Ядерная медицина — одно из наиболее динамично развивающихся направлений науки

Радиоактивность, которая лечит

Владимир Тесленко, кандидат химических наук

Фото: Алексей Сухоруков / РИА Новости

Ядерная медицина в России — это одно из наиболее динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности. Анализ грантов на научные исследования и разработки (2016–2023 годы) только подтверждает эту мысль. Информация отбиралась из открытой базы ЕГИСУ НИОКТР по ключевому слову «радиофармпрепарат». Всего в базе около 800 документов, но многие представляют собой промежуточные отчеты, а также диссертации, патенты на изобретения и т. п. «Ъ-Наука» отобрала для анализа 140 грантов на общую сумму 7,3 млрд руб.

Номенклатура радионуклидов, применяемых в НИР и ОКР, включает более 30 изотопов, в том числе помимо широко известных еще Sc-43, Sc-44, Fe-59, Cu-60, Cu-61, Cu-62, Cu-64, Cu-67, Ga-66, Y-86, Zr-89, I-124, Tb-152, Dy-165, Ho-166, Er-169, Yb-175, Ra-224, Bi-213, Th-226.

Три рисунка о радиофармпрепаратах

Общее представление о развитии ядерной медицины в России можно получить из нижеследующих трех рисунков.

На рисунке 1 представлена динамика финансирования. Из рисунка видно, что за семь лет оно выросло более чем на порядок. Некоторый провал в 2020–2021 годах объясняется отвлечением ресурсов на борьбу с ковидом, к чему были привлечены многие «изотопные» организации, в частности ФМБА России и научные структуры госкорпорации «Росатом». Кстати, эти две организации проводили исследования РФП не только за счет грантов, но и по собственным научно-техническим программам, так что реальные траты на НИОКР выше, чем представлены на рисунке.

Рейтинг донаторов грантов по РФП представлен на рисунке 2. С большим отрывом лидирует Минобрнауки, на втором месте Минздрав. На эти два министерства пришлось 76% грантов на НИОКР в РФП. Третью позицию заняли Центр стратегического планирования ФМБА и сам головной офис ФМБА, в сумме 582 млн руб., или 8% от общего финансирования грантов. Топ-10 получателей грантов представлены на рисунке 3. В тройку лидеров-грантополучателей входят НМИЦ им. В. А. Алмазова (частично в кооперации с Институтом экспериментальной медицины), РНЦРХТ им. А. М. Гранова и ИФХЭ им. А. Н. Фрумкина.

Суммы денежных средств не следует воспринимать как абсолютные, поскольку многие работы проводилось вне грантовых процедур, а также внутри госкорпорации «Росатом» и ее структур. Так, судя по открытым закупкам, в 2020 году для Радиевого института им. В. Г. Хлопина за 5 млн руб. искался исполнитель НИОКР «Разработка и изготовление узла выделения тория-227 из актиния-227»; а в 2021 году АО «В/О „Изотоп“» приглашал выполнить НИОКР по теме «Разработка методики выделения и очистки Th-227…» на 30 млн руб.

НМИЦ им. В. А. Алмазова

В 2020 и 2022 годах центр Алмазова получил два супергранта от Минобрнауки РФ на 853 млн и 1036 млн руб. для развития концепции «Центр персонализированной медицины». Цель — создать биомедицинскую экосистему, осуществляющую разработку и внедрение в практику здравоохранения технологий диагностики и лечения заболеваний на основе персонализированной медицины, включая оценку генетических рисков, методы фармакогенетики и фармакогеномики, биомоделирование заболеваний, модификации генома и создание препаратов для генной терапии и биомедицинских клеточных продуктов с применением технологий геномного редактирования — для повышения качества лечения и снижения смертности при ряде сердечно-сосудистых инфекционных заболеваний, сопутствующих метаболических нарушений, онкогематологических заболеваний и некоторых видах опухолей, а также при заболеваниях генетической природы, включая редкие и малоизученные.

Задачи программы

1. Разработать алгоритмы оценки генетических рисков для сердечно-сосудистых и метаболических заболеваний полигенной природы в российской популяции и определить новые предикторы острых осложнений на основе омиксных технологий и методы персонифицированной профилактики. Разработать программы подготовки специалистов в области персонализированной медицины, фармакогенетики и фармакогеномики и обработки омиксных данных.

2. Разработать совокупность технологий и создать научную и образовательную инфраструктуру для персонализированной диагностики и лечения заболеваний генетической природы (в том числе редких, малоизученных и неизвестных), выявить молекулярные механизмы и определить новые мишени для персонализированной терапии таких заболеваний, включая создание инновационных генотерапевтических препаратов.

3. Разработать технологии и создать центры компетенций по персонализированной диагностике и терапии в онкологии, включая онкогематологические заболевания, опухоли головного мозга и желудочно-кишечного тракта, нейроэндокринные опухоли и разработать тераностические подходы в онкологии и совокупность персонализированных препаратов для лечения онкологических заболеваний на основе генетически модифицированных клеток иммунной системы.

Планируемые результаты

1. Впервые будут проведены широкомасштабные полногеномные исследования, определен спектр частот генетических вариантов в российской популяции и построены шкалы генетических рисков для основных заболеваний, вносящих вклад в структуру смертности (артериальная гипертензия, ИБС, сердечная недостаточность, сахарный диабет, фибрилляция предсердий).

2. Будет идентифицировано не менее 20 новых мутаций, ответственных за развитие генетически обусловленных заболеваний и определены молекулярные мишени для их терапии; создано не менее трех модельных линий животных и не менее 30 модельных линий индуцированных плюрипотентных клеток для биомоделирования заболеваний; создано не менее одного генотерапевтического препарата, не имеющего аналогов, для коррекции врожденной генетической патологии.

Цезарь и Антоний Цезарь и Антоний

Великий полководец и политик Гай Юлий Цезарь погрузил Рим в гражданскую войну

Беспилотные машины и умные дороги: какие риски несет в себе транспорт будущего Беспилотные машины и умные дороги: какие риски несет в себе транспорт будущего

Что нужно регламентировать в законах о беспилотных машинах

Бюджет: каждому свое? Бюджет: каждому свое?

Следует ли нам обсуждать с партнером свои финансы?

Хоррор дожития Хоррор дожития

Как Джордж А. Ромеро напугал стариками борцов с эйджизмом

Крутятся диски Крутятся диски

Утилизация отработавшей свое компьютерной техники оказалась выгодным делом

«Мурманский СПГ»: заполярный матч со многими неизвестными «Мурманский СПГ»: заполярный матч со многими неизвестными

Дерзкий проект «НоваТЭКа» зависит от позиции «Газпрома» и государства

Домашний офис Домашний офис

Создаем интерьер для комфортной удаленки

Все будет гладко Все будет гладко

Целлюлит: генетика или лень? Мнение врачей

Смертельный челлендж: в США подросток умер от одного ломтика острых чипсов Смертельный челлендж: в США подросток умер от одного ломтика острых чипсов

Эти чипсы настолько острые, что могут привести к летальному исходу

Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром» Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром»

Подлинный триумф Татьяны Лютаевой состоялся на кинофестивале в Афинах

Феминизм нежного рода Феминизм нежного рода

Татьяна Антошина: перформативная керамика

Платье с лобстером и шокирующий розовый: что нужно знать об Эльзе Скиапарелли Платье с лобстером и шокирующий розовый: что нужно знать об Эльзе Скиапарелли

Эльза Скиапарелли — модельер, которой мир обязан приходом сюрреализма в моду

Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

Валери Зоидова о первой потерянной любви и несогласии со Скарлетт О'Харой

Машины лечат людей: как нейросети используют в российской медицине Машины лечат людей: как нейросети используют в российской медицине

Россия начала активно разрабатывать нейросети в системе здравоохранения

ФедералПресс
Субботы терпкий вкус Субботы терпкий вкус

Рисовать в Шаббат? Художница Елена Репетур убедилась, что Израиль — страна чудес

Seasons of life
Как в оранжерее Как в оранжерее

Лучшая гарантия здорового роста комнатных растений – своевременный уход

Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия» Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия»

Как развивается дальневосточный туризм и чем в силах помочь коренные народы

Вопрос / ответ Вопрос / ответ

Что ели русские крестьяне, кто изобрел алфавит и другие вопросы и ответы

Байки из леса Байки из леса

Самые необычные истории от российских страховщиков

Деньги
Города для жизни Города для жизни

Словосочетание «комфортная городская среда» давно звучит из уст чиновников

Экономика и крупнейшие предприятия Экономика и крупнейшие предприятия

Самые крупные и значимые предприятия Чувашии

ФедералПресс
Лучшая версия себя Лучшая версия себя

Человек-бренд – товар, он пользуется спросом и строит стратегию своей жизни

Креативная Якутия: каких высот достигла республика в сфере IT Креативная Якутия: каких высот достигла республика в сфере IT

Как регион, прославившийся алмазами и мамонтами, стал ассоциироваться с IT?

ФедералПресс
Андрей Коняев: «Наука теряет монополию на описание мира» Андрей Коняев: «Наука теряет монополию на описание мира»

Почему науку сравнивают с гаданием на картах таро

Красота без изъяна. Как сохранить здоровье груди и не дать мастопатии перерасти в рак Красота без изъяна. Как сохранить здоровье груди и не дать мастопатии перерасти в рак

Большинство женщин, у которых диагностирована мастопатия, находятся в зоне риска

Любимец нации Любимец нации

Заметки по случаю дня рождения Остапа Сулеймана Берта-Мария Бендер-бея

Знание – сила
«Вместе навсегда» «Вместе навсегда»

8 правил, которые помогут спасти брак

Яхты Яхты

Новая философия жизни на борту за счёт смелых технических решений

Robb Report
Как погибла Грейс Келли — киноактриса и принцесса Монако Как погибла Грейс Келли — киноактриса и принцесса Монако

Как жила и погибла принцесса Монако Грейс Келли

Как модель Оля Запивохина делает карьеру даже после перенесенной операции на мозге Как модель Оля Запивохина делает карьеру даже после перенесенной операции на мозге

Модель Оля Запивохина: почему не всегда нужно все планировать?