Убийство Цезаря поставило в центр римской политической жизни его приёмного сына

ДилетантИстория

Инсигнии Октавиана Августа

Сергей Бунтман

Убийство Цезаря. Карл Теодор фон Пилоти, 1865 год

Убийство Юлия Цезаря в 44 году до н. э. поставило в центр римской политической жизни его приёмного сына — Гая Октавия. Этот невзрачный поначалу молодой человек возмужал в огне гражданской войны и сделался единоличным правителем огромной страны, собрав целую коллекцию титулов и должностей, сопровождаемых соответствующими инсигниями — символами власти и почёта.

В день смерти нашего героя, 19 августа 14 года н. э., его титулование выглядело так:

Гай Юлий Цезарь.
Бюст I века до н. э.

IMPERATOR•CAESAR•DIVI•FILIV S•AVGVSTVS, PONTIFEX•MAXIMVS, TRIBVNICIAE•POTESTATE•XXXVII, IMPERATOR•XXI, CONSVL•XIII, PATER•PATRIAE.

Император Цезарь, Сын Бога, Август, Верховный Понтифик, наделённый властью трибуна 37 раз, 21 раз — императорской, 13 раз — консульской, Отец Отечества.

Внушительная и невиданная доселе коллекция республиканских должностей и званий. Именно республиканских, потому что, оглядываясь на хитроумную комбинацию, разыгранную Августом за полвека активной политической жизни, мы можем прийти к выводу, что, создавая, по сути, наследственную монархию, он каждым своим ходом внешне укреплял республику и тщательно избегал ошибок, совершённых его порывистыми предшественниками и оппонентами. Плюс к тому даже в конце правления все эти многократно занимаемые посты не были синекурой, а привязанные к ним знаки — дешёвыми побрякушками. А теперь последим за процессом накопления этих торжественных слов и внушительных чисел.

Октавиус Цезарь Августус. Гравюра XVII века

Об убийстве названного отца Гай Октавий Фурин узнаёт вдали от Рима, на Балканах, где по поручению Цезаря планирует военную операцию. Не исключено, что заговорщики могут перейти к «зачистке семьи». Тем не менее Октавий решает вернуться в Италию. Но осторожно, без войск. По дороге ему сообщают о завещании, и он, встретив верные Цезарю легионы, соглашается стать наследником диктатора. Скромно, почтительно и как бы по необходимости молодой человек меняет имя на Гай Юлий Цезарь Октавиан. Формальность? Да, но это сигнал римскому народу и сенату, что есть на свете законопослушный представитель великого рода. Наследство его не в том, чтобы попирать республиканские ценности, а в том, чтобы их утверждать. Пусть убийцы Цезаря, Кассий и Брут, нахмурив лоб и собирая полномочия, борются с тенью диктатуры. Пусть цезарианцы, такие как многоопытный Цицерон или бесстрашный Антоний, думают, что могут играть или распоряжаться сопливым цезарёнком. Пусть! Так даже легче. Октавиан в это время сам распоряжается, только не людьми и должностями, а деньгами и знамениями.

Римский денарий,
отчеканенный
при Октавиане,
с изображением

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении