Российская сеть магазинов низких цен вышла на рынок Великобритании

ЭкспертБизнес

Бедные англичане остановятся на «Светофоре»

Российская сеть магазинов низких цен вышла на рынок Великобритании, где и без нее много жестких дискаунтеров

Анастасия Матвеева

Hendrik Schmidt - DPA/TASS

«Что ж у вас такие большие упаковки? Я бы взяла что-нибудь, но не донесу, тем более с палочкой хожу», — жалуется кассиру пожилая женщина, явно живущая на одну пенсию. Пришла она сюда, в недавно открывшийся в центре Москвы магазин «Светофор», по наущению соседок, обсуждавших на лавочке, насколько ниже, чем в других сетях, в нем цены. Чтобы попасть в магазин с фешенебельной Дорогомиловской улицы, надо спуститься в подвал. Торговый зал похож на склад — забит коробками со штучным товаром, многие из которых разорваны, по всей видимости, покупателями. Персонала, кроме кассира, не видно. Большая часть товара рассчитана на семейные закупки: трехкилограммовые пакеты макарон, ведрышки на килограмм сметаны или творожной массы, полукилограммовые пачки сливочного масла, оковалки сала, большие коробки с разным печеньем. Происхождение товара — самое разнообразное: на многих этикетках в качестве производителей указаны ИП, хотя есть и «родная» «Виола» от ООО «Валио», и крупы известной марки «Увелка»; текстиль и сухофрукты — узбекские, посуда — китайская; есть даже замороженная клубника из Египта; много российского пластика, в том числе умиляющие столичного жителя емкости для засолки капусты с крышкой-грузом. Цены — более чем демократичные: гигантская упаковка макарон «группы А», то есть высшего сорта, стоит 141 рубль, сметаны — 90 рублей, масла — 100 рублей, даже обычная литровая пачка ультрапастеризованного молока заметно дешевле, чем в супермаркете, — 37 рублей.

И вот оператор сети таких магазинов, которых насчитывается более двух тысяч, выходит на мировой рынок под брендом Mere. На прошлой неделе появился первый магазин в Великобритании, а всего там планируется открыть триста точек за десять лет. Впрочем, европейский поход «Светофора» начался еще в 2018 году, магазины Mere уже работают в Германии, Румынии, Польше, Сербии, Литве и Латвии. Компания также объявляла о планах до конца этого года выйти в Бельгию и США. Иными словами, российский жесткий дискаунтер претендует на то, чтобы серьезно закрепиться на рынках, где этот формат розницы давно развит и где «требования среднестатистического покупателя к ассортименту товаров и их качеству выше, чем в России», — уверен Евгений Миронюк, аналитик «Фридом финанс».

Магазин-склад с элементами супермаркета

В сущности, «Светофор» по функционалу напоминает наши дикие мелкооптовые рынки девяностых. Сюда люди приезжают, чтобы закупить недорогую еду на неделю, не обращая внимания на непрезентабельность обстановки. По словам Александра Шубина, управляющего партнера myRetailStrategy, сеть рассчитана на самых бедных покупателей, у которых расходы на питание на семью могут превышать 35% семейного бюджета. «Учитывая, что реальный доход большей части российского населения, особенно в небольших населенных пунктах, падает, такие форматы, как “Светофор”, показывают большую динамику роста, предлагая товары по цене ниже на 20–25 процентов от среднерыночных», — констатирует он.

В последнее время востребованность магазинов низких цен у покупателей привела к тому, что ведущие ритейлеры запустили собственные дискаунтеры: X5 Retail — «Чижик», «Магнит» — «Моя цена». Однако, по данным ФГ «Финам», именно сеть «Светофор» в 2020 году стала самой быстрорастущей в этой категории в России, нарастив выручку почти на 40% — до 189 млрд рублей. Как объясняет Сергей Илюха, эксперт по работе с розничными сетями, преимущество «Светофора» на фоне других российских дискаунтеров состоит в первую очередь в объеме: «По некоторым оценкам, он занимает в своем сегменте более 50 процентов рынка. Это позволяет ему уверенно развиваться и получать желаемые условия от большинства поставщиков, еще более увеличивая свой отрыв от конкурентов».

Поддерживать низкий уровень цен «Светофору» позволяет также размещение магазинов в местах с минимальными арендными ставками. «Локация “Светофора” — непопулярные окраины городов и поселений, до которых можно добраться только на машине», — поясняет Артемий Шамшуков, аналитик «Финама». При этом под магазины выбираются складские помещения, в их переоборудование вкладываются минимальные средства. Таким образом, магазины «Светофора» можно отнести к формату «магазин-склад», где выкладка товаров осуществляется в палетах и коробках, и, как замечает Александр Шубин, «основное CVP (Customer Value Proposition — ценностное предложение для клиента. — “Эксперт”) заключается в самой низкой цене на рынке, иногда в ущерб качеству». Формат этот в мире успешно реализован такими сетями, как Sam’s Club (подразделение Walmart) и Costco. Впрочем, зарубежные магазины-склады существенно больше по площади, превышая торговые точки «Светофора», занимающие в среднем 1000 кв. м, примерно в десять раз.

Ассортимент «Светофора» формируется по большей части из no-brand продукции. «Радикальное снижение цены достигается за счет продажи малоизвестных марок, производители готовы снизить цену, чтобы их товар попал на полки магазинов», — говорит Евгений Миронюк. Кроме того, в «Светофорах» продаются партии товаров, не реализованные в других магазинах, и стоки производителей. Впрочем, начиная как классический дискаунтер, то есть специализируясь на продуктах, не требующих особых условий хранения, «Светофор» сегодня продает и заморозку, и скоропортящиеся мясные и молочные продукты, для чего организует в своих торговых точках «холодные» комнаты. По мнению Елены Пономаревой, генерального директора компании «Лаборатория трендов», в условиях острой конкуренции на рынке розницы «расширение ассортимента целесообразно, чтобы у потребителей не было необходимости посещать два магазина одновременно — например, покупать бакалею в “Светофоре”, а молочную продукцию в другом магазине». Сергей Илюха тоже считает, что это правильное решение, направленное на увеличение суммы чека тех потребителей, которые уже являются лояльными и постоянными покупателями «Светофора». Однако он видит здесь и опасность, связанную с размыванием восприятия формата: «Многие покупатели ходят в “Светофор” не потому, что мониторят цены, а потому, что уверены, что в “Светофоре” они самые низкие. Чуть более дорогой ремонт или введение в ассортимент потенциально более премиальных товаров может оттолкнуть фанатов дискаунтера как формата».

Можно ли быть дискаунтером без СТМ

Судя по всему, за рубежом сеть проводит ту же политику, что и в России. Магазины открываются не в самых бойких местах: в Великобритании первая точка открылась в небольшом городке Престоне в Северной Англии. И дальше планируется открывать их не в крупных городах, а в их округе: в скором времени заработают филиалы сети в Каслфорде (недалеко от Лидса, тоже Северная Англия), а далее — в районах вокруг Манчестера, Ньюкасла и Глазго. Кроме того, Алексей Волостнов, партнер компании «НЭО центр», видит в действиях сети «продолжение политики использования местных товаров, работы с магазином без склада, когда все товары лежат в “торговом зале”, отсутствие мерчандайзинга — товары лежат в упаковке производителя».

По данным зарубежных СМИ, на полках магазинов Mere товары действительно на 20–30% ниже в цене, чем в крупнейших европейских дискаунтерах Lidl и Aldi. Сергей Илюха предполагает, что это возможно при сочетании нескольких факторов, влияющих на уровень цен: «Во-первых, получены настолько интересные условия от российских производителей, которые даже при условии экспорта в Европу будут значительно лучше, чем условия, предлагаемые российскими производителями европейским ритейлерам. Во-вторых, российские условия, согласованные с мировыми производителями, транслированы на Европу, и они значительно лучше, чем условия у европейских ритейлеров. В-третьих, европейские производители, предвидя рост сети в Европе, предложили суперусловия. В-четвертых, это выход на рынок, и “Светофор” готов торговать в ноль или в минус для завоевания лояльности покупателей». Алексей Волостнов обращает внимание на то, что конкуренты Mere на зарубежных рынках, сети Aldi и Lidl, уже не такие жесткие дискаунтеры, какими они были 15 лет назад: «Сети мигрируют в сторону экономкласса, что сказывается и на ценовой политике».

И все же некоторые эксперты сомневаются в том, что Mere сможет успешно конкурировать со своими аналогами в Европе. Прежде всего, как отмечает Артемий Шамшуков, «Светофор» на европейском рынке проигрывает в отношении экономии от масштаба: «Обычно для процветания бизнеса дискаунтера важен большой оборот, так как магазины такого формата имеют небольшую маржинальность. Основные европейские дискаунтеры Lidl и Aldi имеют более 11 тысяч магазинов каждый, в то время как у “Светофора” таких две тысячи. Стоит сказать и о восприятии бренда. Все-таки Lidl и Aldi существуют много десятилетий и пользуются доверием у большего количества людей в ЕС». Александр Шубин добавляет, что средний уровень требований покупателя за рубежом все же гораздо выше, чем в России, поэтому Mere вынужден будет адаптироваться и создавать более комфортные условия и соответствовать минимально допустимому уровню качества товаров. Впрочем, по мнению Елены Пономаревой, эпидемия коронавируса снизила уровень притязаний бедного европейского покупателя, и тот потянется к «Светофору» ради низких цен, жертвуя такими критериями, как удобство, «эстетика/дизайн» и др.

Что касается цен, то Иван Федяков, генеральный директор аналитической компании Infoline, уверен, что Mere ждет жесткая конкуренция с европейскими дискаунтерами именно по этому, базовому критерию. Все дело в бизнес-модели, которая у европейцев основана на товарах под собственной торговой маркой — СТМ на 90% формируют ассортимент магазинов, позволяя держать цены ниже рынка. И возникает вопрос, как «Светофор», у которого СТМ отсутствуют начисто, сможет обеспечивать закупки продукции под маркой европейских производителей дешевле, чем СТМ ведущих дискаунтеров.

Справка о компании

Сеть магазинов-складов «Светофор» основана в 2009 году в Красноярске. Акционеры — семья Шнайдер (братья Сергей и Андрей и их мать Валентина). Сеть насчитывает 2200 магазинов (пятое место среди крупнейших российских сетей) в 76 регионах (первое место по покрытию среди крупнейших сетей).

Выручка — 189 млрд рублей.

Число сотрудников — нет данных.

В подготовке материала участвовала Виктория Безуглова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одомашнивание: новый цикл Одомашнивание: новый цикл

До конца нынешнего десятилетия произойдет очередная революция

Популярная механика
Ламинирование ресниц: можно ли ослепнуть после процедуры – отвечает врач Ламинирование ресниц: можно ли ослепнуть после процедуры – отвечает врач

Ламинирование ресниц – может ли оно навредить зрению?

Cosmopolitan
За деньги не рожаем За деньги не рожаем

Как демографический переход меняет мир и семью?

Эксперт
5 актеров-супергероев с тяжелой судьбой 5 актеров-супергероев с тяжелой судьбой

Узнай, что пережили звезды Marvel, прежде чем стать известными

Maxim
Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла» Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла»

Книги, которые делают умных умнее

Эксперт
Пару атомов возбудили одним фотоном Пару атомов возбудили одним фотоном

Физики доказали существование новой частицы — парного поляритона

N+1
Атомный шпионаж Атомный шпионаж

Манхэттенскому проект и шпионаж

Дилетант
Держать удар Держать удар

Трэвис Баркер сумел доказать, что и барабанщик может быть суперзвездой

Men’s Health
«Мы не пытаемся заставить всех голосовать онлайн» «Мы не пытаемся заставить всех голосовать онлайн»

Эксклюзивное интервью заместителя председателя ЦИК РФ Николая Булаева

Эксперт
Нужен детокс: как распознать токсичные отношения и выйти из них Нужен детокс: как распознать токсичные отношения и выйти из них

Как понять, что вы оказались в отношениях, которые буквально отравляют жизнь?

РБК
Леггинсы или широкие брюки: нюансы выбора одежды для разных типов тренировок Леггинсы или широкие брюки: нюансы выбора одежды для разных типов тренировок

Правильно подобранная одежда — ключ к успеху в любых делах

Cosmopolitan
Соль земли: как работают женские профсоюзы и зачем они нужны Соль земли: как работают женские профсоюзы и зачем они нужны

Разбираемся, как у профсоюзов обстоят дела с женской повесткой

Forbes
Елена Лаптандер. Жемчужина Ямала: как обычная девочка поверила в мечту и теперь помогает верить другим Елена Лаптандер. Жемчужина Ямала: как обычная девочка поверила в мечту и теперь помогает верить другим

На родине Елену Лаптандер называют «Жемчужиной Ямала»

Домашний Очаг
«Страдающее средневековье»: соавтор паблика — об образовании и мемах «Страдающее средневековье»: соавтор паблика — об образовании и мемах

«Страдающее средневековье» — паблик, который стал культурной франшизой

РБК
«Обратный отсчет: 116 дней до атомной бомбардировки Хиросимы» «Обратный отсчет: 116 дней до атомной бомбардировки Хиросимы»

Какие события предшествовали бомбардировке Хиросимы 6 августа 1945 года

N+1
Планетологи подтвердили рекордную молодость добытых станцией «Чанъэ-5» лунных базальтов Планетологи подтвердили рекордную молодость добытых станцией «Чанъэ-5» лунных базальтов

Лунный базальт оказался самой молодой лунной породой среди всех изученных

N+1
Иван и царевна-жаба Иван и царевна-жаба

Комик Иван Усович рассказал «Татлеру» о знаменитой жадности стендаперов

Tatler
18 сексапильных сыщиц из заграничных детективных сериалов 18 сексапильных сыщиц из заграничных детективных сериалов

18 расследовательниц из детективных сериалов

Maxim
Как выйти на первое место на Product Hunt + онлайн-трансляция лонча + Upd: итоги и выводы Как выйти на первое место на Product Hunt + онлайн-трансляция лонча + Upd: итоги и выводы

Как InAppStory вышли на первое место на Product Hunt и что происходит сейчас

VC.RU
Акуна Матата: впечатляющая дикая природа на фотографиях Федора Глухих Акуна Матата: впечатляющая дикая природа на фотографиях Федора Глухих

Так выглядит свобода.на фотографиях Федора Глухих

Playboy
Сплошное надувательство Сплошное надувательство

Лучший шеф-повар России Владимир Мухин выводит чебуреки в свет

Tatler
Как говорить с детьми о людях с особенностями здоровья Как говорить с детьми о людях с особенностями здоровья

Как говорить с ребенком о болезнях и сложных состояниях?

Psychologies
Это фантастика: как разработчик крошечных роботов-хирургов собирается выйти на доход в $1 млрд Это фантастика: как разработчик крошечных роботов-хирургов собирается выйти на доход в $1 млрд

Как Vicarious собирается покорить рынок хирургической техники?

Forbes
Кто зарабатывает на лесных пожарах с помощью вертолетов, спутников и роботов Кто зарабатывает на лесных пожарах с помощью вертолетов, спутников и роботов

Кто помогает тушить пожары и предотвращать их, и почему в России это невозможно?

Forbes
Как Афганистан пал в руки Талибов и что это значит для России и мира Как Афганистан пал в руки Талибов и что это значит для России и мира

Талибы вошли в Афганистан: что это значит для мировой политики?

Esquire
Неандертальцы порисовали в испанской пещере 65 тысяч лет назад Неандертальцы порисовали в испанской пещере 65 тысяч лет назад

Карстовые образования играли символическую роль у некоторых групп неандертальцев

N+1
«Старики нигде не нужны»: сложно ли найти работу после 50 «Старики нигде не нужны»: сложно ли найти работу после 50

Тяжелее всего людям старше 50 лет. Или нет?

Psychologies
Грецкий орех: 8 научных фактов о пользе Грецкий орех: 8 научных фактов о пользе

Чем полезны грецкие орехи, сколько и кому их можно съесть

РБК
Эффект «бабочек» Эффект «бабочек»

Как за 10 лет с нуля создать инфраструктуру для борьбы с редким заболеванием

Forbes Woman
Баграт Алекян: «После 45 лет нужно обязательно контролировать состояние своего сердца и сосудов» Баграт Алекян: «После 45 лет нужно обязательно контролировать состояние своего сердца и сосудов»

Можно ли избежать инфаркта и инсульта?

Здоровье
Открыть в приложении