Дело пахнет силиконом
Эксперты подведомственного Минтрансу НИИ признали примеси в российском авиатопливе угрозой безопасности полетов. Это риск, в том числе для международных авиакомпаний, указали они в отчете, сделанном по поручению Минэнерго
Минэнерго создаст рабочую группу, чтобы разобраться с причинами попадания загрязненного авиакеросина в топливные системы самолетов, сообщил РБК представитель министерства. «Этот вопрос рассматривается», — отметил он, отвечая на запрос РБК. Группасоздаетсяпосле поступления в Минэнерго доклада экспертов подведомственного Минтрансу НИИ гражданской авиации о том, что загрязненное топливо могло приводить к сбоям в работе авиационной техники.
В марте Минэнерго поручало Государственному научно-исследовательскому институту гражданской авиации (ГосНИИ ГА) проанализировать пробы авиационного керосина, которым были заправлены два самолета Red Wings во время полетов в августе прошлого года, следует из доклада этого института, который был направлен в Минэнерго. Эксперты НИИ обнаружили в авиатопливе «мутную желеобразную субстанцию» — полисилоксаны (силиконы).
РБК ознакомился с копией отчета, подлинность документа подтвердил источник, близкий к НИИ.
В экспертном заключении анализируются «возможные источники попадания в авиационное топливо нехарактерных примесей органических соединений с кремнием — полисилоксанов».
Эксперты авиационного НИИ сообщили в отчете для Минэнерго, что и ранее в ходе расследования двух авиакатастроф — МиГ-29 в Жуковском и вертолета в Комсомольске-на-Амуре — в наземных средствах хранения авиатоплива также были обнаружены полисилоксаны.
«Нахождение в топливе полисилоксанов носит высокий риск для безопасности полетов, в том числе для международных авиакомпаний, заправляющихся в России. В случае реализации этого риска возникнет новый риск — имиджевых и финансовых потерь для нефтяных компаний России», — написали эксперты НИИ ГА. РБК направил запрос в Росавиацию.
Полисилоксаны (силиконы) — соединения органического кремния, бесцветные прозрачные вещества различной степени вязкости, обладают высокой химической и температурной стабильностью. Применяются в качестве смазочных масел, каучуков, теплоносителей и т.д.
Как полисилоксаны влияют на авиатехнику
У обоих самолетов Red Wings некорректно сработала авиационная техника из-за нехарактерных примесей в топливе: на одном из бортов неправильно сработала система отображения запасов топлива, на втором — засорился фильтр двигателя, сделали вывод эксперты НИИ ГА. Два самолета вернулись в Домодедово, а вылетали из разных аэропортов — один из Иркутска, где и заправлялся, второй — из турецкого Бодрума (заправлялся там же).
Образование примесей из полисилоксанов может привести к остановке работы силовых установок самолета из-за снижения пропускной способности топливных фильтров, заключили эксперты. «Нефильтрованное» топливо может повредить двигатель, сказал РБК источник, близкий к НИИ. Соединения веществ также могут осесть на лопатках двигателя и вызвать их перегрев и последующее разрушение, говорится в отчете.