За четверть века советский мотопром так и не создал самостоятельных конструкций

МотоАвто

1953‑1954: Дайте советский мотоцикл!

После четверти века развития советского мотопрома пришлось признать: самостоятельных конструкций за это время он так и не создал

Текст Александра Воронцова

В официальной советской печати могли сколько угодно превозносить отменные качества советских мотоциклов, но специалисты отлично понимали истинное положение дел. Моментом истины стала проведённая в марте 1954 года конференция конструкторов мотоциклетной промышленности СССР. В её дебатах приняли участие специалисты заводов-смежников, профильных министерств и ведомств, а также представители потребителей и спортсменов — общим числом 92 человека.

Основной доклад делал начальник конструкторского отдела ЦКБ Святослав Юрьевич Иваницкий. Отметив, что «за всё послевоенное время ни один завод не создал ни одной новой промышленной модели мотоцикла», и указав на непростительное отставание технического уровня выпускаемых моделей (так, литровая мощность двигателя М72 равнялась 29,5 л.с./ л, а у современного BMW — 43 л.с./ л, Triumph — 52,5 л.с./ л), он развернул блистательные перспективы выхода из этой плачевной ситуации: предложил в ближайшие пять лет спроектировать и поставить на серийное производство 15 новых моделей дорожных мотоциклов и семь спортивных.

Разработанный в ЦКБ типаж предусматривал выпуск мотоциклов: 125, 250 и 350 см³ с двухтактными моторами, 350, 500 и 750 см³ с четырёхтактными, причём практически все категории в двух вариантах — дорожного и спортивного типа; плюс специальный 750‑кубовый мотоцикл высокой проходимости (секретомания доходила до того, что даже на столь представительной конференции его не называли армейским), плюс мотоход (такой термин в те годы использовался для мотороллера). Должны были выпускать всё это великолепие аж восемь специализированных заводов, в том числе «опытный завод по производству гоночных мотоциклов, а также опытных образцов новых дорожных мотоциклов».

Присутствующие приняли этот доклад, мягко говоря, скептически. Тон обсуждению задало выступление главного конструктора Киевского мотозавода М. А. Позднякова. Он сделал весьма критический обзор истории и современного состояния проектной работы («…за последние 20 лет разработано 39 различных проектов конструкций мотоциклов, но ни один не пошёл в серию, потому что все они были сырыми макетами, не прошедшими необходимой доводки. На протяжении всей истории советского мотоциклостроения мы не имели в серийном производстве ни одной отечественной модели дорожного мотоцикла, а лишь копии заграничных…»). Далее Поздняков раскрывает причины такого бедственного положения: «Опыта по серьёзной доводке машин у нас нет. Весь наш опыт основан на проектировании макетов по заграничным журналам. Мы никогда не имели условий для проведения конструкторско-экспериментальных работ на должном уровне, так как штаты наших конструкторско-экспериментальных отделов составляют 20‑30 человек (на МЗМА — 350 человек!!!). Кроме того, у нас совершенно недостаточная мощность экспериментальных цехов (5‑10 станков и 10 рабочих). По существу, мы можем вести более или менее нормально только работу по серийной продукции с мелкой модернизацией…»).

Хочется и далее подробно и со вкусом цитировать выступления участников конференции, но журнал не резиновый. В общем, налицо две главные беды нашего мотопрома, которые преследовали его всю жизнь: хроническое недофинансирование и информационный голод. У государства всегда находились более важные задачи, куда можно ухнуть уйму денег. А в итоге, как ёмко и печально высказался министр машиностроения Степан Акопович Акопов: «Наши конструкторы уже поседели, а советских конструкций мотоциклов нет…».

Кстати, знаете, почему этот выпуск нашей летописи сдвоенный? Потому что в 1953 году не было создано практически ни одной хоть сколько‑нибудь примечательной новой конструкции. Застой…

К счастью, в 1954 году жить стало веселее. Подстегнули деятельность конструкторских отделов несколько постановлений Совета Министров СССР — в частности, принятое ещё 10 января 1953 года постановление № 74 «О мероприятиях по развитию мотоциклетного спорта». Так, в серпуховском ЦКБ началось проектирование гоночных мотоциклов нового поколения — С-124, С-254 и С-354 (в первой цифре зашифрована кубатура — соответственно 125, 250 и 350 см³, две следующие цифры означают год начала разработки). Эти машины имели четырёхтактные двигатели воздушного охлаждения с двумя верхними распредвалами. Вертикально установленные цилиндры отлиты из алюминиевого сплава, с гильзами из чугуна. Двигатели С-154 и С254 имели однотипную конструкцию (с той разницей, что 125‑кубовый мотор был одноцилиндровым, а 250‑кубовый двухцилиндровым) и «квадратную» (54×54 мм) размерность. Газораспределительный механизм имел привод впускного распредвала от коленвала через вал и конические шестерни, а уже от него выпускной распредвал приводился «гитарой» цилиндрических шестерён. Коленвал составной, в нижние головки стальных шатунов вставлены двухрядные роликовые подшипники с дюралюминиевыми сепараторами. Система смазки сухого типа, маслобак объединён с бензобаком. Двигатель С-254 сочетался с пятиступенчатой коробкой передач и был установлен в трубчатую дуплексную раму; 19‑дюймовые спицованные колёса оснащались барабанными тормозами, передняя вилка — длиннорычажная, задняя маятниковая, причём передние и задние амортизаторы имели унифицированную конструкцию.

1.Двигатель С-354. 2. Двигатель С-254.

Гоночный мотоцикл С-354 имел ряд важных конструктивных отличий — взявшись за новое для себя дело, инженеры ЦКБ хотели испробовать различные подходы. Во-первых, иначе был выполнен привод двух верхних распредвалов: вертикальный вал с парой конических шестерён приводил продольный промежуточный вал, от которого уже получали привод распредвалы двухцилиндрового мотора. Нижние головки шатунов имели разъёмную конструкцию с подшипниками скольжения. Главными отличиями в ходовой части стали передняя телескопическая вилка и 16‑дюймовые колёса.

Двигатель С-154 развивал мощность 12,5 л. с. при 9800 об/ мин, мотоцикл массой 80 кг мог разогнаться до 140 км/ ч. Заявленные параметры для С-254 — 22…25 л.с. при 8500 об/ мин, 125 кг и 150 км/ ч, для С-354 — 32 л.с. при 8000 об/ мин, 145 кг и 155 км/ ч. Впрочем, проверить эти данные гонщики смогли лишь в следующем, 1955 году, когда была закончена сборка этих машин.

С-254 – гоночный мотоцикл нового поколения.
​​​​Гоночный мотоцикл С-354.

Кроме работы над гоночными мотоциклами ЦКБ активно занялся разработкой дорожных мотоциклов. Так, конструкторы стряхнули пыль с проекта 350‑кубового мотоцикла М-3‑В, спроектированного в конце 40‑х годов для Московского мотозавода. Теперь эта машина, получившая индекс М-31, предназначалась для Минского мотовелозавода. Своей компоновкой аппарат живо напоминал одноцилиндровые мотоциклы BMW тех времён: одноцилиндровый четырёхтактный верхнеклапанный двигатель с продольным расположением коленвала, пристыкованная к нему четырёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо карданным валом. Силовой агрегат был установлен в трубчатую раму, раздвоенную в нижней части, спереди стояла телескопическая вилка, сзади — маятниковая подвеска. По тогдашней моде мотоцикл имел колёса довольно малого диаметра — 16 дюймов. Интересной особенностью машины были независимые системы электрооборудования для зажигания и освещения. Короткоходный (78х73 мм) двигатель развивал 18 л. с. при 5200 об/ мин, снаряжённая масса мотоцикла 172 кг, максимальная скорость 110 км/ ч.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Земля переезжает Земля переезжает

Когда Солнце начнет затухать, корабль «Земля» уже прибудет к новой звезде

Популярная механика
5 способов сделать так, чтобы к тебе прислушивались вo время zoom конференции 5 способов сделать так, чтобы к тебе прислушивались вo время zoom конференции

Разбираемся, как развить виртуальную харизму

Maxim
Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Что такое «стокгольмский синдром» и почему люди любят тех, кто над ними издевается Что такое «стокгольмский синдром» и почему люди любят тех, кто над ними издевается

Почему большинство людей так склонны любить тех, кто над ними издевается?

Maxim
P.S.: 2010 год P.S.: 2010 год

Нулевые, которые страна провела в офисах и клубах, закончились

Esquire
Кризисы дают возможность по-новому посмотреть абсолютно на все Кризисы дают возможность по-новому посмотреть абсолютно на все

Как построить работу огромного холдинга во время пандемии

Эксперт
Наука побеждать Наука побеждать

По требованию Сталина сняли целый цикл картин про русских военачальников

Дилетант
Вернуть и сохранить близость: 7 советов для пар Вернуть и сохранить близость: 7 советов для пар

Когда в любви начинаются трудности, мы ищем действенные способы все «починить»

Psychologies
4 самые кровожадные женщины-маньячки в истории 4 самые кровожадные женщины-маньячки в истории

Мужчина-маньяк — это банально

Maxim
Как снимать кино о мафии: уроки мастера Как снимать кино о мафии: уроки мастера

Как кровавая эпическая сага Мартина Скорсезе пришла к успеху

Playboy
Вернуть себе амбициозность: как Тори Берч и Мина Харрис борются с неравенством в бизнесе Вернуть себе амбициозность: как Тори Берч и Мина Харрис борются с неравенством в бизнесе

Где предпринимательницам искать поддержку?

Forbes
Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях» Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях»

Собеседник РБК — третье поколение алгоритма по обработке естественного языка

РБК
Рома Зверь — про непротестный рок, надоевший рэп и зло из телевизора Рома Зверь — про непротестный рок, надоевший рэп и зло из телевизора

Вечно молодой группе «Звери» исполнилось 20 лет: интервью с ее лидером

РБК
«Снятие даже незначительной части барьеров создаст условия для роста» «Снятие даже незначительной части барьеров создаст условия для роста»

О важности гармонизации технического регулирования между ЕС и Россией

РБК
От Коко Шанель до звезд соцсетей: как образ парижанки годами помогает продавать косметику и одежду От Коко Шанель до звезд соцсетей: как образ парижанки годами помогает продавать косметику и одежду

Как компании эксплуатируют «французскую тему»?

Forbes
Мораль vs прибыль: почему благотворительные фонды имеют право зарабатывать деньги Мораль vs прибыль: почему благотворительные фонды имеют право зарабатывать деньги

Как НКО могут самостоятельно зарабатывать на свое существование?

Forbes
Почему соцсети становятся похожи друг на друга Почему соцсети становятся похожи друг на друга

Где есть лента с новыми постами, личные сообщения, прямые эфиры?

GQ
Самцы бахромчатогубых листоносов покрылись пахучей коркой в брачный сезон Самцы бахромчатогубых листоносов покрылись пахучей коркой в брачный сезон

Размер корки на самцах листоносов коррелирует с их тестостероном

N+1
Защищаем руки Защищаем руки

Руки требуют этой зимой дополнительного ухода

Здоровье
«Это диагноз, а не характеристика человека»: история жизни с ВИЧ «Это диагноз, а не характеристика человека»: история жизни с ВИЧ

Психолог рассказывает, как жить с ВИЧ полной жизнью и не стесняться диагноза

Psychologies
73 м² 73 м²

Дизайнеры бюро To Taste сделали в глубине квартиры антресоль

AD
Брак с конюхом: как сложилась личная жизнь единственной дочери Елизаветы II Брак с конюхом: как сложилась личная жизнь единственной дочери Елизаветы II

Разбираемся в том, что правда, а что вымысел в сериале «Корона»

Cosmopolitan
Что такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом Что такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом

Как сказкотерапия помогает взрослым

РБК
Как отмечают Новый год в Японии: 8 интересных фактов Как отмечают Новый год в Японии: 8 интересных фактов

Как к Новому году готовятся в Стране восходящего солнца?

Psychologies
Алина Фаркаш о вечном противостоянии сов и жаворонков Алина Фаркаш о вечном противостоянии сов и жаворонков

Оказывается, если ты сова, то в мире жаворонков жить еще и стыдно

Cosmopolitan
Как стать принцессой Как стать принцессой

Эмма Коррин – о роли принцессы Дианы в четвертом сезоне сериала «Корона»

Grazia
Стать собой Стать собой

Отец Алексий Уминский о свободе, возможности и радости быть самим собой

Seasons of life
Дружба с Горбачёвой и приезд в Чернобыль: как Пьер Карден стал «красным кутюрье» Дружба с Горбачёвой и приезд в Чернобыль: как Пьер Карден стал «красным кутюрье»

Пьер Карден питал теплые чувства к СССР и России и дружил с Майей Плисецкой

Cosmopolitan
Юрий Дудь стал героем года по версии читателей Forbes Lifе Юрий Дудь стал героем года по версии читателей Forbes Lifе

Юрий Дудь стал главным героем культурной жизни России в 2020 году

Forbes
Кто несет ответственность за поведение маленьких детей в общественных местах Кто несет ответственность за поведение маленьких детей в общественных местах

Кто ответственен за поведение детей в обществе — родители? Дети? Окружающие?

СНОБ
Открыть в приложении