить Россию к первому месту в Европе и второму в мире», — уточняет Давлеев.
Положительной динамике в производстве индейки способствуют спрос со стороны конечного потребителя на внутреннем и внешнем рынках, снижение выпуска мяса бройлеров, а также высокие цены на прочие виды мяса, поясняет коммерческий директор ИМИТ Любовь Савкина.
«Российские индейководы смогли достичь прироста производства, несмотря на ряд крайне негативных факторов, имевших место в январе — июне этого года, а это и ограничение поставок племенного материала из Европы, и вспышки гриппа птиц, и существенное удорожание кормового зерна и других производственных компонентов, и нехватка трудовых ресурсов», — перечисляет Давлеев. Среди рисков для отрасли в этом году Савкина также добавляет закрытие ведущих направлений сбыта продукции за рубеж, увеличение затрат на логистику и снижение доходов населения. При этом Давлеев обращает внимание на тот факт, что с такими же проблемами столкнулись и промышленные бройлерные предприятия. Однако они в первом полугодии сократили объем производства более чем на 3%. И в 2020 году производство мяса птицы удалось удержать на уровне 2019-го фактически за счет индюшатины, предложение которой увеличилось на 54 тыс. т, или 20,7%.
Тем не менее сейчас объем российского рынка индейки почти равен производству, так как экспорт хоть и растет, но в долевом соотношении все равно остается низким. Также есть небольшой импорт индейководческой продукции для мясопереработки, напоминает Савкина. «Индейка является альтернативой говядине, но гораздо дешевле. А сейчас при значительном росте цен на курицу и свинину индейка может заменить в рационе и их, в первую очередь как диетическое и полезное мясо, а также как продукт для разнообразия рациона», — считает эксперт.
Индейка пользуется популярностью у потребителей благодаря растущему тренду на здоровое питание. Мясо индейки — универсальный низкоаллергенный продукт, может использоваться в рационе людей любого возраста, добавляет заместитель гендиректора по маркетингу группы «Дамате» Дарья Лащенко. Индейка позволяет сбалансировать рацион благодаря высокому содержанию белка, а также снизить общую калорийность питания. «Я считаю, что потребление индейки продолжит увеличиваться за счет расширения ассортимента, в том числе растущего сегмента готовых блюд. Так, мы выводим на рынок линейку ветчин, колбасных изделий, готовых котлет и наггетсов из 100% мяса индейки», — говорит она. Кроме того, положительная динамика будет связана с дальнейшим развитием географии поставок и повышенным спросом со стороны переработчиков.
В первом полугодии 2021 года почти все компании нарастили объемы выпуска мяса индейки, завоевывающего популярность во всех сегментах розничных продаж как на федеральном, так и на региональном уровне, продолжает Давлеев. Доля топ-5 производителей увеличилась с 78,6% до 86,2%, при этом у лидера отрасли — группы компаний «Дамате» — 52,5% рынка, у «Тамбовской индейки» — 17%, у «Краснобора» — 5,8%, у ПК «Урал» (арендует площадки Комплекса им. М. Гафури в Башкирии и восстанавливает поголовье после почти двух лет простоя предприятия) — 5,7%, у группы компаний «Руском» — почти 5%.
Наибольший прирост по сравнению с первым полугодием прошлого года — 25,5% — по данным Agrifood Strategies, показал ПК «Урал». «Дамате» прибавила 17,5%, прежде всего за счет перезапуска бывших ростовских площадок «Евродона» силами своей компании «Индюшкин двор».
Несмотря на активный рост лидеров рынка, отрасль все еще открыта для новых проектов, уверена Савкина. «В России есть регионы, куда индейка даже не поставляется, не то что не производится там. Хотя уровень среднедушевого потребления за последние годы значительно увеличился, но он до сих пор низкий — около 2,5 кг на человека. При этом в крупных городах потребление значительно выше, а в небольших, соответственно, ниже», — комментирует она.
Agrifood Strategies объясняет потенциал роста отрасли ненасыщенностью рынка: в большинстве стран, где индюшатина является традиционной составляющей «мясной корзины», ее доля достигает 10%, что для России могло бы означать более 1 млн т, но даже ожидание рекордного производства в 2021 году более чем в два раза ниже этого уровня.
По данным Минсельхоза, сейчас среднее потребление мяса в стране составляет почти 77 кг на человека в год, что является довольно высоким показателем и даже превышает рекомендованную Минздравом норму (73 кг на человека). Для сравнения, в Китае потребляется в среднем по 55 кг мяса на человека в год. При этом у нас внутреннее потребление реально увеличить еще на 2–3 кг, считают чиновники Минсельхоза. А значит, борьба отечественных производителей будет происходить именно в рамках этого объема, и индейка вполне может претендовать на его часть.
Производство в позитиве
Объемы выпуска индейки в России
Цены растут, экспорт — тоже
Индейководческая продукция в оптовом звене, также как и мясо бройлера, свинина и говядина, подорожала, но при этом цены остаются на среднем уровне между курицей и говядиной, сравнивает Савкина. К концу сентября средние цены на индейку отечественного производства укрепились на 1,8% по сравнению с концом августа. Цены на разделку за месяц выросли на 2%, а за год стали выше на 16%.
К концу третьего квартала стоимость тушки индейки российского производства достигла 314,8 руб./кг (+53% за год), голени — 127,8 руб./кг (+13%), бедра — 259,3 руб./кг (+11%), целого крыла — 122,7 руб./кг (+3,5%). Большое филе грудки стало дороже на 21% (300,4 руб./кг), стоимость филе бедра увеличилась на 16% до 331,6 руб./кг, фарша — на 14% до 101,6 руб./кг. При этом гузка подешевела на 1,2% до 82,6 руб./кг, печень — на 6% до 187 руб./кг. Значительный рост цен отмечается на бескостную индейку — филе и фарш, а также на тушки индеек, подчеркивает Савкина.
Цена на филе индейки в последний год была стабильна и только недавно начала расти. Впрочем, отсутствие динамики неудивительно, отмечает руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов: индейководы показали 20%-ный прирост производства в 2020 году, а такое шоковое увеличение объемов обычно ведет к снижению цен, однако в данном случае его не произошло на фоне сокращения предложения курицы и свинины.