«Мы не снимали кино про дружбу народов»
Сардана Саввина о фильме «Не хороните меня без Ивана» и феномене якутского кино
В ограниченный прокат вышел фильм Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана», этнографическое роуд-муви по Якутии начала XX века, получившее в прошлом году главный приз I фестиваля авторского кино «Зимний». Фильм рассказывает о дружбе якутского художника русского происхождения Ивана Попова с крестьянином Степаном Бересековым, который страдал летаргией. Основой для визуального ряда картины стали фотографии и рисунки самого Попова, а также предметы якутского быта, которые он собирал по якутским деревням и отправлял в российские и зарубежные музеи,— сюжетным движком фильма как раз и стала одна из таких экспедиций Попова. О феномене якутского кинематографа, представители которого за последние десять лет регулярно побеждают на российских и международных кинофестивалях, а в 2023 году получили номинацию на «Оскар», и его отношении к российскому кино продюсер фильма и директор киностудии «Сахафильм» Сардана Саввина рассказала Константину Шавловскому.
«Не хороните меня без Ивана» — фильм, основанный на реальной истории. Но неужели дружба якутского крестьянина и русского художника была действительно такой благостной, как она показана в фильме?
Я, кажется, понимаю, о чем ваш вопрос. Сразу скажу, что мы не снимали кино про дружбу народов, его идея возникла из интереса конкретного человека, режиссера Любы Борисовой, к конкретной истории, даже к конкретной исторической личности — художнику Ивану Попову. Фильм делался несколько лет и вышел в очень непростое время, которое, конечно, не могло не поменять акценты в его восприятии. Но исторические факты заключаются в том, что действительно был некто Степан Бересеков, который страдал летаргическим сном, и что известный художник Иван Попов оказался свидетелем его захоронения и спас ему жизнь. После чего Степан обратился к жителям своей деревни с просьбой, чтобы его не хоронили без Ивана. Разумеется, все остальное в их отношениях — это авторский вымысел.
Но в их истории нет конфликта, в отличие от фильма «Нуучча» Владимира Мункуева, который, несмотря на множество призов, так и не вышел в российский прокат. Он описывает почти тот же исторический период и тоже основан на реальной истории — на прозе Вацлава Серошевского, но если сравнить эти фильмы, то контраст между ними бросается в глаза.
По этому же рассказу Серошевского, кстати, на «Сахафильме» в 1999 году уже был снят фильм «Поселенец» Никиты Аржакова, и даже у Балабанова, как вы знаете, в «Кочегаре» есть эта история. Это классическое произведение, снятое в жанре исторической драмы. У меня, конечно, были мысли, что если бы «Не хороните меня без Ивана» вышел бы вместе с «Нууччей», то наши фильмы сравнивали бы и спорили. У нас действительно история скорее светлая, а у Володи — более тяжелая. Но эти взгляды не противоречат, а, по-моему, дополняют друг друга. Благостным, как вы говорите, наш фильм, возможно, получился еще и потому, что мы хотели отдать дань уважения Ивану Попову, у которого в якутской культуре очень светлый образ. Он хотя и русский, но рожден в Якутии, он с рождения говорил на якутском языке. И его герой в то же время — это собирательный образ наших якутских русских, которые сами себя считают больше якутянами.
Как режиссер Дмитрий Давыдов?
Да, вот как Дима Давыдов — он же тоже носитель якутской культуры, и, будучи по национальности русским, он себя идентифицирует как якутянин. К таким людям, как Иван Попов, которые внесли в нашу культуру очень большой вклад, у нас особое, трепетное отношение: это же не казаки типа Дежнева, которые ехали в Якутию в поисках пушнины, золота — и были, скажем так, немилосердны к коренным народам Якутии. Иван Попов из другой волны переселенцев, которые уже много лет здесь жили и ассимилировались. Потом, он был достаточно образованным человеком и своими знаниями охотно делился.