Всех на волю: как в СССР хотели упразднить брак и что из этого вышло
Сразу после появления СССР государство охватила лихорадка, получившая впоследствии название советской сексуальной революции. Связана она была с желанием властей избавиться от брака как от устаревшего института, мешающего прогрессу и эмансипации женщин. К чему же привело это стремление?
Большевики, захватив власть, с энтузиазмом принялись перекраивать общество. Это касалось всего — от питания и до занятий спортом. И, конечно же, семья не могла избежать этой участи.
«На волю, всех на волю!»
Семейное право, доставшееся Советам от Российской империи, действительно нуждалось в корректировке. Например, разойтись с супругом в дореволюционной России было непросто: в 1880 году в стране было зарегистрировано лишь 920 разводов, в 1890 — 942. Однако большевики подошли к делу с размахом: вместо того, чтобы облегчить женщинам жизнь, они решили изменить ее кардинально. Сам Ленин говорил, что «в области брака близится революция, созвучная пролетарской», — и она не заставила себя ждать.
Первым устранили главного «конкурента», который до этого заведовал семейными делами, — церковь. Всего через два месяца после Октябрьской революции появился декрет, объявляющий законными лишь гражданские браки. Церковное венчание объявили «декоративной» церемонией: никто его не запрещал, однако оно стало для молодоженов добровольным выбором, не влекущим за собой никаких правовых последствий.
Для заключения союза больше не требовалось ни согласия родителей, ни разрешения начальства. Отменили и «социальные цензы» — перестала иметь значение принадлежность к какому-либо сословию, национальности или религии. Впрочем, кое-какие ограничения всё же сохранились, например запрет на отношения между родственниками по прямой линии, с лицами, уже состоящими в браке, и с умалишенными. Установили и возрастную планку: выйти замуж могла лишь 16-летняя девушка, жениться — 18-летний мужчина.
Еще один указ — «О расторжении брака» — появился в самом начале 1918 года. Он был воистину революционным: теперь можно было разойтись не только по обоюдному согласию супругов, но даже по заявлению одного из них. Вместо Священного Синода бракоразводные дела теперь рассматривали местные гражданские суды, тратя на это полчаса. Помните, как Остап Бендер женился на гражданке Грицацуевой, чтобы украсть стул? Он отлично знал, что избавиться супружеских уз не составит труда. Так и произошло: в Черноморске его догнало письмо из загса с извещением о том, что жена с ним развелась.
Граждане с удовольствием пользовались полученными возможностями. Судьи из разных регионов сообщали об огромном количестве исков о расторжении брака, поданных «без всякой основательной причины, а просто по одному только чисто животному увлечению». «Мужчины при такой свободе имеют возможность обольстить и сделать несчастными какое угодно количество девушек, поочередно прибегая к разводам неопределенное число раз», — жаловались чиновники юстиции Смоленского губисполкома.
В 1920 году, опередив всю Европу, большевики легализовали аборты. Это имело колоссальное значение — впервые в истории России женщины получили возможность самостоятельно принимать решение о материнстве. В те годы это было жизненно необходимо: бесплатное и максимально безвредное прерывание беременности в больнице было спасением для жительниц страны, где еще шла война. Нищета, гибель мужей, ужасные условия быта — появление ребенка в таких условиях для большинства девушек стало бы бедой, а не радостью.
Аборты и упрощенная процедура разводов стала для женщин настоящим подарком. Однако то, что началось потом, назвать благом сложно: попытки создать «новую» пролетарскую мораль привели не «к революции в области брака», а к волне изнасилований, прокатившейся по стране.