Краткая история культурных реформ — от открытия до закрытия «Гоголь-центра»

WeekendИстория

Конец двусмысленности

Краткая история культурных реформ — от открытия до закрытия «Гоголь-центра»

Открытие выставки «Билл Виола. Путешествие души» в ГМИИ имени А.С.Пушкина, 2021. Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Открытие «Гоголь-центра» в 2012 году — событие знаковое: это лишь часть программы по обновлению московских культурных институций, которые должны стать более открытыми, современными, «европейскими». Закрытие «Гоголь-центра» тоже воспринимается в контексте общих культурных изменений: теперь от институций ждут поддержки «традиционных ценностей», а слово «европейский» звучит как обвинение. Десять лет, уместившиеся между этими событиями,— время сложной динамики между разными подходами к культуре и меняющейся государственной политикой. Юрий Сапрыкин внимательно рассмотрел культурную политику прошлого десятилетия и попытался представить себе ближайшее будущее.

По состоянию на 2012 год культурой интересуются в основном те государственные инстанции, что занимаются большими городами — пишут долгосрочные проекты развития, которое в то время еще понимается как «модернизация», или решают текущие хозяйственные проблемы. Для большого муниципалитета культура — это прежде всего ветшающая инфраструктура, огромная, оставшаяся с советских времен сеть музеев, театров, библиотек и ДК. С ними что-то нужно делать — позднесоветская парадигма, когда государство содержало все это хозяйство ради воспитания и просвещения граждан, давно ушла в прошлое. Позиция ответственных лиц в этом вопросе на 2012 год была примерно такой, что, раз все это уже существует, пусть оно хоть что-то зарабатывает, а не висит вечным балластом на бюджете. Театр (музей и т. д.) в этой концепции — прежде всего предприятие, экономическая единица, и если билетов туда не достать за месяц — это лучше, чем если в него свозят солдат, чтоб хоть как-то заполнить зал.

Чтобы зарабатывать, культурное предприятие должно научиться разговаривать с людьми, которые, возможно, в театр и музей ходить не привыкли. Нужно стать для них интересным — через дизайн и коммуникации, громкие события, да хоть бы и кафе с тыквенным супом. Культурная институция перестает быть только местом сохранения наследия и трансляции культурного опыта — и становится, хотя бы отчасти, фабрикой новых впечатлений. В этом смысле театр — это отчасти медиа, отчасти общественное пространство вроде обновленного городского парка.

Институция, наделенная такими свойствами, производит «современность» — трудноуловимое качество городской среды, которое прекрасно считывает самая динамичная и (как было принято говорить в 2012-м) «креативная» аудитория. Условный «Гоголь-центр» нужен стране и городу в том числе для того, чтобы в нем было интересно условному айтишнику: тогда завтра он придумает новый сервис, от которого всем станет легче жить, заработает миллион и заплатит с него налоги.

Серебренников и проект «Гоголь-центр»

Август 2012

Один из лидеров нового театрального поколения приводит в захиревший репертуарный театр свой курс из Школы-студии МХАТ — уже сыгравшийся в проекте «Платформа» на «Винзаводе». «Гоголь-центр» — это пластика, музыка, поэзия, заново переосмысленная классика и молодая харизматичная труппа. В последующее десятилетие Кирилл Серебренников — любимец московской публики, лицо российского искусства за рубежом и фигурант «театрального дела». Иногда эти три ипостаси перекрещиваются совсем уж причудливо: премьера фильма «Лето» на Каннском фестивале и балета «Нуреев» в Большом театре проходит, пока их автор сидит под домашним арестом — что не мешает столичной элите, даже из самых близких к Кремлю кругов, заполнять ложи и делать селфи в фойе. В любом случае в театре все 10 лет постоянный аншлаг.

Борис Юхананов и Электротеатр

Июль 2013

Самое немыслимое кадровое назначение: худруком театра имени Станиславского становится Борис Юхананов — мэтр кино- и театрального авангарда, харизматик, эзотерик и идеолог «новопроцессуального театра». При Юхананове театр меняет название, обзаводится кафе и книжным магазином, но главное — превращается в постоянно действующую лабораторию, где создается самый передовой современный театр. Электротеатр — единственный драматический театр, который делает ставку на современную оперу (по заказу театра создан, в частности, уникальный оперный сериал «Сверлийцы»), и один из немногих, куда приезжают ставить европейские театральные звезды, но главное — здесь возникает среда какого-то экспериментального священнодействия, завораживающая всех, кто оказался в этом поле.

То, что в Пермскую оперу при Курентзисе приезжают ставить Кастеллуччи или Роберт Уилсон, не просто расширяет кругозор горожан — вслед за европейскими театральными звездами в город потянется турист, а там, глядишь, и инвестор. Город, создающий подобную современную среду, может быть, не решает «задач, стоящих перед страной», но оказывается способен конкурировать с другими мировыми мегаполисами — за людей, ресурсы и идеи; именно поэтому в создание «очагов современности» легко вовлекаются частные деньги. То, что в Лондоне есть Tate Modern, а в Москве — «Гараж» или «ГЭС-2»,— это и вопрос городского престижа, и инструмент создания частной репутации. В начале 2010-х актуально представление о некоторых общемировых стандартах, до которых хотелось бы дотянуть российские города: «Нам бы хотелось,— говорит Сергей Собянин на встрече с московскими рестораторами в марте 2014-го,— чтобы Москва походила на большой европейский город, а не на азиатский закуток».

«Гараж» в парке Горького

Июнь 2015

Крупнейший на тот момент проект в области современного искусства, созданный при участии Романа Абрамовича и Дарьи Жуковой, «Гараж», открывшийся в Бахметьевском гараже на улице Образцова, переехал оттуда во временный павильон в парке Горького и наконец занял постоянное место — в бывшем ресторане «Времена года», реконструированном по проекту Рема Колхаса. «Гараж» устраивает масштабные выставки современных западных звезд и поддерживает проекты молодых российских художников, но дело не только в искусстве, которое здесь выставляется. Библиотека, архив, эндаумент-фонд, образовательные и издательские программы, акцент на экологичности и инклюзии: «Гараж» — образец того, как может работать культурная институция в России XXI века. Предполагается, что в итоге главным зданием «Гаража» станет находящийся по соседству павильон «Шестигранник» архитектора Жолтовского, проект реконструкции делает японское бюро SANAA. На сегодня по крайней мере выставочная программа институции в значительной степени свернута.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смирная провокационность Смирная провокационность

Волосы в Musee des Arts Decoratifs

Weekend
10 лет в ВТО: что дало России членство в организации 10 лет в ВТО: что дало России членство в организации

Вступление России в ВТО более 10 лет назад не привело к значительным изменениям

Forbes
Ленинский враг с нелестной репутацией Ленинский враг с нелестной репутацией

Мало кто так хорошо понимал ленинскую доктрину и практику, как Алексинский

Дилетант
Откуда вырос арифметический корень? Откуда вырос арифметический корень?

Попробуем разобраться в запутанной истории появления на свет знака радикала

Наука и жизнь
Есть мнение Есть мнение

Обсуждаем причинно-следственные связи наших отношений с едой

Psychologies
Совсем не игрушки Совсем не игрушки

Сколько могут стоить машины, которые были у дедушки, когда он был внуком

Автопилот
5 загадочных массовых заболеваний, которым не нашли объяснения до сих пор 5 загадочных массовых заболеваний, которым не нашли объяснения до сих пор

Семь случаев эпидемий, вызванных массовой истерией

TechInsider
Все время спешим и ничего не успеваем: виноват ли в этом цифровой прогресс? Все время спешим и ничего не успеваем: виноват ли в этом цифровой прогресс?

Отрывок из книги «Времени в обрез: ускорение жизни при цифровом капитализме»

Psychologies
Не только разогревать еду: как еще можно использовать микроволновку в быту Не только разогревать еду: как еще можно использовать микроволновку в быту

Ваша микроволновая печь способна на большее!

TechInsider
«Нет неудач. Есть опыт на пути к успеху» «Нет неудач. Есть опыт на пути к успеху»

Всё, что вы хотели узнать про способы достижения целей, — в интервью ОK!

OK!
Спасти отношения с любимым человеком: 10 шагов Спасти отношения с любимым человеком: 10 шагов

Стоит ли сохранять отношения, когда они трещат по швам?

Psychologies
Просьба о помощи — это слабость: что такое контрзависимость и как от нее избавиться Просьба о помощи — это слабость: что такое контрзависимость и как от нее избавиться

В чем причина контрзависимого поведения и как вести себя в отношениях

Forbes
Куркумин и антибиотики в кухонном шкафу: что нужно есть, чтобы повышать иммунитет Куркумин и антибиотики в кухонном шкафу: что нужно есть, чтобы повышать иммунитет

Отрывок из книги «Что мы знаем (и не знаем) о еде»

Forbes
Внимание, черный ящик. Как и зачем исследовать логику нейросетей Внимание, черный ящик. Как и зачем исследовать логику нейросетей

Как и зачем исследовать логику нейросетей

N+1
8 способов обмануть аппетит (например во время интервального голодания) 8 способов обмануть аппетит (например во время интервального голодания)

Можно ли убедить организм, что он не голоден?

Inc.
Ученые на линии огня Ученые на линии огня

Пожары в России в 2022 году не бьют страновые рекорды, но бьют региональные

Эксперт
Не виноватая я: 3 главные вещи, которые запрещали женщинам в СССР Не виноватая я: 3 главные вещи, которые запрещали женщинам в СССР

Три главных запрета, которые действительно портили жизнь гражданкам СССР

Правила жизни
Смех делает нас умнее: 5 причин улыбнуться прямо сейчас Смех делает нас умнее: 5 причин улыбнуться прямо сейчас

Как смех облегчает нашу жизнь?

Psychologies
Калорийность рациона: зачем нужны белки и жиры Калорийность рациона: зачем нужны белки и жиры

Чем определяется калорийность рациона?

РБК
3 главные загадки Древнего Египта, которые ученые до сих пор не могут раскрыть 3 главные загадки Древнего Египта, которые ученые до сих пор не могут раскрыть

Мы до сих пор очень мало знаем о загадочных египетских пирамидах

TechInsider
Разработано первое приложение для обмена сообщениями под водой Разработано первое приложение для обмена сообщениями под водой

Ученые разработали приложение для смартфона для передачи сообщений под водой

TechInsider
Тело Дженнифер: что Лопес делает с собой, чтобы в 53 выглядеть на 30 — уроки антистарения Тело Дженнифер: что Лопес делает с собой, чтобы в 53 выглядеть на 30 — уроки антистарения

Джей Ло годами (да что там годами — десятилетиями) живет в турбо-режиме

VOICE
Что разрушает наши отношения: 3 причины Что разрушает наши отношения: 3 причины

«Черная триада» — три причины, по которым разрушаются отношения

Psychologies
«Я стесняюсь говорить о своих желаниях»: как преодолеть робость и получать от окружающих то, что нам нужно «Я стесняюсь говорить о своих желаниях»: как преодолеть робость и получать от окружающих то, что нам нужно

Как справиться с нерешительностью?

Psychologies
«Секс с живыми мне не нравился»: история каширского маньяка Андрея Ежова «Секс с живыми мне не нравился»: история каширского маньяка Андрея Ежова

Задержали каширского маньяка недавно — 2020 году

VOICE
Локальный бизнес и огород во дворе: как сообщества соседей помогают городу Локальный бизнес и огород во дворе: как сообщества соседей помогают городу

Почему соседи по дому и району все чаще объединяются?

Forbes
Почему всем нравится совершенно разная еда: оказалось, проблема в генетике Почему всем нравится совершенно разная еда: оказалось, проблема в генетике

Почему одним людям нравятся брокколи и улитки, а другим нет?

TechInsider
Генотерапия вернула слух мышам Генотерапия вернула слух мышам

Ученые разработали препарат, который вернул мышам слух

N+1
10 современных фильмов о выживании 10 современных фильмов о выживании

Фильмы о том, как выжить в снегах, в самолетах и в лапах диких животных

Maxim
О чем разговаривать с пожилыми людьми? О чем разговаривать с пожилыми людьми?

Как избежать взаимного раздражения во время разговора с пожилыми родителями?

Psychologies
Открыть в приложении