Остров Мозамбик — живое воплощение господства Португалии в регионе

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Мозамбик

Текст Алексей Камерзанов
Фотографии автора и участников экспедиции

В ожидании парома из Танзании в Мозамбик

В процессе прокладки маршрута у нас не раз возникал вопрос: стоит ли вообще ехать в Мозамбик? Знакомые автопутешественники утверждали, что всё самое интересное там находится на островах, а север, со стороны которого мы должны были въезжать, скучен и однообразен. В принципе, можно было бы посмотреть столицу — Мапуту, но она, наоборот, на самом юге, около границы с ЮАР и Свазилендом (кстати, теперь он называется Эсватини). В общем, от всей этой неопределённости был соблазн пропустить Мозамбик, но не выбрасывать же такой кусок маршрута…

Почти две недели до выезда мы с тревогой следили за новостями, в свете которых наша поездка становилась ещё более сомнительной. Сначала побережье накрыли ливни, а вслед за ними пришёл тропический шторм «Идай», зацепивший Мозамбик, часть Зимбабве и Малави. Мы внимательно изучали карты дорог, но большая часть из них оставалась закрытой, о чём постоянно напоминала погодная служба (для полноты картины мы даже вступили в специальные группы в соцсетях, где путешественники обсуждали последние новости). Больше всех пострадал Мозамбик: портовый город Бейра просто ушёл под воду, а многочисленные городки и деревни стонали и просили о помощи. Людей спасали, перевозя в безопасные места, но едва стихия отступила, как ленты заполнили сообщения о том, что в затопленных районах начались эпидемии тифа и холеры. И у нас снова возник вопрос: а оно нам надо?

Три дороги

Предварительно мы разработали три основных варианта переезда из Танзании в Мозамбик. Первый был, пожалуй, самым сложным и непредсказуемым. Начать с того, что для этого требовалось переплыть на пароме через реку Ровуму, где расписание парома напрямую зависело от погоды, поломок судна, и количества желающих на него попасть. Некоторые путешественники публиковали грустные истории о том, как они по 3—4 дня жили на берегу в ожидании переправы. Кроме того, остроты добавлял тот факт, что в этих местах кровожадные ребята из «Аль-Шабаб» (террористическая организация, запрещённая в России) частенько убивали людей и жгли деревни, а значит, ночью ездить крайне опасно. И даже при условии успешного пересечения реки нужно было максимально быстро, за световой день, домчаться до городка Пальма и уже там ночевать. Но преимуществом этого пути были отдельные внедорожные участки и нам хотелось проехать именно по нему. Два других маршрута существенно увеличивали пробег и проходили по мостам и дорогам с плотным грузовым трафиком. Несколько недель перед переходом границы мы списывались с капитаном парома Гастоном, и он утверждал, что переправа работает по расписанию и на берегу мы точно не застрянем.

Ранним утром под проливным тропическим дождём мы стояли на танзанийском КПП и ждали разрешения на выезд в направлении Мозамбика. Здесь нам пришлось решать ставшую привычной проблему чиновника-взяточника. Дело в том, что когда мы въезжали в Танзанию, с нас не взяли деньги за проезд по дорогам, а по документам наши автомобили пробыли в этой стране почти полгода. Таможенное письмо с разрешением на продление пребывания пограничник скопировал, сказав, что претензий к нему нет, а вот с оплатой дорог сложнее — сумма, по его расчётам, получалась внушительная, и нам следовало её оплатить. Правда, оставались вопросы к методике подсчётов — ведь почти всё это время машины были припаркованы, то есть не ездили, а стояли. Для выяснения точной цифры мог потребоваться не один день (тем более что мы, как обычно, попали в выходной), но после долгих уговоров первоначальная сумма была снижена в три раза, и мы, вздохнув с облегчением, отправились к переправе.

Позитив! Африканская молодежь всегда энергична и отзывчива

На пристани

Пройдя КПП, мы оказались на так называемой пристани. Место это более чем колоритное: соломенные лачуги, куча народа, сумасшедший гвалт и жуткая грязь, в которую попадаешь сразу, как только выходишь из машины. Паром уже загружен, но капитана почему-то нет… Первое, что нас смутило — следы шин, по которым было видно, что автомобили на паром загоняли явно не сегодня и их почти полностью смыло дождём. А свежие человеческие следы поверх автомобильных лишь усиливали тревогу. После долгих разбирательств выяснилось, что машины заехали ещё вчера, а сегодня утром паром попытался отплыть, но чуть не сел на мель в середине пути. Теперь мы ждём большого прилива, который начнётся около десяти вечера. Причём информацию эту мы собирали, опираясь на наши скромные знания португальского языка, на котором говорят в Мозамбике. Благо он имеет романские корни, и нам кое-как удалось понять смысл происходящего. Отдельной задачей оказалось найти капитана, для чего мы снова приступили к допросу местных. Все кивали и говорили, что он скоро приедет, а может уже приехал, но никто не мог сказать, где он находится. Закончилось тем, что, прихватив одного из самых разговорчивых аборигенов, я отправился на поиски, и вскоре мы подошли к рубке капитана, на полу которой совершал намаз человек в белых одеждах. Он и оказался капитаном, только звали его не Гастон, а Ахмед. И, кстати, он понятия не имел с кем мы переписывались всю предыдущую неделю. Прилив будет не в десять, а в шесть вечера, и места на пароме должно хватить всем. Я попросил его помочь, недвусмысленно намекая на вознаграждение, а заодно объяснил, что у нас четыре автомобиля, двенадцать пассажиров и нам очень нужно на другой берег.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кроссоверы Jaguar. В погоне за новациями не теряйте уважения к традициям Кроссоверы Jaguar. В погоне за новациями не теряйте уважения к традициям

F-PACE — настоящий Jaguar, с характером и харизмой

4x4 Club
Лучшие кроссовки следующей недели (с 5 по 11 августа) Лучшие кроссовки следующей недели (с 5 по 11 августа)

Новые расцветки главной летней премьеры adidas

Esquire
Новый Suzuki Jimny. Больше чем просто больше Новый Suzuki Jimny. Больше чем просто больше

Suzuki JB23, который мы и европейцы называем Jimny, уже очень стар

4x4 Club
Под знаком близнецов Под знаком близнецов

Аня и Соня Куприенко из модной лондонской группы Bloom Twins

Vogue
Остров-герой Остров-герой

Прогулка по Кронштадту – закрытому военному городу с богатой историей

Отдых в России
Мою жизнь изменил всего один урок танцев Мою жизнь изменил всего один урок танцев

Помнит ли Екатерина Волкова времена, когда ее Веры Ворониной не существовало?

Добрые советы
Cheryexeed TXL. Не так плох, как вы возможно думали Cheryexeed TXL. Не так плох, как вы возможно думали

Cheryexeed TXL — кроссовер, о покупке которого стоит задуматься

4x4 Club
Процветание и благодарность Процветание и благодарность

Интервью с Амандип Сингхом, учителем кундалини и гималайской йоги

Yoga Journal
Под знаком девы Под знаком девы

Тридцать пять девушек, наслаждающихся своей свободой

Tatler
Вице-президент adidas Russia — о футболе, переезде в Москву и экотрендах Вице-президент adidas Russia — о футболе, переезде в Москву и экотрендах

Рейчел Ховард в компании adidas вот уже 17 лет

РБК
Почему не нужно надеяться на лучшее: отрывок из книги Почему не нужно надеяться на лучшее: отрывок из книги

Отрывок из книги Марка Мэнсона «Все хреново: книга о надежде»

Esquire
В Пекин со своим самоваром. Что светит российскому бизнесу в Китае В Пекин со своим самоваром. Что светит российскому бизнесу в Китае

Экономика Китая производит гипнотическое впечатление на российских бизнесменов

Forbes
Планы на будущее Планы на будущее

Что о развитии автотранспорта думают в руководстве автомобильных компаний

Популярная механика
Москиты, пустота и буддизм: чего ждать от Бурятии Москиты, пустота и буддизм: чего ждать от Бурятии

С какими впечатлениями Артур Гранд вернулся из Бурятии

РБК
Что твой ребенок расскажет психотерапевту через 20 лет? Что твой ребенок расскажет психотерапевту через 20 лет?

На что будет жаловаться следующее поколение, несмотря на все усилия матерей

Cosmopolitan
Индустрия лайков и скриншотов. Тина Канделаки о вызовах, которые нам бросает цифровая культура Индустрия лайков и скриншотов. Тина Канделаки о вызовах, которые нам бросает цифровая культура

Как технологии создают вокруг нашей жизни и работы абсолютную прозрачность

Forbes
Обзор смартфона Honor 20 Pro: санкции ему нипочем! Обзор смартфона Honor 20 Pro: санкции ему нипочем!

Чем модель отличается от Honor 20 и какой смартфон лучше купить — обзор

CHIP
Новый Тарантино: кого же все-таки убили в 1969 году? Новый Тарантино: кого же все-таки убили в 1969 году?

Квентин Тарантино опять переиграл историю и показал, что такое фирменное кино

Forbes
Наталья Сиднеева: пример для подражания Наталья Сиднеева: пример для подражания

Наталья Синдеева о пути от секретаря до одного из главных медиаменеджеров страны

Cosmopolitan
«Если бы я был русским, взял бы Escalade». Интервью с вице-президентом GM «Если бы я был русским, взял бы Escalade». Интервью с вице-президентом GM

Интервью топ-менеджера компании General Motors Джулиана Блиссета

РБК
Плохие новости из Вашингтона: твит Трампа и новые санкции напугали инвесторов Плохие новости из Вашингтона: твит Трампа и новые санкции напугали инвесторов

Фондовые индексы США и России упали, о панической распродаже говорить пока рано

Forbes
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
«Бедная богатая девочка»: история Глории Вандербильт, одной из самых известных американок XX века «Бедная богатая девочка»: история Глории Вандербильт, одной из самых известных американок XX века

Яркий персонаж, художница, актриса и создательница популярного джинсового бренда

Forbes
Таких BMW X5 мир ещё не видел. И не факт, что хотел Таких BMW X5 мир ещё не видел. И не факт, что хотел

Сложилась традиция с каждым новым «Икс пятым» знакомиться в конце лета

4x4 Club
Как выбрать электросамокат взрослому: советы, характеристики, цены Как выбрать электросамокат взрослому: советы, характеристики, цены

Как выбрать лучший электросамокат для взрослого

CHIP
Не быть Харви Вайнштейном: почему фильм о крахе скандального продюсера не говорит о самом главном Не быть Харви Вайнштейном: почему фильм о крахе скандального продюсера не говорит о самом главном

Почему создатели фильма «Быть Харви Вайнштейном» «не докрутили» историю

Forbes
Я - лысая: откровенный рассказ о том, как живется женщине с алопецией Я - лысая: откровенный рассказ о том, как живется женщине с алопецией

Через что пришлось пройти женщине после того, как у нее выпали все волосы

Cosmopolitan
Вредно ли запивать еду? Что лучше: есть + пить или сначала есть, а потом пить Вредно ли запивать еду? Что лучше: есть + пить или сначала есть, а потом пить

Можно ли пить во время еды

Playboy
Трудоголики, перфекционисты и невротики. Как менталитет 90-х повлиял на то, что мы все выгорели Трудоголики, перфекционисты и невротики. Как менталитет 90-х повлиял на то, что мы все выгорели

Почему «дети 90-х» не умеют отдыхать и работают до нервных срывов

Forbes
Почему мужчины не помогают по дому и как с этим бороться Почему мужчины не помогают по дому и как с этим бороться

Традиционный семейный уклад уже не так популярен

Psychologies
Открыть в приложении