Какова настоящая роль Северного морского пути в развитии Российской Арктики?

МонокльБизнес

Миф глубокой заморозки

В официальных документах, заявлениях чиновников и общественном сознании прочно обосновался тезис о Северном морском пути как международной транзитной трассе. Это ложная цель, недостижимая в обозримой перспективе, подменяющая истинную задачу СМП — помогать освоению Российской Арктики

Татьяна Гурова, Александр Ивантер

Атомный ледокол «Урал» проекта 22220 за работой. Буксировка во льдах требует синхронной работы команд обоих судов

По итогам 2023 года оборот Северного морского пути поставил новый рекорд: по трассе перевезено 36,2 млн тонн грузов. Это в пять с половиной раз больше советского максимума (6,6 млн тонн в 1987 году). Рывок произошел пять лет назад, когда к горнорудной продукции Норильского промышленного района, на протяжении нескольких десятилетий составлявшей основу грузовой базы СМП, добавились сначала нефть Нового порта, а затем сжиженный природный газ с проекта «НоваТЭКа» «Ямал СПГ». В работе еще несколько крупных арктических ресурсных проектов, которые должны, по крайней мере в заявленных планах и стратегических документах, уже в ближайшей перспективе кратно увеличить объем перемещаемых по СМП грузов.

И это без учета транзитного грузопотока. В последние годы все активнее внедряется тезис о перспективности Северного морского пути как полноценного маршрута международной морской логистики, альтернативного сопряженным с природными и военно-политическими рисками южным маршрутам — через Суэцкий и Панамский каналы и вокруг Африки. Считается, что помимо репутационных очков Россия сумеет заработать на северном транзите через свои воды-льды серьезные деньги.

Имеют ли эти надежды под собой достаточную почву? Что собой представляет Северный морской путь в исторической перспективе? Какова его настоящая роль в развитии Российской Арктики?

Обсудить проблематику Севморпути с нами согласился один из лучших российских специалистов по данной теме Михаил Григорьев, директор и совладелец консалтинговой компании «Гекон», приглашенный ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Сверху: Татьяна Гурова, Александр Ивантер. Снизу: Михаил Григорьев

Татьяна Гурова: Это второй подкаст журнала «Монокль». Сегодня мы будем говорить про Северный морской путь. Благодаря йеменским хуситам сегодня весь мир понимает, насколько важна мировая логистика. На фоне фактического разрушения маршрута через Красное море начался дикий рост цен на логистику во всем мире, и с новой интенсивностью заговорили о востребованности Северного морского пути, что представляется достаточно неожиданным, потому что этот путь пролегает через арктические льды в очень тяжелых природных условиях, то есть никак не кажется удобным для больших логистических маршрутов. Однако об СМП как транзите мечтают уже очень давно.

Если оттолкнуться не от текущего момента, а от момента, когда впервые заговорили об арктических маршрутах, нашем и северо-западном, американском, на чем основывались те, кто заговорил о нем?

Михаил Григорьев: На алчности. Европейцев и североамериканских колонистов в Арктику всегда влекла нажива. Сначала это был морской зверь, рыба, потом рухлядь («мягкой рухлядью» называли в XVII веке пушнину. — «Монокль»), потом стали добывать руды, потом нефть и газ.

Если говорить об истории развития Северо-Западного и Северо-Восточного проходов, то все это уходит в шестнадцатый век. Это было инициировано португальцами, испанцами, их движением в южные экзотические страны за пряностями, золотом и прочими дарами. Стали искать более короткие пути.

Т. Г.: Более короткие пути куда?

М. Г.: В Индию. Основной целью движения по Северо-Западному проходу была Индия.

Откуда возник Северный морской путь, или Северо-Восточный проход, как его первоначально называли? Поскольку европейцы стали развивать свои колонии в Тихом океане, России необходимо было найти более короткий выход в Тихий океан. И знаменитая фраза Михаила Ломоносова о том, что Россия должна прирастать Сибирью, подразумевала, что надо продублировать сухопутный путь, который позволял достичь Охотского моря, но был очень долгим (это была смесь путешествий по внутренним водным путям, конные перевозки и так далее). Михаил Васильевич говорил, что Северный Ледовитый океан — это та возможность, благодаря которой укрепится могущество России на тихоокеанских просторах.

То есть это было чисто логистическое решение, основанное на том, что надо находить более короткие пути. Вспомним Крымскую войну, которая была не только в Крыму. Она была на Балтике, на Тихом океане — Петропавловск-Камчатский снабжался из Кронштадта. Тогда Суэцкого канала не было, представляете, сколько они мимо мыса Доброй Надежды плыли?

Североамериканская компания, которая была учреждена в конце восемнадцатого века (имеется в виду Российско-Американская компания, получившая монопольное право на торговлю, промыслы и добычу полезных ископаемых на Аляске. — «Монокль») тоже снабжалась из Кронштадта, с огромными транспортными издержками. И поэтому идея была в том, чтобы обеспечить выход именно на эти рынки.

Т. Г.: И несмотря на тяжелые климатические условия, даже тогда, при тех технических возможностях, это было более выгодно, чем традиционные «южные» маршруты?

Русское северное мореходство до Главсевморпути

М. Г.: Тогда это вообще невозможно было реализовать, потому что к этому времени у нас был опыт арктического плавания только из Архангельска до Обской губа. Там ходили поморы-ушкуйники (так именовались участники военных походов, предпринимавшихся жителями Новгородской республики в XIV — начале XV века на гребных речных судах, которые назывались «ушкуй». — «Монокль»).

Давайте определимся, что такое Северный морской путь. Есть Северо-Восточный проход и Северо-Западный. Северо-Западный, который вы упомянули, — это водный маршрут, который соединяет Атлантический океан, имеется в виду Море Баффина, и Северный Ледовитый — это Море Бофорта. Как таковой трассы Северо-Западного прохода не существует. Это такая сетка из проходов между островами.

Саша Вольский

Северный морской путь, или Северо-Восточный проход, выглядит более унифицированным. Суда идут либо севернее Новой Земли, либо южнее, через пролив Карские ворота. Либо они идут с севера Новосибирских островов, где более глубоководная трасса.

Но вернемся к началу. К тому времени, когда Михаил Ломоносов писал свою замечательную докладную, был накоплен очень большой опыт у архангельцев. Это торговые вояжи в Мангазею (Мангазея — существовавший в XVII веке русский город в Сибири на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа на берегу реки Таз, центр оборота пушнины. — «Монокль»). Сначала они ходили через устье Оби, через Обскую губу и дальше поднимались по этой речке. Потом царь-батюшка запретил такие экзерсисы, опасаясь экспансии голландцев и англичан. Потому что в 1555 году англичане заехали в Архангельск будущий и основали русско-английское торговое взаимоотношение (впервые англичане прибыли в Россию в августе 1553 года, торговый корабль «Эдуард Бонавентура» вошел в устье Северной Двины и бросил якорь в 35 км от места, где в 1589 году будет основан Архангельск. Иван Грозный позволил англичанам торговать в России. В 1555 году в столице открылся Английский двор, а в Холмогорах и Вологде появились английские фактории. — «Монокль»).

Но Россия отдавала себя отчет в том, что это может плохо закончиться. Потом, когда мы закрыли этот ход, стали делать волок, через реку Юрюбей, через Ямал. И потом, к семнадцатому веку, все это в конце концов заглохло. В это время как раз и пишет Михаил Васильевич свою записку. Но технически тогда это было невозможно сделать. Это стало технически возможно только с появлением паровых судов c ледовым укреплением корпуса.

Т. Г.: Мы выяснили, что во времена Ломоносова это было невозможно. А стало возможно в первой трети двадцатого века. Но я так понимаю, что ничего не было сделано все равно.

Советский Союз в Арктике: промышленная и оборонная логистика

М. Г.: Ну что вы, нет. Когда в 1932 году создавалось Главное управление Северного морского пути, перед ним стояли четыре задачи.

Первая — экономическое развитие арктического региона. Вторая — обеспечение судоходства, которое позволит проводить эту манипуляцию. Дальше — развитие системы метеорологического наблюдения и радио. И четвертая задача — вовлечение коренных малочисленных народов в построение светлого будущего.

Более того, в 1934 году Главному управлению Северного морского пути был передан целый ряд предприятий, начиная со звероводческих колхозов и кончая добычей угля на Шпицбергене, добычей соли в устье Хатанги на Нордвике. И геологоразведочные работы тоже проводились Главсевморпутем. Вот я имел счастье двадцать лет отработать в Институте геологии Арктики, который как раз в 1948 году и отпочковался от горно-геологического отделения Главсевморпути.

Март 1938 г. Начальник дрейфующей станции «Северный полюс — 1» Иван Дмитриевич Папанин и Герой Советского Союза, действительный член Академии наук СССР, начальник Главного управления Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (слева направо) на ледоколе «Ермак». Точная дата и место съемки не установлены. ТАСС

Еще один момент, про который тоже не следует забывать: когда Алексей Максимович Горький организовал замечательную книгу про строительство Беломоро-Балтийского канала, там было сказано, что он был построен за год фантастически быстро и аккуратно. Задача заключалась в том, что одной из целей развития Северного морского пути была оперативная переброска военно-морского флота на дальневосточный театр военных действий.

И, кстати, первыми кораблями — не судами, а кораблями, — которые прошли по Беломоро-Балтийскому каналу, были эсминцы, подводные лодки и сторожевики. Сами понимаете, там ширина шлюзов 14 метров. Эсминцы не самые большие, но они туда пошли, сформировали Беломорскую флотилию.

Давайте зададим вопрос: почему в Арктической Канаде, почему у американцев на Аляске нет круглогодичного судоходства, почему у них нет ледоколов? По одной простой причине: у них нет задачи такой.

У американцев вообще только шахта цинковая Red Dog на Аляске, они вывозят летом руду через Берингов пролив. У канадцев это производство железной руды, производство концентрата в Milne Inlet на Земле Баффина. И тоже вывоз не более чем в течение пяти месяцев. Северо-Западный проход замирает на зиму. Там 36 тысяч человек живет на всем побережье. Он используется для чего? Это рыболовные суда, это круизники и местное судоходство.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда дуст не пахнет Когда дуст не пахнет

Глава Российского союза химиков — о прошлом и будущем химической промышленности

Эксперт
Грозит ли нам вторжение марсиан и если нет, то почему Грозит ли нам вторжение марсиан и если нет, то почему

Отрывок из книги «Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной»

Forbes
Обрести свое «я» Обрести свое «я»

К «Яндексу», инфраструктурному объекту, внимание со стороны государства особое

Монокль
Лжец со стрелкой: 5 необычных фактов об обычном спидометре Лжец со стрелкой: 5 необычных фактов об обычном спидометре

Несколько удивительных фактов о спидометре в вашем автомобиле

ТехИнсайдер
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Чай Чай

Чай можно не только пить, но и использовать в приготовлении еды

Здоровье
В одном окопе В одном окопе

Россия обнаружила значительный потенциал сотрудничества с Ираном

Эксперт
Антон Андрейчиков: «Мы развиваем не только ребенка, но и его родителей» Антон Андрейчиков: «Мы развиваем не только ребенка, но и его родителей»

История создания студии Platoshka из уст одного из ее основателей

Монокль
Литва от моря и до моря Литва от моря и до моря

История Литвы: от первого правителя до образования Речи Посполитой

Дилетант
Выйти из режима ожидания Выйти из режима ожидания

Некоторая любовь сродни зависимости: в них много стойкости, но мало радости

Psychologies
Работает профессионал Работает профессионал

В чем разница между обычной и профессиональной косметикой – рассказал эксперт

Лиза
Станция «Динамо» Станция «Динамо»

В роли «динамщиков» все чаще выступают мужчины. Что случилось с сильным полом?

Лиза
Неопознанные кольцевые объекты Вселенной Неопознанные кольцевые объекты Вселенной

Ученые несколько лет строят гипотезы о происхождении странных радиокругов

Знание – сила
«Мы получили возможность обмануть время, и это очень круто!» «Мы получили возможность обмануть время, и это очень круто!»

Мария Кравченко о дружбе на съемочной площадке, ощущении возраста и самых родных

OK!
Воззвание Минина Воззвание Минина

Картина Константина Маковского, изображавшая воззвание Минина

Дилетант
Тоник и тонер – не одно и то же Тоник и тонер – не одно и то же

Как мы заблуждаемся при использовании этих средств

Лиза
Держать шаг: как бренд из Кирова создает обувь для клиентов по всей России Держать шаг: как бренд из Кирова создает обувь для клиентов по всей России

Кто создает обувь в России, в чем сложность развития фешен-бизнеса в регионе

Forbes
10 советов, как определить, что человек врет 10 советов, как определить, что человек врет

Как понять, что собеседник пытается вас обмануть

Inc.
Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой» Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой»

«На третьих «Сватах» я влюбилась в Федора Добронравова. Но зря я открылась ему»

Караван историй
5 фраз, которые выдают в вас человека с детскими травмами 5 фраз, которые выдают в вас человека с детскими травмами

Используете ли вы словосочетания, по которым можно выявить травмы?

Psychologies
«Доноры» или «потребители»: что делать партнерам с одинаковым типом эмоциональной обусловленности «Доноры» или «потребители»: что делать партнерам с одинаковым типом эмоциональной обусловленности

Как формируются наши паттерны в отношениях и что делать, если рядом «двойник»?

Psychologies
Зеркала на орбите Земли могут осветить солнечные электростанции после заката Зеркала на орбите Земли могут осветить солнечные электростанции после заката

Как орбитальные отражатели могут повысить производительность солнечных батарей

ТехИнсайдер
Что значат украшения: психологический разбор Что значат украшения: психологический разбор

Как с помощью броши или кольца «прочитать» их владельца?

Psychologies
Авоськи, бидоны и пирамидки из картона: какой была упаковка во времена СССР Авоськи, бидоны и пирамидки из картона: какой была упаковка во времена СССР

Рассказываем, какой была упаковка для продуктов во времена Союза

ТехИнсайдер
Любите друг друга Любите друг друга

Анна Меликян — о том, что роли никогда не приходят случайно

OK!
Алексей Левинсон — Forbes: «Нет гражданского общества, но гражданские чувства есть» Алексей Левинсон — Forbes: «Нет гражданского общества, но гражданские чувства есть»

Резонансные события позволили россиянам проявить свои гражданские чувства

Forbes
Персональные данные. Что к ним относится Персональные данные. Что к ним относится

Что же это такое персональные данные и как вся эта история регулируются законом

Цифровой океан
Приглушенные голоса. Юлия Петрачук — о фестивале оперной музыки, написанной женщинами Приглушенные голоса. Юлия Петрачук — о фестивале оперной музыки, написанной женщинами

Как женщины участвуют в современной академической музыке и необычных операх?

СНОБ
Люди из разных стран сочли низкие голоса более привлекательными Люди из разных стран сочли низкие голоса более привлекательными

Как люди воспринимают высоту голоса у других людей?

N+1
5 андроид-навигаторов, которые хорошо работают даже оффлайн 5 андроид-навигаторов, которые хорошо работают даже оффлайн

Навигаторы с разнообразными возможностями — посмотрите, какой подойдет вам

ТехИнсайдер
Открыть в приложении