Эдуард Бояков: «Театр — храм в кавычках и с маленькой буквы, но все же храм»

Эдуард Бояков о прошлом и будущем вверенного ему театра

ЭкспертКультура

Эдуард Бояков: «Театр — храм в кавычках и с маленькой буквы, но все же храм»

Новый художественный руководитель МХАТа имени Горького спустя сто дней после своего назначения — о прошлом и будущем вверенного ему театра

Вячеслав Суриков

Эдуард Бояков — художественный руководитель МХАТа имени Горького с декабря 2018 года

Эдуард Бояков, на протяжении десяти с лишним лет возглавлявший фестиваль «Золотая маска», организатор фестиваля «Новая драма», создатель театра «Практика», ныне художественный руководитель МХАТа имени Горького, которым до него руководила Татьяна Доронина. Теперь Доронина — президент театра. На счету Боякова уже четыре премьеры: «Сцены из супружеской жизни» в постановке Андрея Кончаловского, «Последний герой» Руслана Маликова, «Последний срок» Сергея Пускепалиса и поэтический мультимедийный спектакль «Бессмертные строки» в постановке самого худрука. «Эксперт» поговорил с Эдуардом Бояковым о том, как он видит прошлое и будущее своего театра.

— Что может измениться в МХАТе имени Горького с вашим приходом?

— Мы строим театр, который, с одной стороны, всячески связан с традицией, присягает тому, что было и при Дорониной, и до нее, который сохраняет на своей афише строчку о том, что он основан Станиславским и Немировичем-Данченко. С другой стороны, мы строим новый театр. Я режиссер и продюсер не из числа тех, кто приходит, чтобы сохранить все как было. Я делаю новое, что-то из разряда того, чего раньше не было. Мы хотим создать театр, где академическая традиция будет встречаться с современностью. Речь идет об актуализации разговора о новом, авангардном, радикальном на территории академической традиции, а не на территории другого пространства, с другой архитектурой и историей.

— Как это будет реализовываться в репертуарной политике?

— Если мы полистаем фотографии первых пяти-шести сезонов Станиславского, мы будем поражены разнообразием постановок, начиная с совершенно коммерческих костюмных историй и заканчивая тем, что сегодня называют новой драмой, и тогда это тоже называли новой драмой. Я имею в виду Гауптмана, Ибсена, Стриндберга — всю линию скандинавской драматургии. Третья линия — это Чехов, четвертая — Горький. Причем Горький, который написал «На дне», — это еще не драматург с мировым именем и не создатель соцреализма, это абсолютный экспериментатор. То, что сделал Горький в театре, похоже на то, что сделала панк-музыка с рок-музыкой или рок-музыка с классической поп-музыкой пятидесятых. Это радикальное изменение языка, категорическое изменение формы: ни тех героев, которых Горький вывел на сцену, ни языка, ни проблематики не было в русском театре.

В русской литературе это было. Были если уж не отцы у Горького, то, можно сказать, дяди и тети. А вот если говорить про драматургию, то, что он применил, — очень современная технология. Сегодня очень много проектов, где режиссеры и продюсеры рассказывают: мы пошли на завод или там куда-нибудь, что разговаривали с бомжами или в больницах с какими-то больными людьми, что они записали их монологи, что актеры жили вместе с ними… На самом деле они изобретают велосипед. Московский художественный театр и Горький как раз это и изобрели в свое время. Ровно это они уже сделали — жили с этими людьми, выпивали с ними и вывели их потом на подмостки в великом спектакле «На дне». Даже если листать фотографии этого спектакля, ты понимаешь, что на тебя обрушивается какой-то невероятный массив, и информационный, и стилистический. Это что — традиция или авангард? Вы не сможете ответить. Конечно, для нас это традиции и классика. Но одновременно это традиция нарушения существующего канона. И даже драматургия Арбузова, самого мягкого такого советского драматурга, — это новая, самостоятельная история, связанная с новыми отношениями, новыми социальными ролями, с новой эротикой. У Арбузова много эротики: и она очень интересная, очень советская эротика, пуританская, пробивающаяся сквозь советскую принципиальность, советскую замкнутость, но она все время живет! Она живет не только в интерпретациях режиссеров — она живет в тексте, она живет в лексике! Или Гельман — это же невероятно радикальный автор, возвращение в семидесятые-восьмидесятые годы производственной пьесы, фактически к началу соцреализма тридцатых годов. Об этом сейчас не принято вспоминать, потому что считается, что это заказуха. А Гельман смог поднять в своих парткомовскопроизводственных пьесах вполне актуальную проблематику, которая очень сильно, конечно, отличалась от той, которую поднимал Любимов. Потому что Любимов, при всем преклонении перед ним, не привел новую драматургию в театр. Зато он привел в театр поэзию, и это мы у него обязательно возьмем. В этом отношении мы будем продолжателями таганской традиции. МХАТ всегда был связан с новыми авторами, всегда.

Вот сезон 1992/93 года. Владимир Малягин — нынешний профессор Литинститута, пишет драму «Аввакум». Художник Серебровский — главный и последний, по-моему, продолжатель дела классического Серебряного века — делает его оформление. И в 1992 году мы — я имею в виду, город, нация — смотрим премьеру про протопопа Аввакума: пустозерские узники, старец Епифаний, посыльный Дорофей! (Показывает на афиши, висящие на стене кабинета.) Я выбрал из архива и повесил в своем мхатовском кабинете три афиши: одну — потому что это «Скамейка» Гельмана с Дорониной в главной роли, вторую — потому что это «Аввакум» Малягина, а третью (показывает на афишу спектакля «Как мы со Сталиным обмывали Сталинскую премию») — потому что Юрий Горобец, наш актер и режиссер, здоровья ему и сил, поставил этот спектакль по мотивам произведений Виктора Некрасова. Понимаете, в чем искра? Некрасов — это война, тема Сталина представлена в непарадном виде, тема репрессий, тема пушечного мяса. Сейчас я ловлю себя на том, что к этой позднесоветской интеллигентской проблематике и стилистике я иногда отношусь даже с каким-то высокомерием. А тогда, я думаю, это было очень важно, это все было очень живо, и театр жил этим.

Я начал с Горького, Ибсена, Гауптмана, Чехова и остановился на Малягине, Викторе Некрасове и Гельмане. Всегда — и до войны, и после, и в конце Советского Союза — МХАТ был местом, где формировалась современная эстетика. Ефремовские «Сталевары» — абсолютная легенда. Я не видел этого спектакля. Я видел фотографии, слышал рассказы о нем. И поверьте, люди, которые видели «Сталеваров», говорят о сильнейшем впечатлении, потому что это огромная сцена, тысяча четыреста человек, и на сцене в качестве декорации был построен завод.

— В этом спектакле на сцене даже работала настоящая доменная печь!

— Да! Это Олег Ефремов пришел и показал: «Мне театр построили огромный — я вам сейчас зафигачу так, что мало не покажется!» Я несколько дней назад говорил с Калягиным, который на этой сцене в «Так победим» Шатрова сыграл Ленина, и, судя по всему, он лет тридцать здесь не был, и я видел, что с ним происходит от воспоминаний об этом театре. И дело не только в том, что здесь были хорошие спектакли, не только в том, что здесь были хорошие режиссеры и выдающиеся актеры. Дело, конечно, в том, что это была современная драматургия, это были тексты, которые никто не слышал, никто не читал, в отличие от классики. И у МХАТа есть эта миссия. И Поляков, которого Доронина регулярно ставила — четыре спектакля по пьесам Полякова, — это тоже продолжение этой линии; это ее ответ на вопрос. Я не могу сказать, что Поляков мой любимый драматург, но я уважаю то, что театр это делал. Почему-то все думали, что первое, что я сделаю, — сниму спектакли Полякова, потому что у него очень сложные отношения с Захаром Прилепиным. Мы с Захаром посмеялись и сказали: «Да ради Бога, о чем речь! Писатель-то хороший!»

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рынок Рынок

Рынки пошли в рост, в акциях «Газпрома» ралли

Эксперт, июнь'19
Мифы народов мира: Жилище Старца Горы Мифы народов мира: Жилище Старца Горы

Сирийская легенда

Вокруг света, июнь'19
Объемные чертежи Джона Перальты Объемные чертежи Джона Перальты

Джон Перальта делает «взорванные чертежи», разбирая на части легендарные объекты

Популярная механика, июнь'19
Брейкинг гуд Брейкинг гуд

Сегодня брейк не просто танцы на оргалите на Старом Арбате

Men’s Health, июнь'19
«Артефакты в статистике». Эксперты усомнились в данных Росстата о резком росте промышленности «Артефакты в статистике». Эксперты усомнились в данных Росстата о резком росте промышленности

Промышленный рост в годовом выражении в апреле разогнан до двухлетнего максимума

Forbes, май'19
Уберизация холодильника: зачем торговые сети уходят в сеть Уберизация холодильника: зачем торговые сети уходят в сеть

Передел российского рынка ретейла открывает старым игрокам новые возможности

Forbes, май'19
«Не воспринимается как история роста»: в Morgan Stanley поделились опасениями по поводу будущего Tesla «Не воспринимается как история роста»: в Morgan Stanley поделились опасениями по поводу будущего Tesla

Tesla — компания с проблемной кредитной историей

Forbes, май'19
Lana Pozhidaeva: «В один момент я решила начать все с нуля и переехать в Европу» Lana Pozhidaeva: «В один момент я решила начать все с нуля и переехать в Европу»

Лана Пожидаева рассказала, как и почему уже не раз поменяла место жительства

Cosmopolitan, май'19
Бес в ребро — и тапки врозь Бес в ребро — и тапки врозь

Развод после 60 – нечастое явление, и потому повергает в шок детей и внуков пары

Лиза, май'19
Невеста без комплексов Невеста без комплексов

Регине Тодоренко сейчас точно не помешал бы 25-й час в сутках

OK!, май'19
Бразильский футболист Луис Адриано перестал скрывать возлюбленную из России Бразильский футболист Луис Адриано перестал скрывать возлюбленную из России

Нападающий «Спартака» подарил на день рождения Кате Дорожко роскошный Porsche

Cosmopolitan, май'19
Не дышите! 11 любопытных рентгеновских снимков Не дышите! 11 любопытных рентгеновских снимков

Рентгеновское излучение иногда используется ради развлечения и любопытства

Maxim, май'19
Как правильно вести себя на собеседовании: 10 правил, которые обеспечат тебя работой Как правильно вести себя на собеседовании: 10 правил, которые обеспечат тебя работой

У работодателя есть всего 6 секунд, чтобы составить о тебе первое впечатление

Лиза, май'19
Энергия вселенной Энергия вселенной

Создатель самых впечатляющих инсталляций Burning Man — Пабло Гонсалес Варгас

Elle, июнь'19
Почему он постепенно теряет к тебе сексуальный интерес Почему он постепенно теряет к тебе сексуальный интерес

Ты заметила, что страсть из ваших отношений потихоньку испарилась

Лиза, май'19
Трамп помог остановить падение цен на подержанные бизнес-джеты в США Трамп помог остановить падение цен на подержанные бизнес-джеты в США

Цены на подержанные частные самолеты в США перестали падать впервые за 10 лет

Forbes, май'19
Как правильно красить брови карандашом: 10 хитрых приемов от мастера-бровиста Как правильно красить брови карандашом: 10 хитрых приемов от мастера-бровиста

Природа не наградила роскошными бровями? Не расстраивайся!

Лиза, май'19
Героический папа-аист заботится о потомстве во время пожара: видео Героический папа-аист заботится о потомстве во время пожара: видео

Камера виденаблюдения, установленная над гнездом аиста, сняла уникальные кадры

National Geographic, май'19
Измена на миллион: пункты в брачных договорах звезд, на которые мы бы не подписались Измена на миллион: пункты в брачных договорах звезд, на которые мы бы не подписались

Очень мало знаменитостей, которые решаются на свадьбу без контракта

Лиза, май'19
Как выбрать между двумя женщинами, которых вы любите одновременно Как выбрать между двумя женщинами, которых вы любите одновременно

В этом нет ничего страшного, но мы понимаем, как вам трудно

Playboy, май'19
4 модных тренда, которые диктуют нам не дизайнеры, а политики (ты это тоже носишь) 4 модных тренда, которые диктуют нам не дизайнеры, а политики (ты это тоже носишь)

Социальная и политическая напряженность показала роль моды как средства протеста

Лиза, май'19
Как заставить мужчину сходить по тебе с ума: 7 правил, которые помогут Как заставить мужчину сходить по тебе с ума: 7 правил, которые помогут

Как свести его с ума? Подключай не только красоту и обаяние, но и интеллект

Лиза, май'19
Золото помогает изменить гены человека Золото помогает изменить гены человека

Систему CRISPR можно доставить в человеческие клетки с помощью наночастиц золота

Forbes, май'19
Телефон вместо машины. Uber перед IPO запустил новую функцию Телефон вместо машины. Uber перед IPO запустил новую функцию

Uber незадолго до IPO внедрил в приложение новую функцию

Forbes, май'19
Экоактивизм вместо урока биологии: кто такая 16-летняя Грета Тунберг и за что ее номинировали на Нобелевскую премию Экоактивизм вместо урока биологии: кто такая 16-летняя Грета Тунберг и за что ее номинировали на Нобелевскую премию

Шведская школьница Грета Тунберг претендует на Нобелевскую премию мира

Esquire, май'19
О чем молчат химеры О чем молчат химеры

В понедельник католической Страстной недели горел собор Парижской Богоматери

Караван историй, июнь'19
Три анекдота о бизнесе в России, рассказанных миллиардером Лисиным Три анекдота о бизнесе в России, рассказанных миллиардером Лисиным

Владимир Лисин с помощью анекдота описал принципы ведения бизнеса

Forbes, май'19
Оптовые цены на бензин выросли на 25% за месяц. Что теперь будет с ценами на АЗС? Оптовые цены на бензин выросли на 25% за месяц. Что теперь будет с ценами на АЗС?

Рост цен на АЗС нам не грозит

Forbes, май'19
Тест нового SSD ADATA Ultimate SU635: на пределе возможностей SATA Тест нового SSD ADATA Ultimate SU635: на пределе возможностей SATA

Тестируем новый SSD диск ADATA Ultimate SU635

CHIP, май'19
Саймон Кинберг: «Люди Икс впервые отправятся в космос» Саймон Кинберг: «Люди Икс впервые отправятся в космос»

Каково работать над проектом во франшизе, которая существует уже 19 лет

GQ, май'19