Дорога к «Обществу 5.0»

В Японии к Олимпиаде-2020 планируют представить целый ряд прорывных технологий

ЭкспертHi-Tech

Дорога к «Обществу 5.0»

Технологическое развитие Японии завязано на правительственную концепцию «Общество 5.0». Момент истины — токийская Олимпиада-2020. К этому времени в стране планируют представить целый ряд прорывных технологий

Заур Мамедьяров

Главную роль в цифровой трансформации Японии играют ведущие корпорации страны. Свои передовые разработки они представили на прошедшей в середине октября в Токио выставке технологий CEATEC 2018. По большей части гостям демонстрировали прототипы и концептуальные разработки: какой может быть жизнь в новом, технологичном обществе, какие проблемы можно решать с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Производитель электрооборудования Mitsubishi Electric представил концепцию беспилотного автомобиля, имитирующее голубое небо офисное освещение, систему для точного прогнозирования ливней. Ритейл-сеть Lawson показала магазин будущего: покупатель сканирует электронные ценники товаров и оплачивает их с помощью QR-кодов прямо возле полок, не подходя к кассе.

Производитель бытовой химии Lion предлагал гостям выставки воспользоваться мобильным приложением, оценивающим здоровье полости рта: приложение делает фото поверхности языка пользователя и анализирует плотность налета на нем. Fujitsu показала систему безопасности, сочетающую распознавание голоса и лица. Были на выставке и сверхчеткие телевизоры с разрешением 8K, и даже кондиционеры, изучающие температурные предпочтения пользователя.

В выставке приняли участие 725 компаний — не только из Японии, но и из США, Франции, Великобритании. Был даже крошечный российский стенд (детские GPS-часы Wokka lokka, кухни Zetta, электровелосипеды Futur.bike Kit). Множество узкоприкладных разработок, к месту и не к месту оснащенных датчиками, сенсорами и ИИ; все они должны служить одной важной цели — реализации японской программы построения «умного» общества («Общество 5.0»).

В единый образ цифрового будущего представленные разработки не сложились, но позволили увидеть траекторию развития японской электронной промышленности. Япония находится в жестких временных рамках: многие проекты страны завязаны на грядущую Олимпиаду 2020 года, а уже в 2021 году свой пост покинет премьер-министр Синдзо Абэ, у которого все меньше времени обеспечить реальный прорыв как в технологическом развитии страны, так и в отношениях с Россией.

Четыре спутника Michibiki в системе QZSS. Предоставлено Mitsubishi Electric

Космическое будущее

По словам президента и исполнительного директора глобальной группы по стратегическому планированию и маркетингу корпорации Mitsubishi Electric Сатоси Мацуситы, именно Mitsubishi Electric — лидер в реализации концепции «Общества 5.0». Это было заметно и на CEATEC 2018: впечатлили планируемые применения квазизенитной спутниковой системы (QZSS), которые показала Mitsubishi Electric: умное сельское хозяйство, автономный транспорт, мониторинг погоды и экологии.

В компании пообещали, что 1 ноября QZSS запустят для коммерческого использования. Система, состоящая из четырех спутников, должна дополнять американскую GPS: из-за гор и небоскребов сигнал GPS часто блокируется на территории Японии, что затрудняет позиционирование. QZSS же, напротив, предназначена специально для повышения точности позиционирования в Японии, а также Юго-Восточной Азии и Океании. Японское правительство выделило на строительство первых трех спутников 50 млрд иен (позже система была расширена до четырех спутников, однако стоимость четвертого нигде не упоминается) — 443 млн долларов в сегодняшних ценах. Контракт на сооружение спутников получила Mitsubishi Electric. Еще около миллиарда долларов пошло на создание 1200 опорных станций на Земле. Первый спутник запустили в 2010 году, а последний, четвертый, вышел на орбиту в октябре 2017-го. К 2023 году систему планируют расширить до семи квазизенитных спутников.

Каждый из спутников QZSS весит около четырех тонн — в два с половиной раза больше, чем современное поколение спутников GPS. Три из четырех спутников передвигаются по наклонной орбите (см. рисунок) в форме асимметричной восьмерки с более компактной верхней частью. На такой орбите спутники движутся с более низкой скоростью в Северном полушарии, когда удаляются от Земли, и с более высокой — в Южном полушарии, когда спускаются к земной поверхности. В Северном полушарии, практически над самой территорией Японии, спутники проводят 13 часов в сутки.

Три спутника движутся друг за другом с восьмичасовым интервалом: по крайней мере один из них расположен рядом с зенитом с углом подъема более 70 градусов. При этом спутники не всегда находятся непосредственно в зените — именно поэтому система называется квазизенитной, то есть «якобы находящейся в зените». Четвертый спутник расположен на геостационарной орбите — круговой орбите на экваторе, на которой он становится почти неподвижным для наблюдателя с Земли.

В создании своей спутниковой системы Япония осознанно пошла по собственному пути. Японцы не стали замахиваться на дорогостоящие глобальные проекты — вместо этого они предпочли создать локальную спутниковую систему, которая сможет интегрироваться с GPS. Выгоды проекта очевидны. Во-первых, и без того крепкие японо-американские отношения могут укрепиться еще больше благодаря сотрудничеству стран в космической сфере. Во-вторых, если на территории Японии вдруг возникнут непредвиденные проблемы с GPS, жители государства смогут пользоваться QZSS и ни от кого не зависеть в геопозиционировании. В-третьих, коммерческий запуск системы подхлестнет разработку сервисов и продуктов, основанных на точном геопозиционировании, а значит, и технологический рост Японии.

Тестирование квазизенитных спутников показало, что они дают погрешность не более одного-двух сантиметров. Такая точность достигается благодаря использованию дополнительных данных дифференциальной коррекции, передаваемых постоянно действующими референтными станциями — наземными станциями с определенными координатами, наблюдающими за параметрами спутников. Для систем автономного вождения это открывает огромные возможности, которых на данный момент нет у GPS. Корпорация Mitsubishi Electric уже начала тестирование технологии автономного вождения с использованием сигналов сантиметрового уровня точности (CLAS), передаваемых QZSS. Вместе с CLAS беспилотная система компании задействует точные 3D-карты местности и ИИ, анализирующий данные с миллиметровых радаров и камер. Беспилотные автомобили, получающие сигналы от QZSS, компания планирует представить на Олимпиаде в Токио в 2020 году. Правда, пока что представители Mitsubishi Electric готовы показать только компьютерные модели технологии, а не реальные прототипы беспилотников. Использующиеся для автономного вождения 3D-карты Mitsubishi Electric совсем не похожи на 3D-карты Google: они предназначены именно для беспилотных автомобилей, и особое внимание уделяется дорожной разметке и знакам. Эти карты заточены под специфичную локальную задачу, но оценивать их эффективность рано — официальный релиз системы 3Dкарт запланирован на декабрь.

Автоматизировать с помощью передаваемых квазизенитными спутниками сигналов CLAS планируют не только пассажирский транспорт, но и сельскохозяйственную технику — это особенно актуально, учитывая, что умное сельское хозяйство для современной Японии стало одним из важнейших технологических трендов. Предполагается также, что с помощью технологий QZSS можно будет предупреждать об опасности тех, кто находится недалеко от зоны стихийных бедствий. Преимущества геопозиционирования с сантиметровой точностью могут пригодиться и в строительных работах, и в добывающей промышленности, и даже в таргетированной рассылке специальных предложений покупателям, просто проходящим мимо магазинов, — иными словами, везде, где необходимо определять местоположение людей или объектов.

Общество интеллекта и технологий

Как подчеркивает в разговоре с «Экспертом» старший генеральный менеджер подразделения внешних и правительственных связей Mitsubishi Electric Норицугу Уэмура, «Общество 5.0» не пошаговый план для реализации. «“Общество 5.0” — это не продукт или система. Это концепция. Япония сильна в технологиях, и нам нужно использовать свое преимущество. Пришло время применять новейшие цифровые технологии: интернет вещей, ИИ. Данные могут стать дополнительным ресурсом — это основа “Общества 5.0”», — пояснил Уэмура.

Япония не пионер в разработке новой модели цифрового общества. «Общество 5.0» не уникальная японская концепция, а ответ на появившиеся ранее стратегии (немецкая «Индустрия 4.0») и реальную цифровую трансформацию бизнеса и производства в других странах (в частности, в Германии и США). Концепция «Общества 5.0», цель которой — решение социальных проблем Японии с помощью интеграции физического и киберпространств, была сформулирована в 2016 году членами японской федерации бизнеса «Кэйданрэн». В этом одна из главных черт, отличающих «Общество 5.0» от других государственных стратегий: идея новой модели общества исходила не от японского правительства, а от корпораций, которые осознали, что в условиях цифровизации всего мира им также необходимо внедрять технологии big data, интернета вещей и ИИ, чтобы их товары оставались конкурентоспособными на мировом рынке.

Сатоси Мацусита считает наиболее перспективными в ближайшем будущем три технологии: автономное вождение, умные сети электроснабжения (smart grid) и автоматизацию производства. Корпорация Mitsubishi Electric уже внедряет в Японии и экспортирует в другие страны решения для автоматизации производства, объединенные в системе e-F@ctory. Самый передовой элемент системы — ИИ Maisart — собственная разработка Mitsubishi Electric, которая, как уверяют представители компании, существенно сокращает стоимость ис-пользования технологии ИИ, время, которое требуется для вычислений, а также повышает кибербезопасность системы.

Повсеместное внедрение нейросетей и гордое наименование каждого продукта с ИИ «умным» — общая мировая тенденция, что заставляет относиться к подобным разработкам сдержанно. В первую очередь результат работы ИИ зависит от качества исходных данных: чем лучше они систематизированы, тем более точно будет работать ИИ. В Mitsubishi Electric заявляют, что преимущество их ИИ как раз в систематизации информации и отказе от «лишних» данных. Вместо облачных серверов в Maisart используются периферийные вычисления (edge computing), то есть все вычисления производятся не в облаке, а прямо на чипе. «В обычной нейронной сети каждый возможный сценарий соединяется со всеми другими возможными сценариями. На анализ этого массива данных уходит огромная вычислительная мощность, поэтому другие компании вроде IBM и Amazon используют облачные серверы, затрачивая дополнительные средства и время на связь с ними, — объясняет руководитель отдела продвижения решений промышленной автоматизации корпорации Mitsubishi Electric Крис Хейзелвуд. — Мы сократили число возможных сценариев: мы знаем, что некоторые из них крайне маловероятны, поэтому просто не учитываем их при анализе. В результате объем вычислений удается сократить более чем на 90 процентов».

Maisart позволяет промышленным роботам обучаться намного быстрее. Чтобы проиллюстрировать это, Хейзелвуд показывает два видео: на первом робот учится поднимать с пола монетку с помощью обычного ИИ с использованием облачных серверов, на втором — уже с помощью Maisart. На втором видео на обучение требуется на несколько минут меньше. Впрочем, Хейзелвуд подчеркивает, что «компактный ИИ» вроде Maisart не вытеснит обычный облачный ИИ, а будет использоваться в определенных нишах и дополнять существующие технологии. Проще говоря, установка Maisart далеко не везде экономически оправдана.

С использованием Maisart корпорация Mitsubishi Electric также планирует реализовать голосовое управление промышленными роботами на фабриках. Основная сложность в том, что на заводах обычно очень шумно и распознавание речи затруднено. ИИ сможет отфильтровать голос определенного сотрудника от шума и голосов других работников — умный робот будет выполнять команды только того, кому должен подчиняться по инструкции. По словам Хейзелвуда, это не только упростит управление роботами, но и послужит кибербезопасности: на распознавании лица и голоса каждого сотрудника можно построить многофакторную аутентификацию пользователей. Инженеры компании показали «Эксперту» прототип системы, разделяющий голоса двух человек, говорящих на любом языке. Мужской и женский голоса система разделила успешно, а вот с двумя близкими по тембру мужскими голосами пока справляется не очень — разработчики заявили, что работают над этой проблемой прямо сейчас.

Спутники системы QZSS движутся по квазизенитной орбите (QZO) в форме восьмерки вблизи Японии и проводят около 13 часов в Северном полушарии и 11 часов в Южном

Пробиться на Дальний Восток

Цель развития высоких технологий в Японии — решение социальных проблем за счет поддержания конкурентоспособности японского бизнеса, в первую очередь промышленного. Местные бизнесмены, беседуя с корреспондентом «Эксперта» постоянно напирали на то, что именно промышленность становится спасением от экономических проблем — и появление стратегий развития промышленности в ЕС и США однозначно свидетельствует в пользу этого. Другими словами, речь идет о новой индустриализации, уже с цифровым лицом. «Экспорт высокотехнологичной продукции очень важен для Японии. В Японии мало природных ресурсов, и нам нужно укреплять свой высокотехнологичный экспорт. Если мы утратим конкурентоспособность на мировом рынке, мы просто не выживем», — объясняет Норицугу Уэмура.

Японский бизнес действительно ведет политику экспансии. По внешним прямым иностранным инвестициям (ПИИ) Япония занимает второе место в мире — обгоняют ее только США. В 2017 году объем ПИИ Японии в другие страны, по данным Японской организации по развитию внешней торговли, составил 168,8 млрд долларов (у США почти вдвое больше). В структуре японских ПИИ преобладают необрабатывающие отрасли: финансы и страхование, ритейл, коммуникационные технологии, сфера услуг, недвижимость, перевозки, строительство. Особенно активно Япония инвестирует в финансовые и страховые зарубежные компании (35,9 млрд долларов), а также в ритейл (28,4 млрд). При этом наиболее стремительно растут японские ПИИ в сферу коммуникационных технологий: если в 2016 году они составили 16,9 млрд долларов, то в 2017-м — 20,6 млрд, а всего за три месяца 2018-го, с января по март, — 29,9 млрд.

33,7% японских ПИИ направляются в страны Евросоюза (включая Великобританию — 12,8%), 30,8% — в США, 22,7% — в страны Азии (из них 5,7%— в Китай). Россия как направление для ПИИ японцами практически не рассматривается: в 2017 году она получила всего восемь тысячных процента японских ПИИ (15 млн долларов).

Хотя японцы и не решаются инвестировать в российские проекты, японские компании тем не менее пытаются развивать сотрудничество с Россией, в том числе в сфере технологий. «Сейчас у Mitsubishi Electric два основных направления сотрудничества с Россией — кондиционеры и решения для автоматизации производства. В будущем мы намерены развивать в России другие направления бизнеса корпорации: транспортные и энергетические системы, лифты и эскалаторы», — рассказывает Сатоси Мацусита. По его словам, особенно перспективным направлением для взаимодействия в долгосрочной перспективе представляется российский Дальний Восток. Однако, как отмечает г-н Мацусита, его компании пока сложно найти партнеров на российском рынке для развития инфраструктурных проектов.

Норицугу Уэмура добавляет, что более активному сотрудничеству Mitsubishi Electric с Россией мешает в первую очередь невозможность экспорта из-за неконкурентоспособности российской промышленности на мировом рынке. «Кроме того, мешает и международный образ России. Многие до сих пор воспринимают российскую политику как продолжение советской. Не все понимают, что Советского Союза больше не существует. А в XX веке СССР воспринимался в Японии как противник в холодной войне. И хотя Россия часто появляется в международной новостной повестке, она остается незнакомой для японцев страной», — поясняет Уэмура.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Робоэдвайзинг не черный ящик» «Робоэдвайзинг не черный ящик»

Как устроен бизнес по продаже биржевых фондов и чем рискуют любители ОФЗ

Эксперт, июль'19
Хостел «У погибшего альпиниста» Хостел «У погибшего альпиниста»

В горах никто не услышит твой крик

Maxim, август'19
Школы выживания Школы выживания

Пять вопросов о том, как предупреждают насилие в учебных заведениях США

РБК, октябрь'18
«Нужно в любом случае двигаться»: Владимир Кристовский в «Раздевалке» «Нужно в любом случае двигаться»: Владимир Кристовский в «Раздевалке»

Разговор с музыкантом и лидером группы Uma2rman Владимиром Кристовским

Men’s Health, октябрь'18
Из Люцерна в Интерлакен: неистовая Швейцария Из Люцерна в Интерлакен: неистовая Швейцария

Путешествие к самому сердцу Швейцарии будет каким угодно, только не скучным

National Geographic, октябрь'18
Прослыть и послать Прослыть и послать

Чем чреват секс с селебрити

Men’s Health, ноябрь'18
Сверхдоходы направят на борьбу с раком Сверхдоходы направят на борьбу с раком

Минздрав предложил привлечь частное финансирование

РБК, октябрь'18
«Я из другого времени. Но мы вместе» «Я из другого времени. Но мы вместе»

«Огонек» прощается с Шарлем Азнавуром

Огонёк, октябрь'18
Нереальный герой Нереальный герой

Ты влюбилась в звезду, героя книги или фильма, политика или спортсмена?

Лиза, октябрь'18
Юлия Пересильд Юлия Пересильд

Актриса Юлия Пересильд соткана из чистой энергии

Elle, ноябрь'18
В боевых условиях В боевых условиях

Обновление своего внедорожника УАЗ отметил экспедицией по Кольскому полуострову

АвтоМир, октябрь'18
Слово для защиты Слово для защиты

Зима превращается для ребенка в канитель из простуд и ОРВИ?

Добрые советы, ноябрь'18
Kia Rio: вазозаменитель Kia Rio: вазозаменитель

Запас прочности Kia Rio

АвтоМир, октябрь'18
Эко логично Эко логично

Деревенский стиль, кажется, никогда не выйдет из новогодней моды

Домашний Очаг, ноябрь'18
Полтавченко встает на якорь Полтавченко встает на якорь

Губернатору Петербурга предложено возглавить ОСК

РБК, октябрь'18
Папа Смит Папа Смит

Каково это – считать своим отцом Уилла Смита

Esquire, ноябрь'18
С дачи не надо С дачи не надо

Что адвокат Добровинский сделал во Внуково с домом Любови Орловой

Tatler, ноябрь'18
Зажигательный маневр Зажигательный маневр

Зажигательный маневр

Эксперт, октябрь'18
Капитан Россия: Игорь Акинфеев в фотографиях и цитатах друзей, врагов и болельщиков Капитан Россия: Игорь Акинфеев в фотографиях и цитатах друзей, врагов и болельщиков

Самые яркие и разные по настроению цитаты об Акинфееве

Men’s Health, октябрь'18
«У Миядзаки я учусь создавать миры» «У Миядзаки я учусь создавать миры»

Интервью с художником Кевином Хонгом

Мир Фантастики, ноябрь'18
Чужой муж Чужой муж

Как же тебя угораздило связаться с женатым и как вырваться из этого плена

Лиза, октябрь'18
Вы поете великолепно Вы поете великолепно

Главный редактор Glamour Иляна Эрднеева пригласила Валерия Меладзе в караоке

Glamour, ноябрь'18
Мирмекоморфия – что это? Мирмекоморфия – что это?

Некоторые членистоногие мимикрируют под муравьев

National Geographic, ноябрь'18
Купили собаку. А что дальше? Купили собаку. А что дальше?

Как наладить правильную коммуникацию с собакой всех членов семьи

Домашний Очаг, ноябрь'18
В Индии построили самую большую статую на свете В Индии построили самую большую статую на свете

В Индии завершилось строительство статуи, ставшей высочайшей в истории

National Geographic, октябрь'18
«Алло, кто это?» Как геккон разыграл ветеринара «Алло, кто это?» Как геккон разыграл ветеринара

«Алло, кто это?» Как геккон разыграл ветеринара

National Geographic, октябрь'18
Защитная реакция Защитная реакция

Особняк четы Бекхэм в графстве Оксфордшир пытались ограбить

Grazia, октябрь'18
Долгие проводы — лишние потери Долгие проводы — лишние потери

Чем опасен выход Великобритании из ЕС без сделки

РБК, октябрь'18
Рядом с ней мне спокойно и легко» Рядом с ней мне спокойно и легко»

10 лет назад Дмитрий и Татьяна Дюжевы сыграли свадьбу

OK!, октябрь'18
8 систем правильного питания 8 систем правильного питания

Эти коучи помогают худеть и оздоравливать организм, наблюдая за вами онлайн

Tatler, ноябрь'18