Что такое пользовательский интерфейс. Какие виды пользовательских интерфейсов существуют и как они работают
Рассказываем о внешней стороне цифровых сервисов, которая делает их взаимодействие с пользователем удобным и приятным
Взаимодействие между человеком и компьютером (а также программой, на него установленной) всегда требует специальных программных средств. Если ввести в компьютер код на языке программирования, то для его понимания ПК потребуется компилятор. Мы рассказывали об этой программе в одной из предыдущих статей. Сейчас мы поговорим о стороне ПО, которой оснащен любой цифровой продукт - пользовательском интерфейсе.
Что такое пользовательский интерфейс?
Под словосочетанием “Пользовательский интерфейс” или аббревиатурой UI понимают внешнюю оболочку цифрового продукта, через которую происходит взаимодействие между ним и человеком (пользователем, оператором или администратором). Цифровым продуктом, обладающим UI, может быть:
1. Операционная система или платформа ПК.
2. Программа или приложение (для стационарного или мобильного ПК).
3. Веб-продукт (сайт, портал, онлайн-сервис).
4. Аппаратная часть других устройств (модем, банкомат и др.).
Первые пользовательские интерфейсы появились в 1960-е гг. В это время чтение программ с перфокарт было заменено на ввод программного кода с телетайпа. Вскоре после этого компьютеры обзавелись командной строкой. А точкой начала развития графических интерфейсов является 1963 год, когда была создана программа для проектирования Sketchpad.
Задачи пользовательского интерфейса
Основная задача, выполняемая любым UI - удобное и понятное любому пользователю управление цифровым продуктом. Для достижения этой цели пользовательский интерфейс выполняет вспомогательные задачи. Поговорим о них ниже.
Интуитивность
Значение элементов управления, их расположение должны определяться пользователем “по наитию”, без посторонней помощи. Если пользователю UI непонятно значение элементов, он не сможет быстро им пользоваться.
Отзывчивость
Идеальный UI отвечает на запросы пользователя максимально быстро, без задержек.
Эффективность
Правильно составленный UI позволит пользователю выполнить все запросы максимально просто.
Согласованность
Все элементы UI последовательны друг другу и подобраны в соответствии с принципом единообразия. Ни одна из его частей не выбивается из выбранного стиля и/или шаблона. Этот принцип более характерен для интерфейсов графического типа.
Типы пользовательского интерфейса
Текстовый (командная строка)
Старейший вид внешней оболочки цифрового продукта. Другое название текстового интерфейса - CLI, или Command Line Interface. Этот вид UI представляет собой белый курсор на темном фоне, на месте которого оператор вводит команды к выполнению.
Текстовый UI отличает операционную систему DOS, а также низкоуровневые разновидности Linux. Также через командную строку вводят программные коды на различных языках программирования.
CLI позволяет пользоваться программами без графических интерфейсов и выполнять команды сразу после их ввода. Весь диалог оператора и программы сохраняется в окне CLI. Это значит, что нельзя потерять ни одно сообщение программы, к ним всегда можно вернуться, переместив ползунок окна к соответствующему месту. Если во время работы программы с командной строкой возникла ошибка или проблема, диалог можно скопировать и показать членам пользовательского сообщества.
Если оператор пользуется программой с CLI удаленно, для соединения с сервером не потребуется много трафика. Основные сервисы с командной строкой существуют многие годы, так что специалистов не нужно переучивать для работы с ними.
Графический
Текстовый вариант интерфейса сложен для восприятия обычным пользователям. Также он не дает реализовать большинство функций, интересных для основной части юзеров (главным образом мультимедийные). Поэтому был разработан графический вид пользовательского интерфейса.
Альтернативное название интерфейса графического типа - GUI, или Graphical User Interface. Это окно или экран с элементами управления, списками, кнопками и переключателями. Пользователь нажимает на них, чтобы получить доступ к определенным разделам сервиса, отдать команду или открыть файл.
Первый GUI, если таковым считать не Sketchpad, а интерфейс, ставший прообразом современных графических интерфейсов, появился в 1973 году. Это была ОС от Xerox для компьютеров в исследовательских институтах. Apple создала свой графический интерфейс в 1983 году в Lisa Office System, а Microsoft - в 1985 в ОС Windows 1.0. В виде, известном большинству пользователей компьютеров, GUI предстал в 1995 году, во время выхода Windows 95.