Полтаза оливье, или Куда делся потребительский спрос

Рынок переживает изменение структуры спроса, не связанное со стагнацией

ЭкспертБизнес

Полтаза оливье, или Куда делся потребительский спрос

Большинство рынков переживает изменение структуры спроса, не связанное со стагнацией. О том, как поймать новый тренд, рассказывает Сергей Макшанов, управляющий ГК «Институт тренинга — АРБ Про»

Вера Краснова, Анастасия Матвеева

Сергей Макшанов, управляющий ГК «Институт тренинга — АРБ Про»: «Усиливается атомизация потребителей. Все больше возникает сообществ, групп, у которых разные типы потребления»

ергей Иванович, какую стратегию вы бы рекомендовали бизнесу в условиях затянувшейся стагнации экономики?

— Мы всегда говорим бизнесу, что надо расти, надо преодолевать барьеры, искать продукты с высокой наценкой, вместо того чтобы, как все, играть скидками. Смотрите: в 2018 году в России было открыто 657 заводов, а в 2019-м — 507, то есть меньше. Но не все страны мира открывают и по 507 заводов в год, тем более что здесь учтены только новые предприятия, без модернизированных (см. графики. — «Эксперт»). При этом заводов построено меньше, чем в 2018 году, но денег инвестировано больше. Это означает, что строятся более производительные, более современные предприятия.

— Инвесторы преимущественно наши или иностранные?

— Подавляющее большинство инвесторов — отечественные, хотя и иностранцы продолжают нести сюда деньги: китайцы, немцы, американцы, голландцы. А ставка у иностранцев очень простая: такой прибыли, как в России, нет нигде. Даже близко. Риск, правда, вырос, но ради прибыли они готовы рисковать.

— Тем не менее практически на всех рынках наблюдается падение или стагнация спроса, что затрудняет, во всяком случае для российского бизнеса, процесс инвестирования.

— Я бы посоветовал обратить внимание не на падение спроса, а на изменение его структуры и дробление. По большому счету происходит устаревание многих рынков. Все это почувствовали, например, в проявлениях шеринг-экономики. Она очень много что поменяла. Где? В автодилинге: развитие каршеринга, карпулинга и прочего почувствовали очень сильно перевозчики, таксомоторный бизнес. Потом это докатилось до бизнеса гостеприимства, включая и размещение, и еду. Когда вы сделали себе на Новый год таз салата оливье и полтаза у вас осталось, а еще у вас есть две банки малосольных патиссонов, вы можете осчастливить друзей по фейсбуку, предложив им салат с патиссонами. То же самое происходит, когда вы поехали в отпуск и выставили свою квартиру на Avito.ru. И отели очень это почувствовали: четверть спроса ушла туда, особенно это заметно на больших трафиках. Накануне Нового года в зооотелях Петербурга закончились места, зверя домашнего негде было оставить. Почему? Потому что весь народ куда-то поехал, люди стали намного более мобильны. Ведь еще лет пять назад, если бы вы спросили про зоогостиницу, вас бы не поняли. А там где-то уже маячит спрос на гостиницы для растений — кстати, первый такой отель в Петербурге запустился в прошлом году.

— Кроме повышения мобильности людей чем обусловлено изменение структуры спроса?

— Усиливается атомизация потребителей. Все больше возникает сообществ, групп, у которых разная степень ухода в виртуальную среду, разные типы потребления. Раньше как? Все поели картошки с мясом и пошли, а сейчас этот — веган, этот — вегетарианец, этот — на безглютеновой диете, этот — кетодиетный, а этот вообще голодает пятый месяц. То же самое в одежде. Хотя есть и нечто объединяющее нынешнее поколение потребителей. У нас проект будет в этом году, связанный с ювелирной отраслью. Этот рынок всегда был неотъемлемым элементом рынка роскоши и премиального потребления, а сейчас там беда, потому что так называемое поколение игрек кардинально отличается от предыдущих поколений, в том числе в отношении к роскоши. У них падает спрос на ювелирные изделия, и не потому, что денег нет, а потому что вопрос возникает: а зачем? Они лучше фенечку прицепят вместо драгоценностей. Так или иначе, учет этих изменений на рынках требует изменения модели бизнеса. Я этот тренд называю «моделепадом», когда всё, старые модели перестают работать. В автодилинге — не работают, в девелопменте — не работают, в банках — не работают, в логистике и так далее: все рынки зацепятся, по принципу домино. Самый большой мор — в торговле и на стройке.

Создай экосистему, и выиграешь

— В интервью «Эксперту» ровно год назад (№ 4 за 2019 год) вы говорили о начавшемся «моделепаде» в бизнесе. Что нового происходит с бизнес-моделями сейчас?

— Когда мы говорим, например, про шеринг-экономику, новая бизнес-модель состоит в том, что тебе не нужны новые активы. Вы просто можете оборачивать те активы, у которых возникает высвободившаяся часть, допродавать недопотребленную часть активов. Вот в транспортной логистике кто-то осознал вредность для бизнеса пустого пробега, начал это выставлять на продажу и нашел спрос. Когда мы говорим про оливье, это тоже совместное потребление недоиспользованных активов. Вы могли давиться тазом салата, но вместо этого украсили его патиссонами и заработали деньги, а кто-то получил оливье, купив себе еще и время.

Понятно, что все это стало возможным, потому что созрели технические условия, платформы разного рода, самые продвинутые из которых развиваются в логике этой системы. Более того, благодаря этим платформам можно создавать целые экосистемы. Это когда вы уходите от конкурентных битв, неразумных ценовых войн на рынке какого-нибудь вида шикарных стройматериалов и вместо этого собираете на своей платформе дизайнеров, которые на основе этого материала будут делать дизайн квартир и домов. Вы можете собрать ремонтно-строительные бригады на этой же платформе, рассказать об этом людям, которые, придя сюда, найдут все, что им нужно: дизайн, ремонт, а какой-нибудь специализированный перевозчик стеклопакетов это им еще и привезет. То есть всем будет интересно. Причем в эту экосистему с разных концов можно зайти, агрегатором могут выступить и производитель, и дизайнер, и ремонтники, будь они поворотливее. И нет необходимости создавать структуру, которая будет искать тебе заказы, потому что все на рынке знают, что если надо заселиться в квартиру с хорошим ремонтом, то добро пожаловать на этот ресурс.

— Мне рассказывал знакомый, пробовавший наняться сборщиком в мебельную компанию в Москве, что ему там предложили подряд: брать у компании заказ, материалы и собирать мебель самостоятельно, арендовав для этого помещение, а потом возвращать готовый продукт. Возможно, что эта компания — своего рода платформа, которая зарабатывает и на производстве мебели, и на продаже сырья, и на реализации продукта своих сборщиков-партнеров?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вирус дал осложнения Вирус дал осложнения

Негативные последствия для производителей сырья набирают обороты

Эксперт, февраль'20
Ролевая модель Ролевая модель

Чем может похвастаться Кайя Гербер и в чем заключается секрет ее успеха

Grazia, февраль'20
Сколько стоит директор Сколько стоит директор

Зарплаты и премии для «ключевого персонала» банков растут

Эксперт, март'20
«России нужно просто выздороветь» «России нужно просто выздороветь»

У российского Дворянского собрания юбилей — ему исполняется 30 лет

Огонёк, февраль'20
«Мы системно боремся со здравым смыслом» «Мы системно боремся со здравым смыслом»

Михаил Лифшиц: почему он против солнечных электростанций, в чем ошибся Илон Маск

Эксперт, февраль'20
Зеленый шум Зеленый шум

Насколько важно помогать планете и что каждый из нас может сделать?

Добрые советы, март'20
Платить лицом Платить лицом

Кто и зачем решил собирать цифровые слепки личности россиян?

Forbes, март'20
Анфиса Черных: «Люди перестали совершать безумные поступки» Анфиса Черных: «Люди перестали совершать безумные поступки»

Анфиса Черных - о женской дружбе, идеальных свиданиях и, конечно, о любви

Grazia, февраль'20
Кольская кладовая Кольская кладовая

Кольский полуостров богат сказочно, фантастически

Дилетант, ноябрь'19
Нужно ли создавать культуру стартапа в крупной компании Нужно ли создавать культуру стартапа в крупной компании

Отрывок из книги Гэри Пизано о системном подходе к инновациям в крупных фирмах

СНОБ, февраль'20
20 главных фильмов зимы 20 главных фильмов зимы

О том, какие фильмы нас ждут в кинотеатрах в ближайшие зимние месяцы

РБК, декабрь'19
Марион Котийяр, актриса Марион Котийяр, актриса

Что скрывается за шармом актрисы Марион Котийяр

Худеем правильно, март'20
6 признаков, что ты пьешь слишком много воды (и это очень плохо) 6 признаков, что ты пьешь слишком много воды (и это очень плохо)

Чрезмерная гидратация также может быть опасной

Playboy, февраль'20
Король, отказавшийся от короны Король, отказавшийся от короны

Наиболее известным лидером крестоносцев считается Готфрид Бульонский

Дилетант, март'20
Ваш выход! Ваш выход!

Сезон наград длится практически всю зиму, завершаясь вручением «Оскара»

OK!, февраль'20
Еда и мир: гастропричуды Бангкока Еда и мир: гастропричуды Бангкока

В Бангкоке кулинарные открытия ждут вас на каждом углу

National Geographic, февраль'20
Спасти младенца Спасти младенца

СМА — редкое генетическое заболевание, приводящее к атрофии мышц

Эксперт, февраль'20
Как вирусы бактерий раскрывают секреты эволюции жизни на Земле Как вирусы бактерий раскрывают секреты эволюции жизни на Земле

Являются ли вирусы жизнью, или же неживой материей — дискуссионный

Популярная механика, февраль'20
Позволительная роскошь Позволительная роскошь

Скарлетт Йоханссон изящно отвечает на непростые вопросы

Glamour, март'20
Найдена «человеческая рыбка»-домосед: амфибия не двигалась с места 7 лет Найдена «человеческая рыбка»-домосед: амфибия не двигалась с места 7 лет

Европейский протей никуда не торопился годы напролет

National Geographic, февраль'20
Москвич – худи, новгородец – винтаж: что заказывают на AliExpress жители России Москвич – худи, новгородец – винтаж: что заказывают на AliExpress жители России

AliExpress изучил, какие предметы жители России заказывали чаще всего

Cosmopolitan, февраль'20
Стрижки для кудрявых и вьющихся волос, которые носят знаменитости Стрижки для кудрявых и вьющихся волос, которые носят знаменитости

Если у вас кудри, не спешите их выпрямлять

Cosmopolitan, февраль'20
Реальный Ретт Батлер бил жену: как Митчелл сделала из мужа-абьюзера героя романа Реальный Ретт Батлер бил жену: как Митчелл сделала из мужа-абьюзера героя романа

Она написала красивую сказку об идеальном мужчине

Cosmopolitan, февраль'20
Жора Крыжовников: «Задача мелодрамы — исторгнуть из аудитории слезы» Жора Крыжовников: «Задача мелодрамы — исторгнуть из аудитории слезы»

Жора Крыжовников об эмоциональном вовлеченности, жанре мелодрамы и самоцензуре

РБК, февраль'20
20 песен, которые чаще всего звучат в кинофильмах 20 песен, которые чаще всего звучат в кинофильмах

Список песен, которые ты точно слышал в кинофильмах

Maxim, февраль'20
И просверлит, и прикрутит: как выбрать дрель-шуруповерт? И просверлит, и прикрутит: как выбрать дрель-шуруповерт?

Модели шуруповертов, которые смогут легко заменить дрель

CHIP, февраль'20
Нанотрубки на низком старте Нанотрубки на низком старте

«Оксиал» стала крупнейшим производителем графеновых одностенных нанотрубок

Эксперт, февраль'20
Шесть навыков программирования, которые стоит освоить взрослым и детям Шесть навыков программирования, которые стоит освоить взрослым и детям

Научиться создавать чат-боты в соцсетях и программировать роботов не сложно

РБК, февраль'20
Алишер Усманов оказался покупателем рукописи основателя олимпийского движения за $8,8 млн Алишер Усманов оказался покупателем рукописи основателя олимпийского движения за $8,8 млн

Российский миллиардер оказался покупателем рукописи манифеста Пьера де Кубертена

Forbes, февраль'20
Захотелось процент повыше Захотелось процент повыше

В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации

Эксперт, февраль'20
Открыть в приложении