В «Ленинград Центре» — премьера новой постановки

ЭкспертКультура

«Семь» Феликса Михайлова: мужчина и женщины

В «Ленинград Центре» — премьера новой постановки

Вячеслав Суриков

В свой новый спектакль/шоу «Семь. Хроника любовных происшествий» Феликс Михайлов, совершенствующий многосоставный жанр, в котором работает, привнес еще и ярко выраженное литературное начало. В шоу появился рассказчик, а вместе с ним и четкая повествовательная линия. Каждый эпизод не просто показывают зрителю — ему еще прямым текстом преподносят его драматургическую подоплеку. Зритель видит не просто танец, вокальные и акробатические номера, подтекст которых только угадывается, — создатели спектакля вступают с ним в диалог, подсказывая, как понимать, что происходит на сцене, и какую часть сюжетной конструкции он сейчас наблюдает. Опыты литературных спектаклей на сцене «Ленинград Центра» объединились с опытом спектаклей пластических и музыкальных в единое целое. Шоу еще не превратилось в спектакль драматический, но уже совсем не похоже на просто ревю — набор эффектных концертных номеров, где переплетены пение, танец и цирковое искусство.

Чтобы представить себе, как работает Феликс Михайлов, надо посмотреть записи спектаклей Cirque du Soleil, помня, что даже лучшие из них сделаны так, чтобы их могли бесконечно тиражировать и представлять его многочисленные труппы. Спектакли же «Ленинград Центра» — это штучное малотиражное производство, и пока их невозможно перенести на другие площадки. Чтобы увидеть их, нужно прийти в «Ленинград Центр» и купить билеты. «Центр» работает по модели репертуарного театра: у него есть постоянная труппа, хотя спектакли там идут не каждый день и в них участвуют приглашенные артисты. В итоге у каждого шоу свой состав, и он может изменяться на протяжении всех его представлений: одни номера из него исчезают, другие — добавляются. Это сложная конструкция, которую создает и которой управляет один человек — Феликс Михайлов. При том что над созданием шоу работает большой авторский коллектив, архитектуру постановки определяет именно его, Михайлова, видение.

Если Cirque du Soleil — это большая фабрика по производству шоу, ориентированная на масштабирование производства и получение прибыли, то «Ленинград Центр» — небольшая компания, все свои усилия он направляет на то, чтобы произвести качественный продукт, и главная ценность здесь артисты, в нем выступающие, — единственные и незаменимые. Приглашенные артисты этого шоу Алина Островская и Антон Лаврентьев получили известность как ведущие трэвел-шоу «Орел и решка». По основному роду деятельности они музыканты. И именно в этом качестве участвуют в шоу. Если включить их записи, можно услышать современных поп-исполнителей, еще ищущих и свою индивидуальность, и путь к сердцам слушателей. Для их персонажей в шоу «Семь» этот путь уже пройден. Здесь они состоявшиеся суперзвезды. Алина Островская — поп-дива: где поет она, там эстрадный Олимп. Антон Лаврентьев — рок-звезда с гитарой наперевес, воздействующий на аудиторию вокалом высшей пробы.

В зале зритель попадает в атмосферу, в которой он видит происходящее на сцене как сквозь лупу, увеличивающую и яркость красок, и эмоциональный накал сценического действия. Возможно, это и есть тот самый эффект, что возникает только в пространстве «Ленинград Центра», — его невозможно перенести на другую сцену. Постоянная артистка шоу «Ленинград Центра» — Мария Кирпичева. На слепых прослушиваниях конкурса «Голос» ни один из четверки наставников не обернулся, когда она исполняла песню New York, New York. В других телевизионных конкурсах Мария была уже намного успешнее, но, чтобы оценить масштаб ее таланта, для которого в другой ситуации потребовалась бы тщательная огранка, надо услышать ее на сцене «Ленинград Центра»: она словно проскакивает на машине времени в свое звездное будущее, где все этапы артистического становления уже пройдены.

«Семь» — антитеза другому, более раннему спектаклю Феликса Михайлова — «Прекрасная М». Там главной героиней была женщина, путешествующая из одной страны и эпохи в другую. «Прекрасная М» — путешествие по женскому подсознанию, когда героиня открывает вселенную внутри себя. Мужчину в «Хронике любовных происшествий» мы застаем уже в заключительной фазе его жизни. Старик предается воспоминаниям, куда он погружается через магнитофонные записи, на которых слышит собственный голос. Это путешествие из юности в зрелость и от одной женщины к другой. Каждая встреченная им женщина подключает его к еще одному слою реальности. Она ведет его от одного жизненного этапа к другому. В зависимости от точки жизненного пути, в которой находится мужчина, женское начало может быть и помощником, и соперником. Герой «Семи» не способен абстрагироваться от этого контакта и идти своим путем, но и не находится полностью в ее власти. Иногда поддается ей и становится зависимым от нее, но у него есть шанс и управлять этой энергией.

Как и бóльшая часть других спектаклей Феликса Михайлова, «Семь» насыщен номерами, которые традиционно демонстрируются под куполом цирка. Они важный элемент общей структуры. Что и позволяет говорить о родстве «Ленинград Центра» с Cirque du Soleil. Это экстракт циркового искусства. Зритель получает лучшие номера, отобранные по эстетическому критерию и передающие красоту человеческого тела, его грацию, совершенство: танец на канате, протянутом через зрительный зал, танец на канате, рассекающем сценическое пространство сверху донизу, танец внутри кольца, висящего над сценой; артисты, опираясь на них, преодолевают земное притяжение. Они парят в воздухе, они рискуют, но зритель не ощущает этого риска: танец начался на сцене и просто продолжился в воздухе. Действие спектакля «Семь» происходит на нескольких уровнях. Внутри номера зачастую заключены сразу несколько объединенных общим внутренним сюжетом номеров, которые мы видим в различных частях единого сценического пространства.

Каждый сюжет повествует о взаимодействии мужской и женской энергий: герой и героини спектакля осознают себя как личности, у них проявлена индивидуальность, но одновременно они часть двух противоположных обезличенных сил, которые играют друг с другом, и смысл этой игры — в ней самой. И все человеческие страсти: любовь, ненависть, желание обладать или вычеркнуть человека из своей жизни — смешиваются в невидимом океане, и из всех противоположных по знаку эмоций синтезируется счастье до самозабвения. Мужчина не в силах контролировать притяжение, исходящее от женщины, и однажды он это осознает и пытается сопротивляться ей, но чем больше сила сопротивления, тем мощнее сила воздействия. И даже если ему кажется, что он ее полностью контролирует, это всего лишь иллюзия, самообман. «Семь» иногда драматичны, иногда романтичны, но конец у этой повести счастливый, словно иначе и быть не может.

Фрагменты спектакля Феликса Михайлова «Семь. Хроника любовных происшествий»

Роль старика, включающего записи одну за другой, играет кукла. Куклы — полноправные жители сценического мира «Ленинград Центра», который помимо людей, умеющих танцевать в воздухе, прекрасно поющих и танцующих, оказывается, населен еще и фантастическими существами, на сцене умеющими быть даже убедительнее людей — сродни анимационным персонажам. Кукла-старик — воплощение мудрости и одновременно сентиментальности. Он в финальной точке жизненного пути, но не слишком печалится по этому поводу — он жаждет рассказать свою историю, чтобы вновь ее пережить и встретиться с теми, кого любил и ненавидел, но встретиться уже только в своем воображении. И эмоциональное впечатление от этих встреч оказывается не менее глубоким, чем те, что ему пришлось пережить в реальности. Старик путешествует по собственной жизни, и зритель вместе с ним. Это и его жизнь тоже, уже прожитая или та, которую еще предстоит прожить.

Фото: «Ленинград Центр» (3)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Склады с собственным лицом Склады с собственным лицом

Кастомизация — один из главных трендов рынка складов

Эксперт
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
Лес дальше не поедет Лес дальше не поедет

Российское правительство ставит задачу увеличить объемы переработки древесины

Эксперт
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния» Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния»

Хакамада меняется в каждом отрезке времени. Сейчас у нее очень непростой период

Psychologies
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Как ускорить свой метаболизм: 5 простых способов запустить жиросжигание Как ускорить свой метаболизм: 5 простых способов запустить жиросжигание

Как ускорить процесс сжигания калорий в организме?

ТехИнсайдер
На доверии На доверии

Интуитивное питание — очень простой способ выстроить правильные отношения с едой

Лиза
Соловецкое чудо Соловецкое чудо

Едем в Соловки плутать в лабиринтах и постигать русский дзен

Лиза
Орангутан полечил свою рану листьями лианы Орангутан полечил свою рану листьями лианы

Биологи заметили, как орангутан обрабатывает свою рану с помощью растения

N+1
Евгеника: хотели как лучше... Евгеника: хотели как лучше...

Как евгеника стала синтезом теории вырождения, теории Дарвина и научного расизма

Знание – сила
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Зональная диета: что это за система питания и как она работает?

Лиза
6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя 6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя

Почему поколение альфа так одержимо макияжем и чем это может им навредить?

Psychologies
Вы будете в шоке, когда узнаете, что раньше означало выражение «страдать херней»! Вы будете в шоке, когда узнаете, что раньше означало выражение «страдать херней»!

«Херня» — это грыжа на латинском, а те, кто ею страдал, были больными людьми

ТехИнсайдер
Что такое настоящая дружба и как ее обрести: рассуждения экспертов Что такое настоящая дружба и как ее обрести: рассуждения экспертов

Какую дружбу мы считаем верной и что сделать, чтоб она у нас была?

Psychologies
Стена недоверия: почему интернет скоро перестанет быть глобальным Стена недоверия: почему интернет скоро перестанет быть глобальным

Почему всемирная сеть начала трансформироваться в геополитические кластеры

Forbes
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
«От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России» «От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России»

Как появилось высшее женское медицинское образование

N+1
Что вас ждет, если вы влюбились в пассивно-агрессивного человека Что вас ждет, если вы влюбились в пассивно-агрессивного человека

Что движет пассивным агрессором?

Psychologies
Открыть в приложении