Российские компании наращивают объемы онлайн-продаж продовольствия

АгроинвесторБизнес

Продукты в два клика

Российские компании наращивают объемы онлайн-продаж продовольствия

Алена Белая

На фоне карантинных ограничений в прошлом году в России начали стремительно расти онлайн-продажи продуктов питания. Несмотря на снятие ограничений, этот тренд сохраняется — потребители оценили удобство и эффективность сервиса доставки продовольствия на дом. Правда, пока речь идет в основном о крупных городах. Тем не менее значение этого канала реализации для многих производителей повышается.

За первые шесть месяцев этого года онлайн-продажи продуктов питания в России превысили 150 млрд руб., что в 2,5 раза больше уровня аналогичного периода 2020-го, оценило агентство InfoLine. По итогам года оборот рынка достигнет 400 млрд руб., а к 2024 году — 1,1 трлн руб., прогнозируют аналитики. По их расчетам, продукты питания станут ключевым драйвером роста всего онлайн-рынка, их доля увеличится с 5,3% до 18,8%.

Пандемия ускорила рост рынка

Самыми популярными категориями онлайн-продаж в России являются электроника и техника, товары для дома и ремонта, одежда и обувь (около 60% спроса). Другие категории имеют относительно одинаковые доли в структуре продаж. «Однако сегмент продуктов питания растет более быстрыми темпами, чем онлайн-продажи непродовольственных товаров. Это связано с изменением потребительского поведения в связи с ограничениями из-за пандемии коронавируса», — комментирует партнер компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. Общий объем рынка e-commerce в первом полугодии вырос на 28%, а онлайн-продажи продуктов питания увеличились на 174% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, приводит она данные Data Insight.

При этом исполнительный директор «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев обращает внимание, что бурный рост интернет-продаж небиржевой продукции в том числе связан с эффектом низкой базы, и даже высокий рост пока не делает этот рынок очень обширным. Тем не менее потребительские предпочтения смещаются в сторону онлайн-покупок, подтверждает он. «Как еще десять лет назад люди активно „затаривались“ в гипермаркетах, доверху наполняя вместительные тележки, так и сейчас все дружно обратились к онлайн-площадкам», — говорит эксперт.

В первом полугодии на долю онлайн-торговли пришлось около 2% от всех розничных продаж продовольствия в России, уточняет Гольфанд. По результатам 2021 года доля этого канала может достигнуть 2–2,4%, тогда как, например, в США эта доля в 2018 году составляла сопоставимые 2,7%, в 2020-м она выросла до 10,2%, в этом году составит 12,5%, а к 2025-му, по прогнозам, увеличится до 21,5%, рассказывает старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании EY Максим Никиточкин.

Доля онлайн-продаж продуктов питания в США

* прогноз

Источник: Infoline

Динамика роста онлайн-продаж высокая, а доля рынка пока небольшая, сервисы и компании еще даже не конкурируют между собой, они отвоевывают место у офлайн-торговли, отмечает управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев. Причем интенсивность этого процесса сильно зависит от развитости инфраструктуры в конкретных городах и регионах. «Так, города-миллионники с высоким уровнем проникновения „Яндекс.Такси“, помогающего эффективно выстраивать доставку, очевидно, быстрее „обрастают“ новыми сервисами. А в малых населенных пунктах о курьерской доставке продуктов питания, особенно оперативной, узнают еще не скоро», — уверен эксперт. Тем более что компаниям вряд ли будет интересно продавать онлайн дешевые позиции, а многие жители могут себе позволить только их.

Пандемия действительно стала драйвером для развития электронной торговли в России, однако основная доля продаж по-прежнему приходится на розничные и сетевые магазины, говорит президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько считает, что с окончанием пандемии COVID-19 онлайн-продажи продуктов питания снизятся, но спустя время снова начнут увеличиваться.

Коронавирус оказался катализатором развития онлайн-торговли продовольствием в 2020 году: у потребителей, особенно в крупных городах, сформировалась привычка заказывать продукты питания в интернете, кроме того, доверие к этому каналу стало выше, соглашаются аналитики InfoLine. По их подсчетам, за прошлый год аудитория активных интернет-покупателей выросла более чем на 40% и превысила 60 млн человек. У большинства участников рынка (топ-5 игроков — на графике ниже) растет число заказов при снижении среднего чека, что объясняется увеличением частоты покупок и развитием экспресс-доставки. При этом появления новых крупных компаний в онлайн-торговле ждать не стоит: для этого нужны очень высокие обороты и готовность работать с небольшой рентабельностью, отмечают аналитики.

Лидеры рынка

По объемам онлайн-продаж продуктов питания*

* в первом полугодии 2021 года

Источник: EY

Офлайн vs онлайн

Основными факторами дальнейшего роста российского рынка e-commerce Гольфанд называет продолжение пандемии, формирование привычки к онлайн-покупкам, взросление и увеличение уровня платежеспособности поколения, для которого они являются привычным инструментом. Также будет сказываться увеличение ассортимента, инвестиции в логистическую инфраструктуру и развитие интернет-продаж в средних и малых городах.

Для расширения сегмента e-commerce должны быть созданы глобальные инфраструктурные условия: более обширная база данных электронной торговли (к примеру, в Китае это 500–600 млн онлайн-покупателей) и развитие нескольких мощных площадок электронной торговли, конкурирующих между собой, полагает Новиков. Немаловажным является стабильный уровень покупательной способности. Кроме того, по его мнению, динамика канала в том числе будет зависеть от того, смогут ли ведущие игроки вести гибкую ценовую политику и составлять конкуренцию традиционному ритейлу и рознице.

Лет 10 назад дистанционный формат продажи одежды и обуви казался неудобным: перед покупкой нужно потрогать товар, удостовериться в качестве, примерить, а сейчас это привычная практика, не вызывающая трудностей ни у продавцов, ни у покупателей. С продуктами питания в ближайшем будущем произойдет то же самое, уверен гендиректор InfoLine Иван Федяков.

Однако Корнеев убежден, что не все уйдут в онлайн, как и не все окажутся готовы отказаться от него и вернуться в офлайн — массовая аудитория со средними и выше средних доходами поддержит интернет-продажи. «А развитие специализированных форматов розницы, напротив, удержит определенный контингент офлайн: какие-то мясные отруба или дорогие и даже экзотические фрукты, а то и азербайджанские томаты по 300–400 руб./кг вы точно захотите сначала увидеть», — поясняет он. С учетом высокой продовольственной инфляции, вероятно, ядро продаж будет приходиться на офлайн-дискаунтеры и дополняться миксом продаж через супермаркеты и онлайн-сервисы. «Если речь идет о дискаунтерах, таких как „Светофор“, „Доброцен“ или „Чижик“, то их аудитория по-прежнему будет посещать обычные магазины», — считает Корнеев. Производителям не стоит класть все яйца в одну корзину и уходить исключительно в онлайн — 100% розничной торговли интернет-продажи не займут никогда, соглашается Федяков.

Безусловно, рост онлайн-продаж продовольствия продолжится, соглашается президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. E-commerce в целом и рынок онлайн-продаж продуктов питания и других FMCG (e-grocery) в частности сейчас — высококонкурентная отрасль, которая совершила большой рывок за время пандемии. Лояльность покупателей и дальнейший рост объемов обеспечивает прежде всего современная технологическая база и высокий уровень сервиса.

Преимущества интернет-продаж

Онлайн-продажи отличаются в плане позиционирования и даже разработки продукции, но интернет-пространство дает новые возможности, тогда как в рознице конкуренция ощутимо усиливается, говорит Федяков. «По нашим оценкам, на долю 10 крупнейших игроков в ритейле FMCG приходится 37% рынка, топ-100 — это уже половина всего реализуемого объема. Для сравнения, в Европе на долю пяти сетей приходится 50% рынка, а Россия идет именно по европейскому пути, — рассказывает он. — Плюс полки не безграничны, представить всех поставщиков не получится физически, а попасть туда труднее, чем на маркетплейс. К тому же многие федеральные сети заявляют о своих амбициозных планах создавать собственные мощные торговые марки, которые потеснят остальных».

По его словам, те, кто не развивает альтернативные каналы продаж, рискуют в какой-то момент остаться за бортом. При этом онлайн может принести новых клиентов — тех, которые ранее и не думали покупать вашу продукцию в магазинах, добавляет Федяков. Легкость в презентации новинок — один из плюсов присутствия в онлайн-канале: попасть на полку в ритейле намного труднее, подтверждает Корнеев.

Инна Гольфанд видит преимущества онлайн-продаж в том, что компании получают легкий доступ к рынку благодаря крупным площадкам (Wildberries, Ozon, eBay и т. д.), снижают накладные расходы, поскольку не нужно арендовать помещения и нанимать персонал для работы с клиентами, а также обретают возможность быстрого роста — с эффективной стратегией цифрового маркетинга и аналитикой легко оперативно реагировать на изменения рынка. Также есть возможность быстро расшириться и выйти за пределы локальной аудитории.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выйти из «зловещей долины» Выйти из «зловещей долины»

Что такое ИИ-тревожность и как с ней справляться

РБК
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Сэр Энтони Блант, хранитель и агент Сэр Энтони Блант, хранитель и агент

Агент и обладатель рыцарского титула Энтони Блант

Дилетант
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Энтомологи случайно затопили зимующих шмелей и обнаружили у них способность неделю выживать под водой Энтомологи случайно затопили зимующих шмелей и обнаружили у них способность неделю выживать под водой

Судя по всему, в природе зимующие матки шмелей успешно переживают наводнения

N+1
Как связаны цвет и вкус вина: на примере белых, красных, розовых и оранжевых Как связаны цвет и вкус вина: на примере белых, красных, розовых и оранжевых

Как по цвету вина определить его вкус и аромат

СНОБ
«Я не обязана соглашаться на чужие условия»: письмо всем, кто старается угождать людям «Я не обязана соглашаться на чужие условия»: письмо всем, кто старается угождать людям

Как перестать угождать всем подряд и научиться говорить «нет»

Psychologies
Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей

Бертран Бонелло о работе с Леей Сейду, всеобщем одиночестве и катастрофах

СНОБ
Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе

Как среди огромного потока «экспертных» советов найти полезные именно для себя?

РБК
Лего выдающихся джентльменов Лего выдающихся джентльменов

Как наследник основателя LEGO придумал концепцию гаража для состоятельных людей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями

Как различные страны мира разрабатывают системы противодействия киберугрозам

Обозрение армии и флота
Первоцветы. Необычные композиции и клумбы: креативные идеи для весеннего сада Первоцветы. Необычные композиции и клумбы: креативные идеи для весеннего сада

Как превратить свой загородный участок в живописную весеннюю палитру?

Лиза
Как производитель шприц-ручек для «Оземпик» завоевывает рынок лекарств для похудения Как производитель шприц-ручек для «Оземпик» завоевывает рынок лекарств для похудения

Как SHL Medical завоевал успех на рынке препаратов для похудения?

Forbes
Открыть в приложении