Дебют «Газели» третьего поколения

ЭкспертАвто

Запас прочности

Дебют «Газели» третьего поколения, по мнению руководства группы ГАЗ, должен поставить жирную точку в споре за лидерство на российском рынке легких грузовиков. А может и кардинально расширить экспортный потенциал завода

Александр Астапов

С 1994 года и по сей день «Газель» — легкий (малотоннажный) грузовик номер один в России, а группе ГАЗ принадлежит почти половина продаж на нашем рынке, где в прошлом году было приобретено 104,3 тыс. коммерческих автомобилей полной массой до 3,5 т и фургонов на их базе. И из этого количества без малого четверть — на счету второго поколения «Газелей», выпускаемых уже восемь лет.

А ведь поначалу многие прочили тогдашней новинке если не крах, то проигрыш лидерства — настолько тяжелой и дорогой она выглядела в глазах традиционных покупателей «Газели». Но скепсис быстро прошел: выяснилось, что, приобретя комфорт «иномарок», машина не утратила главного качества предшественницы — выносливости и ремонтопригодности. «Какова реальная грузоподъемность машины? Полторы? Нет, вы не поняли: сколько я смогу в нее грузить реально? Три? Хорошо, оформляйте!» — таков типичный диалог в дилерских салонах группы ГАЗ. И грузят. И возят. А для тех «газелистов», кто с правами «грузовой» категории, была выпущена версия с дополнительно усиленным шасси и полной массой 4,6 т. Сколько грузят в нее — ведомо только самим «газелистам» да механикам на сервисах.

Способствовала успеху и работа нижегородцев по улучшению качества машин. Основной акционер компании Олег Дерипаска инвестировал около 30 млрд рублей в новые технологии и оборудование, в том числе в системы управления качеством, запускавшиеся с участием иностранных партнеров и менеджеров. Бу Андерсон тогда уже ушел на ВАЗ, но процессы, им запущенные, продолжали давать свои плоды. И разочарований, а то и гнева перевозчиков, пересевших с иномарок на «Газели», становилось все меньше.

Но машина неизбежно устаревала, а конкуренты совершенствовались. Тревожным звоночком стал прошлый год, когда продажи «обычной», полной массой 3,5 т, «Газели Next» упали на 14,7%, с 29 333 до 25 017 штук (при падении всего сегмента грузовиков полной массой до 3,5 т на 7% и росте продаж основного конкурента, Ford Transit, на 9,9%, с 12 618 до 13 867 штук). Что не стало неожиданностью ни для руководства завода, ни для конструкторов. По словам руководителя проекта «Газель NN» Константина Рухани, на заводе с самого начала продаж Next, с 2013 года, внимательно изучали пожелания и замечания покупателей — кстати, могу подтвердить: маркетинговые исследования, в том числе «кар-клиники», все эти годы проводились регулярно и отнюдь не для галочки: на их основе разрабатывали новые узлы и системы для усовершенствования машины.

Новых узлов решений и систем накопилось предостаточно для, выражаясь по-советски, глубокой модернизации машины — в новой итерации переименованной в «Газель NN». Точнее, это семейство: пока показали лишь основную модель, полной массой 3,5 т, «большую “Газель”» («калибра» 4,6) обещают обновить чуть позднее — и точно таким же образом.

При детальном рассмотрении конструкции заметно, что главным «референсом» конструкторов был не Ford Transit, а Iveco Daily. Что, в общем, резонно при создании русского фургона, рассчитанного на нещадную эксплуатацию с постоянным перегрузом

«Газель City» — городской полунизкопольный микроавтобус на 17 посадочных и пять стоячих мест. Высота ступеньки 270 мм (при «приседании» машины с помощью пневмоподвески) и ширина проема 1100 мм позволяют закатывать инвалидное кресло или детскую коляску

Nовая. Реально Nовая

Наружные изменения можно отнести к плановому рестайлингу: из «железа» изменили лишь капот, а заново разработали лишь фары (они полностью светодиодные — спорно с точки зрения затрат на ремонт, но безопасность важнее), а также пластик: крылья, локеры, бампер (а вот он теперь из трех частей, что радует) и решетку радиатора. Внешность стала современной, лучше гармонирующей с угловатыми очертаниями кузова и… Я рад за заводчан, что они наконец ушли от простодушно-щенячьего выражения «лица», ведущего родословную еще от ГАЗ-51 (который я не считал шедевром даже в 1980-е, когда учился на нем ездить). Теперь имидж машины такой, какой и нужен грузовику (микрофургоны, коим, наоборот, впору «няшность», совсем отдельный разговор, вне территории интересов ГАЗа): уверяющий в надежности и добротности, а при виде в зеркало заднего вида обгоняемой машины — еще и в серьезности своих намерений. Что поделать, это Россия — без незримой надписи на решетке радиатора «Отойди, а то раздавлю» здесь никак. И хотя я склонен поворчать насчет недостаточной агрессии (а паче того откровенно скучного дизайна «торпеды»), не думаю, что мое мнение разделят перевозчики, особенно не «единоличники», а владельцы автопарков. Да и «долгоиграючесть» дизайна грузовику нужна намного большая, чем, скажем, большому пикапу, а подавно джипу — жить с этим лицом на конвейере новой «Газели» предстоит с десяток лет, а то и больше. Десятилетие, за которое мода на угловатость и простоту форм вернется окончательно.

Содержание здесь изменилось куда серьезнее формы. Новый задний мост намного крепче предыдущего: его балка та же, что и у будущей «большой “Газели NN”» (официальной полной массой 4,6 т, а неофициальной — да кто ж их, эти тонны, считает?), и отличается от последней редуктором и количеством листов в рессорах.

Унифицированный мост «потянул» за собой и новые тормоза — теперь они дисковые. А новая коробка передач и вовсе унифицирована со всеми будущими грузовиками марки. Она сделана с большим запасом по проходному моменту (то есть в расчете на будущие более мощные моторы) — и шестиступенчатая. Шестиступенчатость дает немалый прирост экономичности (по уверениям заводчан, до двух литров на «сотню» при крейсерских 120 км/ч): первая передача стала «короче» и позволяет разгоняться даже с перегрузом без насилия над мотором, а высшие — повышающие, причем шестая рассчитана на длинные перегоны по равнинной местности.

Двигатели же — 150-сильный дизель Cummins 2,8 ISF, а с осени и трехлитровый ульяновский Evotech в 122 л. с. (предлагаемый как в чисто бензиновом, так и в биотопливном, под газ и бензин, вариантах). Но уже в планах «русификация» дизеля, а также установка его 170-сильного варианта под нормы «Евро-6». (Пока такой мотор ставится только на «Газели NN», собираемые в Турции для местного рынка; к слову, их выпуск начался практически вслед за основной площадкой в Нижнем). Evotech же будет в новой версии — с кардинально переработанным с целью повышения ресурса «низом». Да, он по-прежнему будет со штанговым приводом клапанов (что дает зубоскалам повод посудачить о родстве движка с ГАЗ-21), но, как знавший «пращура» до последней гайки, уверяю, что это совсем не так, а главное, при 4000 об/мин на максимальной мощности смысла в более дорогой и капризной верхневальной схеме нет в принципе (тут уже вспоминается пользовательский опыт по Harley-Davidson, нормально «дышащим» на 5500 при изрядно больших размерах деталей двигателя).

Но это «хард». Знакомство с «софтом» начинается с сидений, а они полностью другие, как и интерьер в целом (в нем новое все — от подрулевых переключателей до расположения динамиков в дверях). Пассажирское с опционным подогревом и емкостью 60 литров под откидной подушкой (вообще, по изобилию и удобству расположения всевозможных бардачков и ящиков «Газель NN» претендует на лидерство — 25 мест, а еще здесь восемь точек подключения мобильных устройств), а водительское… А водительское подрессоренное и регулируемое. Всего регулировок 11, включая жесткость амортизации.

Но главная роль в снижении усталости водителя отведена многофункциональной электронной платформе. Помимо уже обязательной антиблокировочной, здесь есть противобуксовочная система, динамическая стабилизация и «хилл-ассист» (помощь при трогании в гору). Это сейчас. Вторым пакетом на 2022 год намечены камеры кругового обзора, контроль слепых зон, парктроник и контроль давления в шинах, а также оповещение о выезде за полосу движения. Это основное, влияющее на безопасность и утомляемость, — уже устанавливаемые бесключевой доступ и электропривод «ручника», можно отнести к приятным мелочам, как и штатную навигацию и сенсорный девятидюймовый экран. А владельцам парков «Газелей» предназначена система Gaz Connect, отслеживающая 15 ключевых параметров, от пробега до ТО до нарушений ПДД водителем.

На презентации машины звучал рефреном интересный момент: вместо прежнего «мы используем лучшие компоненты мировых производителей» — особая гордость тем, что узлы и системы разработаны в России. Да, в коробке передач тросовый шифтер и синхронизаторы импортные, но остальное не только «своего» производства, но и, что еще важнее, со своей интеллектуальной собственностью. А уж в электронных системах… Вообще говоря, усталость от диктата корпораций (по сути, транснациональных монополий), разрабатывающих такие системы, от ступичных узлов до блоков управления двигателем, — общая тема для разговора автоконструкторов всего мира. Газовцы же преисполнены гордости: интеллектуальная собственность на системы и узлы машины будет российской, что благо для любого производителя. А тем более не такого большого по сравнению как с вышеупомянутыми монополистами-компонентщиками, так и автомобильными мегаконцернами вроде Toyota или недавно образованного мегаальянса Stellantis.

«Газели» первого поколения в обновленном виде продолжают пользоваться спросом: их продажи в 2020 году составили около 17 тыс. штук, и это не считая пяти с лишним тысяч «Соболей». Причем спрос на грузовые версии почти не упал, а на микроавтобусы съежился на 40,7% по сравнению с 2019 годом

В мире животных

Эти узлы и системы вскоре встанут и на другие машины нижегородского производства — в первую очередь на 22-местные мини-автобусы «Газель City», разлетающиеся по стране как горячие пирожки ввиду полного отсутствия альтернатив. Ее родство с привычными нам микроавтобусами (теперь и «Газели NN») прямое, но далеко не стопроцентное: машина с большой распашной дверью, площадкой для инвалидной коляски и пониженным уровнем пола даже раму имеет свою собственную (для того самого занижения входной площадки). В общем, и назначение машины иное, нежели у 14‒17-местных микроавтобусов. Если те хороши именно как маршрутное такси в изначальном, еще советских времен, смысле слова — городских и пригородных, реже экскурсионных экспрессов с редкими остановками «по требованию», то «Газель City» — машина незнакомого нам раньше класса. Ее роль — быть маленьким городским автобусом на малозагруженных маршрутах или в исторических центрах старых городов.

Логично было бы проводить эксперименты с «электрификацией» именно этой модели — хотя бы потому, что на узких кривых (а значит, плохо продуваемых) «старых» улочках нулевой выброс действительно важен. Но газовские маркетологи рассудили иначе: рынок грузовых перевозок электротранспортом намного обширнее в ближайшей перспективе, а главное — менее зависим от, скажем так, расстановки клановых сил в региональном лоббизме. К тому же «Газель» с ее рамным шасси лучше подходит для «электрификации», чем конкуренты с несущим и полунесущим кузовом, с одной стороны, и намного дешевле специально разработанных электрофургонов — с другой. А с третьей — в роли демонстратора возможностей лучше запускать пассажирскую машину, чтобы потенциальные эксплуатанты убеждались в ее преимуществах воочию.

Поэтому пробные партии электро-«Газелей» строятся на базе микроавтобусов, причем с самым большим кузовом и на усиленном шасси (известном также как «тяжелая “Газель”» — к слову, на City агрегаты шасси тоже от нее, за вычетом пневмоподвески, которую планируют ставить и на обычные микроавтобусы в качестве опционной альтернативы рессорам). «Газель E-NN» оснащается 350-вольтовым электромотором мощностью 100 кВт (136 л. с.) и одной или двумя литий-полимерными батареями производства московской Saenergy емкостью 48,4 кВт⋅ч каждая, дающими пробег более 100 или 200 км. Емкость, в общем, не рекордная, но благодаря возможности зарядки не только от обычной сети, но и «быстрой», постоянным током 350 В, пополняющей батареи на 80% всего за полчаса, вполне достаточная для эксплуатации в качестве маршрутки. Из прочих подробностей газовцы сообщают лишь о готовности производить такие машины на конвейере — и причину, по которой спроса в пятизначных масштабах в России не будет: цена в шесть миллионов рублей. Именно это обрекает электро-«Газель», по крайней мере на нынешнем этапе, на роль демонстратора технологий — и объясняет, почему газовцы не торопятся включаться в мировую электрогонку и проектировать специальную платформу. Но партии в сотни фургонов для российских доставщиков — перспектива реальная. К тому же модульность, заложенная в конструкцию электро-«Газели», позволяет безболезненно перейти и на другие батареи — в том числе на быстросменные, разработки которых также ведутся в России.

Впрочем, электрификация пока дорогая экзотика для российского рынка, а вот на «движение вниз» спрос есть здесь и сейчас. И такая машина уже на подходе — уменьшенная и облегченная «Газель NN» (впрочем, возможно, ее назовут-таки «Соболем NN») полной массой 2,5 т. Рыночный смысл «обрезанной» версии относительно тяжелой машины — «носитель спецоборудования», в том числе в полноприводном варианте (который ожидается едва ли не больше моноприводного). От коммунальной «аварийки» и лесопатрульной машины до инкассаторской машины и легкобронированного бизнесвена. А сниженная полная масса позволит обходить ограничения для грузовиков вроде пресловутого «грузового каркаса». Хотя реально, а не формально, допустимая полная масса может быть и выше (ибо опять же: кто их считает, эти тонны?), но подождем официальной презентации, намеченной на осень.

Остаются на конвейере и машины первого поколения, но с новыми и модернизированными агрегатами — сейчас эти машины называются «Газель Бизнес» и «Соболь Бизнес», а также «Соболь 4WD». Последний держится на конвейере не только из-за сравнительно невысокой цены (фургон — от миллиона рублей), но и высокой проходимости, делающей его востребованным и жителями глубинки, и автопутешественниками, и любителями активного отдыха. Впрочем, доработки «Соболя 4×4» в «джип для путешественника» газовцы отдают на откуп сторонним фирмам и самим клиентам, как и сертификацию изменений.

Причина проста: ГАЗ работает только для перевозчиков, коммунальщиков и прочего бизнеса. И всякий раз подчеркивает свое нынешнее позиционирование — и точку, поставленную в 2010 году на производстве собственных легковых автомобилей. (Контрактная промсборка автомобилей Volkswagen по-прежнему ведется в Нижнем, но это отдельная история).

«Мы отдаем себе отчет, что чем дальше от столиц, тем запросы потребителя скромнее, а внимание к ценнику выше, — признается Андрей Софонов, директор автозавода ГАЗ. Поэтому на конвейере, пока будет спрос, остаются и “Газель Бизнес”, и “Газель Next”».

Цена же «Газели NN» в сравнении с Next будет выше в среднем на 220 тыс. рублей.

Фотографии предоставлены пресс-службой ГАЗ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Машина номер два Машина номер два

В Елабуге официально открылось серийное производство автомобилей Aurus

Эксперт
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Дороги для русской «бешеной собаки» Дороги для русской «бешеной собаки»

Дороги для русской «бешеной собаки»

Эксперт
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Мировая энергетика на распутье Мировая энергетика на распутье

Мир рискует столкнуться с острым дефицитом нефти и газа

Эксперт
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
На своем магнитном поле На своем магнитном поле

Компания Philips локализовала в России производство высокопольных томографов

Эксперт
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Цена «собачьего» вопроса Цена «собачьего» вопроса

Почему государство не справляется с бездомными псами

Эксперт
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
«Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти «Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти

Почему сериал корейского режиссера Хван Дон Хека так популярен

Эксперт
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова

Способна ли наука создавать жизнь, управлять животными, даровать бессмертие?

Цифровой океан
Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать

Все об автомобильных огнетушителях: выбор, требования ГИБДД, сравнение

РБК
«Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков «Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков

Как научиться быть счастливой, несмотря на негатив, исходящий от близких?

Psychologies
Галина Данелия: «Никогда бы не подумала, что пройдут годы, и Данелия станет моим мужем» Галина Данелия: «Никогда бы не подумала, что пройдут годы, и Данелия станет моим мужем»

Москва буквально кипела, когда я выходила замуж за Данелию

Коллекция. Караван историй
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Что такое зависимость? Что такое зависимость?

Глава из книги психиатра-нарколога Марата Агиняна «Зависимость и ее человек»

Psychologies
«Цербер»: детектив о жестоких убийствах, которые начались в Петербурге в 1826 году «Цербер»: детектив о жестоких убийствах, которые начались в Петербурге в 1826 году

Глава из романа «Цербер» — о серии жестоких убийств, которые происходили в 1826

Forbes
Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства

Вспоминаем самые яркие союзы моды и церкви, заключенные на небесах

Правила жизни
Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать! Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать!

Как комбинирование мяса с зеленью может помочь регулировать уровень сахара

ТехИнсайдер
Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
От «Хулиганов и ботанов» до «Эйфории»: 10 увлекательных подростковых сериалов От «Хулиганов и ботанов» до «Эйфории»: 10 увлекательных подростковых сериалов

Важные шоу о юношестве: без демогоргонов и супергероев

Правила жизни
Удовольствие или проблема. Что такое нимфомания и как ее определить Удовольствие или проблема. Что такое нимфомания и как ее определить

Нимфомания – понятие, довольно часто встречающееся в разговорах о сексуальности

Лиза
Самые известные пираты в истории Самые известные пираты в истории

Пираты, лихой судьбе которых позавидует сам капитан Джек Воробей!

Maxim
На доверии На доверии

Интуитивное питание — очень простой способ выстроить правильные отношения с едой

Лиза
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Утопия Богданова не стала образцом для общества, но его романы перечитывали

Наука и жизнь
«От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России» «От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России»

Как появилось высшее женское медицинское образование

N+1
Отпуск по обмену Отпуск по обмену

Истории, в которых герои уже давно перестали на отдыхе пользоваться отелями

Новый очаг
Открыть в приложении