Дым и зеркала

Как создавался «Бегущий по лезвию»

Мир ФантастикиСобытия

Видеодром | Киношедевры

Дым и зеркала

Как создавался «Бегущий по лезвию»

35 лет назад Ридли Скотт показал нам электрические джунгли Лос-Анджелеса 2019 года. Созданный им образ оказался настолько мощным, что многие не поняли, что увидели. А это, вероятно, худшее, что может случиться с фильмом. После выхода критики растоптали кино, а публика его проигнорировала.

Но это был не конец, а лишь начало. Подобно фениксу, «Бегущий по лезвию» восстал из пепла и со временем занял первые строчки в списках лучших фантастических фильмов. Сейчас лента обзавелась продолжением, которое, по мнению некоторых критиков, даже превзошло оригинал. В честь этого давайте вспомним, как создавали «Бегущего по лезвию».

Текст: Кирилл Размыслович

Опасные дни Хэмптона Фанчера

Филип К. Дик любил поднимать в своих книгах тему альтернативных реальностей. Не исключено, что в другом мире мы бы увидели иную версию «Бегущего»  — от Мартина Скорсезе. Всего через год после выхода романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» он встретился с Диком, чтобы обсудить экранизацию, но так и не взялся за проект. Позже, в начале 1970-х , права пытался купить продюсер Херб Джаффе, а его сын Роберт написал сценарий, который Дик разгромил. По воспоминаниям Роберта, при встрече писатель первым делом спросил у него: «Мне побить тебя в аэропорту или в квартире?»

Так что подлинная история «Бегущего» началась с актёра Хэмптона Фанчера. За 20 лет он сыграл в десятках сериалов, но так и не стал известным. Фанчер решил сменить амплуа  — написать сценарий и спродюсировать фильм. Один друг подал ему идею экранизировать роман Дика. Книга не слишком понравилась Фанчеру, но он решил, что фильм о детективе, который охотится на беглых андроидов, может быть коммерчески успешен.

В то время за смешные деньги можно было купить интеллектуальную собственность, которая сейчас стоит целое состояние. Заняв у друга пять тысяч долларов, Фанчер приобрёл права на экранизацию и засел за сценарий. Первая версия называлась так же, как книга. Работа была камерной  — почти все действие разворачивалось в помещениях. Автор сделал акцент на теме экологии, но почти проигнорировал ключевой вопрос романа: что делает человека человеком? Сценарий Фанчер передал продюсеру Майклу Дили, но тот не впечатлился ни рукописью, ни романом, сочтя, что у них нет финансового потенциала. К счастью, Фанчер проявил настойчивость и переработал сценарий. Новая версия продюсеру понравилась, и он пустил проект в производство.

Филип Дик не дожил до премьеры, но успел увидеть отрывок, который его очень впечатлил. Писатель сразу узнал придуманный им мир. Он похвалил и финальную версию сценария

Между делом Фанчеру на глаза попался артбук Mechanismo, эстетика которого походила на то, что он хотел увидеть на экране. Фанчер показал Дили книгу и предложил взять её название для фильма, но Дили выбрал рабочий вариант «Опасные дни». Фанчеру он не нравился, и в итоге они сошлись на варианте «Бегущий по лезвию». У этого названия сложная история: оно взято из романа Алана Ноурса The Bladerunner (1974). Там так называли продавцов контрабандных медицинских товаров (грубо говоря, «толкач лезвий»). В 1979 году Уильям Берроуз переработал роман в черновик сценария для фильма, который так и не сняли, что позволило Дили купить права на бренд.

Хэмптон Фанчер, сценарист «Бегущего». Он же стал соавтором сценария и к сиквелу, Фото: Gage Skidmore | CC BY-SA 3.0

Приход Ридли Скотта

Дили решил, что идеальным режиссёром станет Ридли Скотт, только что прогремевший на весь мир благодаря «Чужому». Британец прочитал сценарий Фанчера… и отказался. В то время Скотт готовился к съёмкам «Дюны» и не хотел снимать две фантастики подряд, опасаясь ярлыка жанрового режиссёра. Однако пре-продакшн «Дюны» шёл медленно, а сценарий постоянно менялся. А в это время Ридли пережил семейную драму: его старший брат Фрэнк умер от рака. Чтобы справиться с депрессией, режиссёр решил занять себя работой. Буксующая «Дюна» для этого не подходила, так что Скотт связался с Дили и сообщил, что передумал.

Изначально сценарий кончался самоубийством Рейчел

Скотт сразу начал менять сценарий. Он хотел расширить мир «Бегущего» и вывести героев наружу, на улицы футуристического города. Постепенно сюжет становился похож на тот, который нам знаком, но оставались и различия. Так, в финале Декард просто расстреливал Роя Батти, а затем увозил Рейчел за город и убивал, пока до неё не добрались другие охотники. Фанчер спорил с идеями Скотта, обстановка накалялась, и продюсеры наняли другого сценариста, Дэвида Пиплза, чтобы он исправил сценарий по требованиям режиссёра.

Правки имели и другое последствие: бюджет проекта рос как на дрожжах. Изначально он составлял 13 миллионов, но быстро вышел из-под контроля. Требовалось дополнительное финансирование, которое Дили отыскал на студии Warner Bros. Это «спасение» ему ещё аукнется.

В сборник Mechanismo, отчасти вдохновивший «Бегущего», вошли футуристические работы многих художников, включая Гигера, а основной текст написал Гарри Гаррисон

Подбор актёров

Продюсеры и Скотт рассмотрели много кандидатур на роль Рика Декарда, от Роберта Мичума до Джека Николсона, и остановились на Дастине Хоффмане. Тот несколько месяцев встречался с создателями, обсуждая сюжет и героя. Но представления Хоффмана о Декарде начали расходиться с мнением создателей, и он покинул проект. Его место занял Харрисон Форд, которому в этом помог Стивен Спилберг. Режиссёр только что завершил съёмки «В поисках утраченного ковчега» и искал любую возможность продвинуть его главную звезду. А Харрисон хотел попробовать себя в более серьёзной роли.

Художник Ментор Хюбнер использовал образ Дастина Хоффмана в раскадровках

Найти беглого андроида Роя Батти оказалось легче: ассистентка Кэтрин Хабер посоветовала Скотту взглянуть на Рутгера Хауэра в фильмах Верховена «Солдаты королевы» и «Турецкие наслаждения». Ридли согласился, что Хауэр станет идеальным воплощением «сверхчеловека», и отдал ему роль, даже не встречаясь с актёром. Рутгер привнёс в образ много своего. Например, на совместной вычитке сценария он добавил в финальный монолог слова про «слёзы под дождём». После чего с озорством посмотрел на сценариста, словно желая проверить реакцию.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Detroit: Become Human Detroit: Become Human

Detroit: Become Human. Гуманизм для самых маленьких

Игромания, июль'18
Рене Зеллвегер. Преображение Рене Зеллвегер. Преображение

Оскароносная Рене Зеллвегер решилась на полную перезагрузку

Караван историй, ноябрь'17
Черная кошка, розовая пантера Черная кошка, розовая пантера

В истории «Розовых пантер» интересно и необычно все

Maxim, май'18
Триатлон для ленивых Триатлон для ленивых

Как подготовиться к своему первому триатлону

Men’s Health, ноябрь'17
Идет запись Идет запись

Роскошные шубы, красавицы поклонницы и дерзкий трек «Не забывай» нашего героя

Elle, ноябрь'17
Скорая помощь Скорая помощь

Алина Успенская развернула в Лондоне благотворительную арт-деятельность

Tatler, ноябрь'17
Лолита: Кто не работает, тот не встречается Лолита: Кто не работает, тот не встречается

Певица Лолита без комплексов и в жизни и на сцене

Лиза, октябрь'17
Джереми Микс Джереми Микс

Даже если вас посадили в тюрьму, можно стать моделью — как Джереми Микс

Numéro, ноябрь'17
Дело о пропеллере Дело о пропеллере

Героическая история летчика — с точки зрения его адвоката Добровинского

Tatler, ноябрь'17
Абсолютный эгоист Абсолютный эгоист

Тридцатипятилетний Дима Билан прыгает так же высоко, как и раньше

Cosmopolitan, ноябрь'17
Мать в два хода Мать в два хода

Ученым удалось отредактировать геном человека

Vogue, ноябрь'17
Millenials Millenials

Кино, искусство, модная индустрия, да и зубастый медиамир стремительно молодеют

L’Officiel, ноябрь'17
Большой брат Большой брат

Симпатичный актер снова сыграл бога Тора

GQ, ноябрь'17
Ваби-саби: три упражнения, чтобы видеть красоту в простых вещах Ваби-саби: три упражнения, чтобы видеть красоту в простых вещах

У японских эстетических понятий нет четких формулировок. Но именно в восточной культуре мы находим источник радости, духовных сил и вдохновения. Чтобы поверить в собственную уникальность и стать счастливее, выполните всего три упражнения в духе ваби-саби.

Psychologies, октябрь'17
Мечта детства Мечта детства

Топ-менеджеры «Ростсельмаша» отправляются в поля обслуживать свою технику

Популярная механика, ноябрь'17
Тюльпаномания Тюльпаномания

Первый настоящий биржевой кризис оказался связан с необычным товаром

Дилетант, ноябрь'17
Васса Васса

Создательница VASSA&Co. о внутренних конфликтах и о рекламе

Numéro, ноябрь'17
Я все тащу на себе Я все тащу на себе

Что делать, если ты – сильная женщина

Лиза, октябрь'17
Арабский пир Арабский пир

Аллах дал дубайцам жалкий лимон, а они приготовили из него гастрономический сет

GEO, ноябрь'17
Спать меньше, успевать больше Спать меньше, успевать больше

Как высыпаться и чувствовать себя бодрой за 5–6 часов сна

Лиза, октябрь'17
Ultra HD против Full HD в войне разрешений Ultra HD против Full HD в войне разрешений

Какие плюсы у нового формата и стоит ли переходить на него геймерам

CHIP, ноябрь'17
Ник Джонас Ник Джонас

Сегодня его новый сингл Find you штурмует хит-парады

L’Officiel, ноябрь'17
Чего боится мода? Чего боится мода?

Разбираемся, как мода связана с кошмарами коллективного бессознательного

Numéro, октябрь'17
Карьера менеджера Карьера менеджера

Как Владислав Мартынов стал предпринимателем, инвестором и блокчейн-энтузиастом

РБК, ноябрь'17
Smart Brabus Fortwo Smart Brabus Fortwo

Веселый и динамичный, но не убийственный

Quattroruote, ноябрь'17
Интервью Интервью

Владимир Мединский

SNC, ноябрь'17
Наша милиция нас… Наша милиция нас…

Как побороть пыточную систему

Русский репортер, октябрь'17
Сон из избы Сон из избы

Что делать, если жить с мужчиной нравится, а спать в одной кровати — неудобно?

Добрые советы, ноябрь'17
Просто я лучше всех Просто я лучше всех

Женщины редко любят себя безусловной любовью. Но это можно изменить

Cosmopolitan, ноябрь'17
Чужой Чужой

Актер, воплощающий на экране образ идеального британского джентльмена

GALA Биография, ноябрь'17