Дело о пожарах в Новой Ладоге вышло на федеральный уровень

ОгонёкКультура

Следственный комитет — в каждый дом

Из искры пожаров памятников архитектуры в городе Новая Ладога Ленинградской области разгорелось пламя невиданных уголовно-административных событий

Жилой дом купца Шабанина в Новой Ладоге состоял под государственной охраной с 1987 года. Но это не уберегло его от пожара. Фото: независимое общественное движение «Живой город»

Новая формула охраны памятников архитектуры в России была явлена общественности в конце мая: в городок, основанный три века назад Петром I на Ладожском озере, прибыла солидная следственная бригада во главе с руководителем следственного управления Следственного комитета РФ по Ленинградской области Сергеем Сазиным. Вместе с сотрудниками СКР работали следователи, дознаватели и эксперты из МВД и МЧС России.

Фейерверк уголовных дел

Что привело мощный следственный десант в 8‑тысячное поселение? Напомню («Огонек» рассказал об этом № 20 за 2020 год), что в ночь на 17 мая в Новой Ладоге вдруг загорелись два памятника архитектуры XIX века — деревянный дом купца Шабанина на главной улице и деревянные же казармы Казенного винного склада на окраине. Первый практически уничтожен огнем, второй — поврежден очень сильно.

Следственная бригада осматривала погоревшие памятники архитектуры и проводила с жителями и чиновниками Новой Ладоги задушевные разговоры. Итогом стал настоящий фейерверк уголовных дел, возбужденных не только по статье 243 Уголовного кодекса РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия), но и по гораздо более опасной для чиновников статье 293 (халатность).

Больше того. Обвинение в совершении преступления по этой статье предъявлено следственными органами бывшей (Ольга Баранова) и нынешнему (Игорь Цыганков) главам администрации Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленобласти. Но и на этом следствие не остановилось, а направило в суд ходатайство об отстранении нынешнего главы администрации Новой Ладоги от должности. Обязанности главы города Ладоги в конце мая уже исполняла его заместитель Елена Егорова.

В Новой Ладоге прошло также межведомственное совещание с участием зампредседателя правительства Ленинградской области и представителей правоохранительных и контролирующих органов региона «по вопросам принятия мер по предотвращению поджогов и возгораний на объектах культурного наследия на территории Ленинградской области». Сергей Сазин заявил на нем: виновные за уничтожение памятников архитектуры должны понести наказание, в том числе глава городской администрации…

Тут позволю себе лирическо-административное отступление. Автору хотелось бы, конечно же, написать, что плечом к плечу со следователями работают сотрудники Управления по охране объектов культурного наследия Ленинградской области. Но написать я этого не могу, поскольку в Ленинградской области такого органа региональной власти нет. Его не удосуживаются создать с 2015 года, с тех пор как новая редакция федерального закона о культурном наследии обязала все регионы иметь в системе исполнительной власти специализированный госорган по охране памятников. В самом Санкт-Петербурге, как и во всех соседних регионах: Новгородской, Псковской, Вологодской областях, в Карелии — такие госорганы есть, а в Ленинградской — нет. Не нужен.

Дело о новоладожских пожарах между тем находится под личным контролем главы СК России Александра Бастрыкина. Сообщения о нем еженедельно публикуются на официальном сайте СКР.

Само по себе это уникально. Ведь подобного административного резонанса не вызывал ни один пожар памятников архитектуры — ни в дореволюционной, ни в советской, ни в постсоветской России. Достаточно напомнить, что гибель в огне осенью 2018‑го шедевра общенационального значения — деревянной церкви Успения в Кондопоге XVIII века (см. «Огонек» № 32 за 2018 год) — не сподвигла тот же Следственный комитет потребовать отставки хотя бы сторожа, не уследившего за поджигателем. Не постигла, кстати, никакая кара и 15‑летнего поджигателя, которого быстро признали невменяемым и отправили на принудительное лечение.

Но на этот раз, похоже, Следственный комитет взялся за дело всерьез и надолго. И есть основания полагать, что теперь от Новой Ладоги СКР так просто не отступится. Как представляется, по двум причинам.

Пока в ночь на 17 мая пожарные тушили деревянные казармы на окраине Новой Ладоги, в центре вспыхнул дом Шабанина, спасти его не успели. Фото: Александра Куликова

Пожарная столица России

Первая из этих причин состоит в том, что пожары охраняемых на бумаге государством объектов культурного наследия в Новой Ладоге происходят с незавидной регулярностью, из года в год. В Ленобласти обсуждается перспектива объявить город историческим поселением, но пока идут обсуждения, предмет разговора исчезает, вернее, испепеляется на глазах. С большим основанием Новую Ладогу можно объявить пожарной столицей России.

Следственный комитет теперь разбирается. Установлено, что в результате ненадлежащего исполнения обязанностей глав Новой Ладоги с января 2018 года по 17 мая 2020 года в городе «произошли возгорания 6 объектов культурного наследия регионального значения: ”Жилой дом двухэтажный из комплекса жилых домов Мухиных”, “Жилой дом одноэтажный из комплекса жилых домов Мухиных”, “Жилой дом Ж.Ф. Протодьяконовой (дом Стариковых)”, “Дом, где в 1918 году проходила 1‑я конференция РКП(б) Новоладожского района”, “Жилой дом П.В. Шабанина XIX века”, “Здание казармы для рабочих Комплекса зданий бывшего казенного винного склада конца XIX — начала XX вв.”, что привело к их утрате и повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов государства по сохранности объектов культурного наследия». Надо полагать, это только начало — ведь летопись новоладожских пожаров начинается отнюдь не с 2018‑го.

Вторая и, пожалуй, главная причина в том, что Следственному комитету из Новой Ладоги некуда отступать. На кону если не честь мундира, то престиж и авторитет ведомства. Ведь по фактам предыдущих пожаров памятников архитектуры в городе 2018–2019 годов глава СКР уже давал поручение провести проверку. Но к реальной ответственности никто из чиновников привлечен не был, если не считать штрафа в 25 тысяч рублей, наложенного летом 2019 года на вышеупомянутую экс-главу горадминистрации Ольгу Баранову за незаконный снос еще одного памятника архитектуры — дома Агаповой, пострадавшего от пожара в 2017‑м. Теперь, когда Новая Ладога полыхнула вновь, возникает вопрос: если после вмешательства федерального следственного ведомства памятники архитектуры продолжают гореть — где ж результат проверок? На пепелище?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Неплатежи достигли небывалых размеров» «Неплатежи достигли небывалых размеров»

О главных проблемах и грядущих нововведениях в сфере ЖКХ

Огонёк
Радуйтесь кошмарным снам — они помогают справиться с кризисом Радуйтесь кошмарным снам — они помогают справиться с кризисом

Как кошмарные сны помогают прожить кризис в жизни быстрее и эффективнее

Psychologies
Личное без лишнего Личное без лишнего

Как складываются и на чем держатся современные парные отношения?

Огонёк
Подальше от всех: 10 идей отдыха на природе всей семьей Подальше от всех: 10 идей отдыха на природе всей семьей

Туристические маршруты по удивительным местам России

Лиза
Со дна за одной Со дна за одной

«Чики» — восемь серий нестоличного взгляда на жизнь

Огонёк
Кто такой Кай Хавертц и почему о нем сейчас говорят? Кто такой Кай Хавертц и почему о нем сейчас говорят?

Рассказываем о еще одной надежде мирового футбола

GQ
5 невероятных проектов для борьбы с потеплением 5 невероятных проектов для борьбы с потеплением

Как люди собираются противостоять глобальному потеплению

Популярная механика
Мясной клуб Мясной клуб

Даже в разгар сезона овощей многие не мыслят жизни без мяса

Худеем правильно
Казнь мятежников Казнь мятежников

Мятежники были приговорены к смертной казни через повешенье

Дилетант
Дело «Седьмой студии». Основные события Дело «Седьмой студии». Основные события

Как шел процесс седьмой студии

СНОБ
Европа в западне Европа в западне

По плечам ли Европе борьба с терроризмом?

Огонёк
Игорь Гришечкин: «Моя кухня — монолог, а не коллективное творчество» Игорь Гришечкин: «Моя кухня — монолог, а не коллективное творчество»

Игорь Гришечкин рассуждает о модности профессии шеф-повара

Bones
Исследователи и киллеры. Как использовать психотипы геймеров в любом бизнесе Исследователи и киллеры. Как использовать психотипы геймеров в любом бизнесе

Бизнес давно использует геймификацию для решения разных задач

Inc.
Рю Мураками: Пирсинг Рю Мураками: Пирсинг

Первые главы из романа Рю Мураками

СНОБ
Солнечная энергия в вашей квартире Солнечная энергия в вашей квартире

Когда-то давным-давно, ещё в СССР, в Москве работал магазин «Пионер»

Наука и жизнь
Города в жизни Александра Вертинского Города в жизни Александра Вертинского

Где Вертинского арестовала полиция, на какой сцене прошел его последний концерт?

Культура.РФ
Клубничный бой: как Павел Грудинин бьется за «Совхоз имени Ленина» со структурами депутата-единоросса, приставами и чиновниками Клубничный бой: как Павел Грудинин бьется за «Совхоз имени Ленина» со структурами депутата-единоросса, приставами и чиновниками

В «Совхозе имени Ленина» уже третий год идут распри

Forbes
10 фактов из жизни Любови Орловой 10 фактов из жизни Любови Орловой

Рассказываем о первых ролях Любови Орловой, ее трюках без дублеров и гонорарах

Культура.РФ
«За экологию Арктики никто не отвечает» «За экологию Арктики никто не отвечает»

Авария на ТЭЦ-3 в Норильске привела к экологической катастрофе в Арктике

Огонёк
8 самых провальных ремейков французских комедий, сделанных в Голливуде 8 самых провальных ремейков французских комедий, сделанных в Голливуде

Кажется, будто в Америке не так часто копируют французские фильмы

Maxim
«Папины деньги — это папины деньги. Строить за детей жизнь я не буду». Правила воспитания бизнесмена и отца 23 детей Романа Авдеева «Папины деньги — это папины деньги. Строить за детей жизнь я не буду». Правила воспитания бизнесмена и отца 23 детей Романа Авдеева

Какими правилами руководствуется отец 23 детей, из которых 17 усыновленных

Forbes
Теория информации объяснила гонку вооружений насекомых и растений Теория информации объяснила гонку вооружений насекомых и растений

Избыточность ассортимента ЛОС можно объяснить с позиций теории информации

N+1
20 лучших фильмов про вампиров 20 лучших фильмов про вампиров

Фильмы о вампирах: от классики до новаторских интерпретаций

Esquire
Не вижу цели Не вижу цели

У современных подростков, кажется, нет никаких устремлений

Добрые советы
Тина Канделаки: «Поддерживать фигуру – кропотливый труд» Тина Канделаки: «Поддерживать фигуру – кропотливый труд»

Сложно представить, что Тина Канделаки имела проблемы с лишним весом

Худеем правильно
Бегство из зоопарка: взлеты и падения ленинградской рок-звезды Майка Науменко Бегство из зоопарка: взлеты и падения ленинградской рок-звезды Майка Науменко

Глава из книги «Майк Науменко. Бегство из зоопарка»

Forbes
Астрономы нашли гигантские магнитные пятна на маленьких горячих звездах Астрономы нашли гигантские магнитные пятна на маленьких горячих звездах

Астрономы обнаружили на поверхности горячих звезд гигантские магнитные пятна

N+1
Фотоомоложение лица:  ответы на все вопросы, результаты и личный опыт редактора Фотоомоложение лица:  ответы на все вопросы, результаты и личный опыт редактора

В чем суть фотоомоложения лица

Cosmopolitan
Правила жизни Сергея Бодрова Правила жизни Сергея Бодрова

Правила жизни кинорежиссера Сергея Бодрова

Esquire
Какое произведение толстого было самым популярным при жизни писателя? Какое произведение толстого было самым популярным при жизни писателя?

Главное произведение Толстого отнюдь не «Война и мир» или «Анна Каренина»

Культура.РФ
Открыть в приложении