Онлайн-магазин Wildberries выходит на европейский рынок

ЭкспертБизнес

Окно в Европу

Онлайн-магазин Wildberries выходит на европейский рынок. Помимо доступных цен и хорошего сервиса компания хочет удивить европейцев новым ассортиментом — от местных и российских мелких поставщиков.

Виктория Безуглова

Татьяна Бакальчук, основатель крупнейшего российского онлайн-магазина Wildberries, уверена, что ее бизнесмодель «выстрелит» и на европейском рынке. Фото RBC/TASS

Крупнейший российский интернет-магазин Wildberries объявил о начале масштабной экспансии в Европу. В течение пяти лет компания собирается построить на территории Словакии несколько логистических хабов общей площадью 300 тыс. кв. м, которые, по предварительным подсчетам, будут обслуживать 15 тыс. работников. Инвестиции в проект превысят 200 млн долларов. Это одна из немногих попыток отечественных онлайн-ритейлеров выйти на европейский рынок и первый случай, когда проект стартует с создания собственной логистической инфраструктуры.

Мотивы похода на Запад «вооружившегося до зубов» Wildberries объяснимы. Несмотря на впечатляющие результаты, достигнутые компанией на российском рынке e-commerce (выручка в объеме 118,7 млрд рублей при росте на 72% в 2018 году и доля рынка около 10%, обеспечивающая лидирующие позиции), дальнейший рост на внутреннем рынке может быть ограничен. «Хотя доля Wildberries на отечественном рынке постоянно растет, в обозримой перспективе она близка к насыщению из-за недостаточно большой емкости самого рынка», — полагает Юлиана Гордон, основатель школы e-commerce iWENGO. В то же время мировая онлайн-торговля стремительно растет, на 11–20% по итогам 2018 года, в зависимости от оценок и конкретного региона, при гораздо больших объемах спроса. В Европе, по данным Ecommerce Foundation, рынок e-commerce увеличится в 2019 году на 13,6% и составит 620 млрд евро — это примерно в 30 раз больше, чем в России.

Есть не менее веские причины для локации хабов Wildberries именно в Словакии. «Эта страна имеет выгодное географическое положение, и если грамотно выстроить логистику, можно обеспечить быстрый выход на рынки Польши, Германии, Латвии и Литвы», — поясняет Герман Шеховцев, партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group. А там и весь европейский рынок как на ладони. По мнению Константина Бушуева, начальника управления анализа рынков компании «Открытие Брокер», если в Азии, Северной Америке и Западной Европе проникновение электронной b2cкоммерции уже довольно значительно, то Центральная и Восточная Европа в этом плане еще выглядят непаханым полем. Этот вывод соотносится с оценкой агентства Euromonitor, по которой 88% рынка европейской онлайн-торговли пока приходится на Западную Европу.

Конкуренция лоб в лоб

Основанная пятнадцать лет назад предпринимателем Татьяной Бакальчук компания Wildberries сегодня работает в пяти странах — России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении; собственная сеть пунктов выдачи заказов насчитывает 5500 точек, ежедневно оформляется около 500 тыс. заказов. Ассортимент онлайн-магазина насчитывает свыше трех миллионов товаров от 25 тыс. российских и зарубежных брендов. Это одежда и обувь, аксессуары, косметика, детские товары, техника и электроника, товары для дома, ювелирные украшения, продукты питания, книги. Во всех странах присутствия Wildberries поддерживается политика доступных цен и, ежемесячно открывая несколько сотен новых точек самовывоза, позиционирует себя как «торговый центр у дома», где можно все заказать онлайн без предоплаты и получить в ближайшем пункте выдачи, оборудованном удобными примерочными кабинами.

«Судя по финансовым результатам Wildberries на российском рынке, в компании очень хорошо понимают структуру затрат в расчете на одного привлеченного покупателя, на один заказ и умеют управлять LTV клиентов — повторными покупками. Их основные конкурентные преимущества — ассортимент, цены, быстрая и недорогая доставка, а это главные драйверы е-commerce на любом рынке, от Америки до Китая, и в Европетоже», — уверена Юлиана Гордон. По мнению Вячеслава Абрамова, директора офиса продаж «БКС Брокер», в Европе, где в настоящее время насчитывается более 800 тыс. онлайн-магазинов, для покупателей важны те же критерии, что и в России: цена доставки и точность ее временного интервала, а наличие бесплатной доставки генерирует максимум повторных покупок.

Нельзя сказать, что у конкурентов Wildberries на европейских рынках хуже возможности в плане той же доставки и прочего сервиса. Главным конкурентом, как полагают аналитики, будет Amazon, имеющий свои склады и логистику в Европе и увеличивший за 2018 год объемы продаж на 31%, до 232,9 млрд долларов (в 2017-м — 177,9 млрд долларов). «В Евросоюзе нет такой большой проблемы с логистикой, как в России, — рассуждает Тимур Нигматуллин, инвестиционный менеджер “Открытие Брокер”. — Компаниям нет смысла чрезмерно инвестировать в собственную инфраструктуру доставки, гораздо большее значение играют бренд и качество сервиса, цена не так важна. Если компания будет работать на европейском рынке, ей, вероятно, потребуется создать обособленное подразделение с командой менеджмента».

Высокая конкуренция ожидает Wildberries как среди глобальных интернет-магазинов (Amazon, Alibaba, eBay, Wish), так и местных, универсальных и специализированных. По мнению Ивана Котова, управляющего директора и партнера BCG, разделение на универсальные и специализированные онлайн-магазины вообще условно: игроки и на Западе, и в России часто переходят из одной категории в другую, а некоторые из них наряду с товарами уже предлагают под своим баннером финансовые, страховые и туристические услуги. Среди крупнейших европейских игроков есть как универсальные магазины, такие как Metro, John Lewis, Otto, Cdiscount, так и специализированные — в основном по продаже одежды и обуви (Zalando, M&S, Asos) и электроники — Apple. Быстро растет и продовольственный онлайн-ритейл, хотя он пока значительно меньше по размеру, чем другие категории.

При этом, как подчеркивает Юлиана Гордон, рынки отдельных стран заметно отличаются друг от друга: «Где-то царят местные онлайн-ритейлеры и маркетплейсы, как Argos.co.uk в Великобритании, Allyouneed.de в Германии. Во Франции наряду с глобальными Amazon, La Redoute, Rakuten развивается около полутора десятков небольших местных маркетплейсов. В Нидерландах господствуют Amazon и местная BOL.com. В соседней со Словакией Чехии с населением 10,7 миллиона человек онлайн-продажами в стране занимается более 40 тысяч магазинов, это чуть ли не самая большая плотность в Европе». По словам Константина Бушуева, в сегменте одежды, где у Wildberries наибольшие компетенции, в Центральной Европе российскую компанию ожидает конкуренция преимущественно с местными игроками.

Впрочем, Тимур Нигматуллин полагает, что чрезвычайная фрагментированность европейского рынка, если сравнивать, например, с рынком США и долей на нем Amazon, открывает новому игроку и дополнительные возможности занять свою нишу.

Заход с флангов вместе с поставщиками

Похоже, о дополнительных возможностях продвижения на европейские рынки подумали и в самой Wildberries. Говоря о стратегии компании, директор по экспорту Кристина Спирева пояснила, что планируется создать дополнительный канал экспорта с помощью онлайн-платформы и таким образом поддержать российских производителей — компании малого и среднего бизнеса, которые делают уникальные вещи, отличающиеся от того, что есть сейчас на европейском рынке. По сути, речь идет о развитии в Европе того направления бизнеса компании, которое у нее оформилось не так давно. Речь идет о радикальном расширении пула поставщиков и, соответственно, ассортимента товаров.

Весной этого года Wildberries объявила о снижении комиссии с 38 до 19% для поставщиков, которых у нее 15 тыс., из них девять тысяч — представители малого и среднего бизнеса. Цель акции — привлечь на свою площадку больше небрендированных товаров от локальных производителей. С июля в сотрудничестве с Минпромторгом в регионах стали открываться центры экспертизы Wildberries для поставщиков — многофункциональные площадки с собственным обучающим центром и операционно-складским комплексом. Третий шаг этой стратегии был объявлен на прошлой неделе: запущен пилотный проект по сотрудничеству с самозанятыми гражданами, среди которых работают начинающие дизайнеры одежды, обуви, производители аксессуаров, сувениров. Число таких предпринимателей в России превышает 160 тыс., а к 2024 году, по оценке, оно может достичь 2,4 млн. Для них в компании разработали новое мобильное приложение и рассчитывают, что прирост числа поставщиков, включая тех, кто начинает свой бизнес с нуля, увеличится вдвое — до двух тысяч партнеров в месяц.

По мнению Германа Шеховцева, уникальным конкурентным преимуществом Wildberries действительно может стать грамотно выстроенная бизнес-модель, которая позволит находить качественные товары не только у крупных поставщиков, но и у небольших компаний и даже индивидуальных предпринимателей. Отдельно он отмечает перспективность создания центров экспертизы электронной коммерции Wildberries в условиях Европы, где малый бизнес чрезвычайно развит, в той же Словакии его доля составляет около 96%. «Мы рассчитываем предложить зарубежным поставщикам схему поддержки малого и среднего предпринимательства, и торговые представительства нескольких стран уже высказали свою заинтересованность в открытии центров обучения Wildberries, подобные тем, что мы открываем в регионах РФ», — подтвердила Кристина Спирева.

Оценивая долю рынка, которую может занять Wildberries в Европе, аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын предлагает исходить из того, что российские предприниматели при выходе на зарубежный рынок рассчитывают хотя бы на удвоение оборота в перспективе трех–пяти лет. В Wildberries сейчас работают около 27 тыс. человек, в компании планируют создать еще 15 тыс. рабочих мест — это сравнимая величина, подтверждающая, что Wildberries рассчитывает на сравнимую с российской выручку. К 2022 году европейский рынок при нынешних темпах роста достигнет 830 млрд евро, соответственно, выручка в 3,2 млрд евро, на которую к этому же сроку может рассчитывать Wildberries, составит 0,4% европейского рынка. В Wildberries планируют смелее: только товаров российского производства компания рассчитывает экспортировать на 200 млрд рублей в год, соответственно, ее общая экспортная выручка может быть вдвое-втрое больше, а доля рынка — около 0,7%.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русская дигитализация Арабских Эмиратов Русская дигитализация Арабских Эмиратов

Как заработать на рынке Арабских Эмиратов: рассказывает директор iiko

Эксперт
Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться

Почему на коже женщин появляются растяжки и как их профилактировать?

Psychologies
В тылу «Аванпоста» В тылу «Аванпоста»

Лукерье Ильяшенко было приятно снять бронежилет после спасения Земли

Maxim
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Интеллект без границ Интеллект без границ

Как найти свое место в международном технологическом бизнесе

Forbes
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Вернуть Лондон в Россию Вернуть Лондон в Россию

Ужесточение фискальной политики привело к возврату беглых капиталов в страну

Эксперт
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Кавказские пленники в кавычках и без Кавказские пленники в кавычках и без

Как складывалась судьба пленников во время Кавказской войны?

Дилетант
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях

Призраки прошлого в мистическом романе Юлии Шляпниковой «Наличники»

СНОБ
Виталий Ковальчук: «Если есть ощущение, что память ухудшилась, важно с помощью умственной и физической активности, изменения образа жизни, а также специальных упражнений предотвратить дальнейшее развитие когнитивной дисфункции» Виталий Ковальчук: «Если есть ощущение, что память ухудшилась, важно с помощью умственной и физической активности, изменения образа жизни, а также специальных упражнений предотвратить дальнейшее развитие когнитивной дисфункции»

Можно ли на ранних стадиях определить и предотвратить когнитивную дисфункцию?

Здоровье
Полмиллиона лет назад предки человека охотились на слонов, подстерегая их на путях сезонных миграций Полмиллиона лет назад предки человека охотились на слонов, подстерегая их на путях сезонных миграций

Слоны были основой рациона Homo erectus

ТехИнсайдер
Поболтаем? Как научиться легко вести непринужденные беседы (это очень полезное умение!) Поболтаем? Как научиться легко вести непринужденные беседы (это очень полезное умение!)

Зачем тебе учиться искусству small talk?

VOICE
Топ-20 самых быстрых кроссоверов и внедорожников Топ-20 самых быстрых кроссоверов и внедорожников

Нынешний год можно смело назвать годом топовых кроссоверов и внедорожников

4x4 Club
«Мы поэты чего-то оптимистического» «Мы поэты чего-то оптимистического»

Артемий Драгунский поговорил со своим дядей Денисом Драгунским о детстве и семье

Правила жизни
Роковое увлечение Роковое увлечение

Музыка, рыбалка, фотография – его хобби только притворяются милыми и невинными!

VOICE
Как понять, что партнер уже готов к браку: 10 главных признаков Как понять, что партнер уже готов к браку: 10 главных признаков

По каким признакам можно определить готовность партнера к семейной жизни

Psychologies
Что такое сквош и почему всем стоит его попробовать Что такое сквош и почему всем стоит его попробовать

Сквош — это ракетный, самый активный и быстрый вид спорта

Maxim
Как выбрать профессию подростку, чтобы он стал счастливым взрослым Как выбрать профессию подростку, чтобы он стал счастливым взрослым

Как выстроить карьерную траекторию, чтобы помочь ребенку стать успешным

РБК
Чтобы сохранить воспоминания, нейроны разрывают и восстанавливают свою ДНК Чтобы сохранить воспоминания, нейроны разрывают и восстанавливают свою ДНК

Нейробиологи описали неизвестный механизм формирования долговременной памяти

ТехИнсайдер
Настоящая Либерталия: какой была экономика на пиратском Мадагаскаре Настоящая Либерталия: какой была экономика на пиратском Мадагаскаре

Как было устроено «пиратское королевство» на острове Мадагаскар?

Forbes
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Бизнес вышел на охоту за инвесторами Бизнес вышел на охоту за инвесторами

О планах провести IPO заявляют компании, которые хотят усилить свой бренд

Монокль
Открыть в приложении