Где Петр I обучался искусству графики и как отправился в Европу инкогнито?

Культура.РФИстория

Петр I: коллекционер, исследователь, художник

0:00 /
788.092
«Грамота свидетельствованная (паспорт) царя Петра I на имя Петра Михайлова для поездки в составе великого посольства в Европу». Москва, февраль 1697 года. Российский государственный архив древних актов, Москва

Где Петр I обучался искусству графики? На какую хитрость пошел царь, чтобы отправиться в путешествие по Европе инкогнито? Что вдохновило государя на создание Кунсткамеры? Портал «Культура.РФ» рассказывает истории самых интересных экспонатов выставки «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник», которая проходила в залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля в 2019–2020 годах.

Царский загранпаспорт

Петр I долгое время планировал поездку в Европу, однако путешествовать собирался инкогнито. Поэтому отправился за рубеж как Петр Михайлов, урядник Преображенского полка, в компании Гаврило Копытина и еще 22 человек.

Чтобы поездка прошла спокойно, Посольский приказ выдал урядникам документ, написанный от имени Петра I на дорогом «александрийском» листе с красной восковой печатью. Эта царская грамота обеспечивала беспрепятственный и безопасный проезд по суше и морю в европейских странах.

В ходе путешествия Петр I посетил Голландию, где постигал искусство кораблестроения и даже получил «Аттестат корабельного мастера» за искусную работу корабельным плотником при возведении фрегата «Святые апостолы Петр и Павел». А свои впечатления о тайной поездке передал в записной книжке.

Рисунок Петра I

Торжество христианства над мусульманством. Амстердам, 1698 год. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

Офорт «Торжество христианства» был первым опытом Петра I как художника. Во время Великого посольства царь обучался искусству графики у голландского гравера Адриана Шхонебека. Как гласит надпись, «Петр Алексеевич, великий русский царь, награвировал это иглою и крепкой водкой под руководством Адриана Шхонебека в Амстердаме, в 1698 году, в спальне своей квартиры на верфи Ост-Индской компании».

За основу рисунка Петр взял композицию медали, посвященной первой победе над Крымским ханством — взятию русскими войсками турецкой крепости Азов в 1696 году. Автором медали был голландский медальер Ян Боскам, который изобразил крылатую Победу стоящей на военных трофеях с крестом и пальмовой ветвью в руках.

Во время своего европейского путешествия Петр I познакомился со многими голландскими и английскими художниками и решил коллекционировать живопись.

Шпоры Карла XII

Шпоры. Швеция, Конец xvii — начало xviii века. Музеи Московского Кремля, Москва

Один из военных трофеев Северной войны попал в Россию из личной коллекции Филиппа Богуслава фон Шверина. Граф служил в шведской армии и, когда в 1718 году во время осады крепости Фредриксхальд король Карл XII погиб от случайной пули, был рядом с ним. Фон Шверин сохранил оловянный стакан, из которого король пил за ужином перед трагическим инцидентом, шпоры с его ботфортов и собственные перчатки, испачканные кровью Карла.

В 1728 году граф фон Шверин поступил на военную службу в Российскую империю. После его смерти в 1734 году мемориальные вещи графа передали в Кунсткамеру, а в 1849 году — в московскую Оружейную палату. Однако музейная подпись о том, что эти предметы принадлежали Карлу XII, затерялась. Позже королевский артефакт опознали случайно: в Кунсткамере обнаружили «Рисунок шпор, принадлежавших Карлу XII» 1730-х годов.

Портрет Петра I перед свадьбой царевича Алексея

Ян Купецкий. Портрет царя Петра I. Карлсбад, Торгау, 1711 год. Собрание семьи Карисаловых

Словацкий портретист Ян Купецкий написал портрет Петра I во время его путешествия по германским землям. Осенью 1711 года император провел три недели в Карлсбаде, где лечился целебными водами. А затем уехал в городок Торгау — на свадьбу сына, царевича Алексея, и Шарлотты Кристины Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Однако брак не принес им счастья: немецкая принцесса скончалась в 1715 году после тяжелых родов, а царевич умер в 1718 году в заточении в Петропавловской крепости.

Купецкий создал несколько портретов Петра I. Хотя царь и перечислил ему из Посольской походной казны деньги, оригиналы в Россию так и не попали. Живописец заболел и не смог передать их в нужное время русскому послу. Картины остались во владении брауншвейгских герцогов, а в России стали известны только по гравюрам отечественных мастеров. Представленный в экспозиции портрет исследователи обнаружили в замке тестя царевича Алексея в бельгийском городе Бланкенберге.

Автограф Ньютона

«Черновик письма Президента Лондонского королевского общества Исаака Ньютона князю Александру Даниловичу Меншикову с извещением о его избрании в члены общества». Лондон, октябрь 1714 года. Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук, Санкт-Петербург

На выставке представлен единственный автограф Исаака Ньютона, хранящийся в России. В 1703–1727 годах знаменитый ученый был президентом Лондонского королевского общества, и, когда Александр Меншиков первым из российских подданных в 1714 году стал членом британского научного сообщества, Ньютон лично поздравил князя.

С тех пор как Королевскому обществу стало известно, что Царь, Ваш император, продвигает искусства и науки в своих владениях и что Вы своим личным служением особенно помогаете Ему… нам всем чрезвычайно приятно было узнать из рассказов английских коммерсантов, что Ваше Превосходительство желает и заслуживает быть избранным в члены нашего Общества по причине Ваших высоко просвещенных принципов, Вашего сочувствия науке и любви к нашей нации.

Черновик послания на латинском языке Лондонское королевское общество купило на аукционе «Сотбис» и в 1944 году подарило Академии наук СССР. Так британские ученые выразили признательность Советскому Союзу, который в 1943 году, несмотря на трудности военного времени, широко отпраздновал 300-летие со дня рождения Ньютона.

Жемчужная фигурка Августа Сильного

Два мавра с верблюдом. Около 1700–1705 годов. Сокровищница «Зеленые своды», Государственные художественные собрания Дрездена. Дрезден, Германия

В экспозиции можно увидеть одно из изысканных украшений Дрезденской кунсткамеры — фигурку «Два мавра с верблюдом» из собрания немецкого князя, саксонского курфюрста Августа II Сильного. Он за свою жизнь собрал 65 подобных статуэток из барочного жемчуга. «Двух мавров» приобрел в 1705 году тайный советник Августа, барон Георг фон Рехенберг.

Верблюд везет не только человека, но и баул с тремя крохотными золотыми бутылочками. Эмалевая миниатюра снизу изображает темнокожую женщину, разбирающую ларцы с фарфором и драгоценностями.

Основанная в 1586 году Августом I Дрезденская кунсткамера чрезвычайно заинтересовала Петра. В 1698 году он всю ночь осматривал устройство музея. Вернувшись туда в 1711 году, Петр заперся в новых зданиях Кунсткамеры на целый вечер. Впечатленный коллекциями Августа Сильного, государь начал собирать собственные, а в 1714 году на основе минералогических, биологических, анатомических, художественных собраний и фонда научных инструментов создал свою Кунсткамеру — первый российский музей, открытый для всех подданных империи.

Экзотическая акварель

Мария Сибилла Мериан. Момбин желтый, или ямайская слива, и бабочка Эузеласия. Амстердам, 1701–1702 годы. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук, Санкт-Петербург

В экспозиции можно увидеть оригинал гравюры, опубликованной в книге «Метаморфозы суринамских насекомых» Марии Сибиллы Мериан в 1705 году. Историки считают это издание первым иллюстрированным трудом об экзотических насекомых и стадиях их развития.

Мария Сибилла Мериан родилась во Франкфурте-на-Майне в 1647 году. А с 1699 по 1701 год путешествовала по голландской колонии Суринам на северо-востоке Южной Америки. Оттуда она привезла обширные коллекции чучел крокодилов, игуан, черепах, а также эскизы экзотических растений и животных. Она рисовала их на тонком выбеленном пергаменте, уделяя большое внимание деталям. По этим насыщенным рисункам знакомились с флорой и фауной Западного полушария, а еще по ним обучали учеников Рисовальной школы Академии наук.

Эту акварель вместе с 254 «Пергаминовыми листами» для Петра I приобрел хранитель петербургской Кунсткамеры Роберт Арескин в Амстердаме. Царь отдал за роскошную коллекцию 3000 голландских гульденов, или 1200 ефимков. «Ефимками» называли серебряные «йоахимсталерские монеты», которые изготавливали в чешском городе Йоахимсталь, а в Российском государстве их надчеканивали и использовали как собственные монеты.

Золото кочевников

Ажурная поясная пластина с драконами. Сибирь, II–I тыс. до н.э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Прямоугольная золотая пластина с инкрустациями черного камня, сердолика и непрозрачного стекла входит в так называемую «сибирскую» коллекцию Петра I. Ее предметы чаще всего находили в ходе грабительских раскопок курганов древних кочевников Евразии — «бугров». Чтобы перевести авантюрные походы за золотом племенной знати в научное русло, Петр ввел первые законы по охране памятников старины и организовал в 1720-е годы археологическую экспедицию Даниэля Готлиба Мессершмидта.

Поясная бляха с изображением причудливых рогатых монстров и стилизованного древа жизни была не только украшением, но и оберегом евразийских кочевников. А после смерти гарантировала владельцу сохранение социального статуса и в загробном мире.

Эта пластина попала к Петру I в декабре 1716 года, когда сибирский губернатор князь Матвей Гагарин прислал царю из Тобольска вторую партию «могильного» золота — 122 предмета из 56 различных мест.

Китайская заводная игрушка

Всадница на коне. Китай, не позднее 1722 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Петра I долгое время интересовал Китай и его культура. После заключения в 1689 году Нерчинского договора по утверждению границ между Русским царством и империей Цин, китайский император Канси передал императору богатые дары: шелковые ткани, седла, стремена, драгоценные сосуды. Постепенно Петр стал дополнять коллекцию любопытными вещами, которые заказывал посланникам на Востоке. В результате почти треть первоначального фонда Кунсткамеры составляли именно китайские предметы.

Эту игрушку из посеребренной жести и слоновой кости, украшенную кораллами и перьями зимородка, привез в Петербург из Пекина посол Лев Измайлов в 1722 году — и она работает до сих пор. Механизм заводят ключом и пружинкой: фигурка начинает двигаться по кругу. Исследователи считают, что «Всадница на коне» была частью игрушечного заводного оркестра.

Портал «Культура.РФ» благодарит куратора выставки, заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля, доктора исторических наук Ольгу Владимировну Дмитриеву за помощь в подготовке материала.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
Виртуальные города, паспортный контроль зданий и экологичность: к чему придут архитекторы в ближайшем будущем Виртуальные города, паспортный контроль зданий и экологичность: к чему придут архитекторы в ближайшем будущем

Как архитектура становится историей или музеем под открытым небом

Популярная механика
Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
От голого живота к полуобнаженной груди: как менялся стиль Екатерины Климовой От голого живота к полуобнаженной груди: как менялся стиль Екатерины Климовой

Екатерина Климова – многодетная мама, успешная актриса и привлекательная женщина

Cosmopolitan
Вымирающие попугайчики в ответ на дефицит самок озаботились благополучием сыновей Вымирающие попугайчики в ответ на дефицит самок озаботились благополучием сыновей

Ласточковый попугайчик оказался на грани вымирания по вине человека

N+1
Что сказали бы Маркс и Сократ: разумно ли есть фастфуд и бояться смерти Что сказали бы Маркс и Сократ: разумно ли есть фастфуд и бояться смерти

Писатель Маркус Уикс — о том, как лучшие умы прошлого решили бы наши проблемы

Reminder
Бытовая магия: волшебные рецепты к Пасхе Бытовая магия: волшебные рецепты к Пасхе

Каким блюдам в этом году стоит отдать предпочтение на Пасху?

Cosmopolitan
Гостья из будущего, или Посторонним вход воспрещен Гостья из будущего, или Посторонним вход воспрещен

Как советский кинематограф выяснял отношения с детьми

Weekend
Бедность не порог: как культурная революция в Перми создала русское бедное искусство Бедность не порог: как культурная революция в Перми создала русское бедное искусство

Как история о бедном искусстве стала глобальным трендом российского совриска

Forbes
Как я ходила на свидания в Японии и чем они меня удивили Как я ходила на свидания в Японии и чем они меня удивили

Откуда в Японии возникла мода на отношения с приезжими?

Psychologies
«Очень уж хочется не делать ничего обычного» «Очень уж хочется не делать ничего обычного»

Актер Иван Мулин — о пробах в «Очень странные дела», страхах и сомнениях

Esquire
Константин Фрумкин: «Цифровые валюты приведут к краху коммерческих банков» Константин Фрумкин: «Цифровые валюты приведут к краху коммерческих банков»

Футуролог Константин Фрумкин – об эволюции традиционных финансовых институтов

РБК
Глава из книги Ольги Андреевой-Карлайл «Остров на всю жизнь» Глава из книги Ольги Андреевой-Карлайл «Остров на всю жизнь»

Отрывок из книги Ольги Андреевой-Карлайл «Остров на всю жизнь»

СНОБ
«Я руководила мужским коллективом в Арабских Эмиратах» «Я руководила мужским коллективом в Арабских Эмиратах»

Какие стереотипы о жизни в Эмиратах не соответствуют реальному положению дел

Psychologies
От костюма невесты до «платья мести»: самые яркие выходы принцессы Дианы От костюма невесты до «платья мести»: самые яркие выходы принцессы Дианы

Образ народной принцессы совершенствовался на протяжении всей ее жизни

Cosmopolitan
«Вероятности и неприятности. Математика повседневной жизни» «Вероятности и неприятности. Математика повседневной жизни»

Как можно объяснить жизнь, полную досадных закономерностей

N+1
«Тупая блондинка»: особенности женского бизнеса в России «Тупая блондинка»: особенности женского бизнеса в России

Особенности женского бизнеса в России и почему из-за них он сложнее, чем мужской

Cosmopolitan
Базовая комплектация класса люкс: что такое линейка кроссоверов Cadillac Базовая комплектация класса люкс: что такое линейка кроссоверов Cadillac

На четвертый-пятый-шестой — рассчитайсь!

Maxim
Не хочу и не буду: почему отказаться от готовки — правильное решение Не хочу и не буду: почему отказаться от готовки — правильное решение

Почему ошибаются мужчины, утверждающие, что женщина обязана уметь готовить

Cosmopolitan
Археологи отлили наконечники стрел по скифским технологиям Археологи отлили наконечники стрел по скифским технологиям

Самое массовое скифское изделие изготавливалось литьем в глиняных формах

N+1
«Ты наступил мне на ботинок»: что и почему носит Чедвик Боузман и другие в фильме «Ма Рейни: Мать блюза» «Ты наступил мне на ботинок»: что и почему носит Чедвик Боузман и другие в фильме «Ма Рейни: Мать блюза»

Как в фильме «Ма Рейни: Мать блюза» костюмы отражают характеры героев

Esquire

Режиссёр Андрей Кончаловский о творчестве и работе в Голливуде

Esquire
«Дорожная карта» стремительного развития «Дорожная карта» стремительного развития

Что такое подрывные технологии и чего от них ждать

РБК
Внутренний страж: когда стоит прислушаться к собственному страху и интуиции Внутренний страж: когда стоит прислушаться к собственному страху и интуиции

Ева Холланд разбирается, что заставляет нас сжиматься от страха

Forbes
«Зарплаты хватает на еду и жизнь без изысков». Монологи предпринимателей, которые зарабатывают меньше, чем когда работали по найму «Зарплаты хватает на еду и жизнь без изысков». Монологи предпринимателей, которые зарабатывают меньше, чем когда работали по найму

Есть миф, что свой бизнес — это больше денег и меньше работы

Inc.
Ближе, чем вы думаете Ближе, чем вы думаете

10 сценариев будущего от компаний-визионеров

РБК
Кейт Миддлтон очаровала мужа королевы: что связывало герцогиню и принца Филиппа Кейт Миддлтон очаровала мужа королевы: что связывало герцогиню и принца Филиппа

Как юная Кейт заслужила любовь, доверие и уважение принца Филиппа

Cosmopolitan
Пентаграмма «дружелюбия»: WSJ составила карту взаимоотношений Amazon, Google, Microsoft, Apple и Facebook Пентаграмма «дружелюбия»: WSJ составила карту взаимоотношений Amazon, Google, Microsoft, Apple и Facebook

Как пять крупнейших ИТ-компаний в целом конкурируют между собой

VC.RU
Дворец милосердия Дворец милосердия

Николай Склифосовский никогда не был в стенах учреждения, названного его именем

Караван историй
Слово за слово: как русские аналог Clubhouse создали Слово за слово: как русские аналог Clubhouse создали

Новый сервис для аудиоэфиров от создателя Badoo

Популярная механика
Открыть в приложении