Все смешалось в доме. Почему в парках строят музеи, а в опере гоняют скейтбордисты
Музей в парке, спортивная площадка на крыше библиотеки, скейтбордисты в опере — все это не случайно. Мир сегодня стремится к универсальности. И главный тренд мировой архитектуры — mixed-use — создание пространств, которые объединяют в себе самые разные виды досуга: люксовые и демократичные, спортивные и интеллектуальные.
Смешанное, или многоцелевое, использование (как говорят сегодня, mixed-use) в городской инфраструктуре существовало всегда. В XIX веке еще до появления городского транспорта, когда люди пешком могли свободно передвигаться в среднем в пределах 400 м, в этом радиусе должно было находиться все: и церковь, и книжная лавка, и рынок, и даже маленький свечной заводик. С развитием индустриализации и началом массовой застройки подход изменился. В 20-е годы XX века французский архитектор Ле Кoрбюзье выдвинул концепцию разделения городских функций из соображений безопасности. Так появились спальные, промышленные и зеленые районы. После войны сам же Ле Корбюзье принципы изменил, построив знаменитый «Марсельский блок» — многоквартирный жилой дом, внутри которого заложил библиотеку, почту, продуктовый магазин и даже кафетерий. Проект снова утверждал многофункциональность, но распространения она тогда не получила. Городская инфраструктура уже была создана, и менять ее было дорого и сложно. К теме многоцелевого использования в Европе вернулись в 1970-е годы, когда произошло неизбежное: свободной земли в городах стало меньше, а интересов — а значит, и потребностей — у жителей стало больше.
Как отдельный виток тренда появились инфраструктурные объекты mixed-use — здания и общественные пространства, которые сочетали в себе несколько функций, причем иногда очень неожиданных. Норвежская опера, по крыше которой можно катать на скейте; крытый рынок, он же жилой дом и парковка в Роттердаме или из последнего: мусороперерабатывающий завод в Копенгагене с горнолыжным склоном.
В Россию mixed-use вернулся на 40 лет позже, в середине 2000-х. Сегодня многофункциональность в российских городах пока носит точечный характер: принцип смешанного использования проявляется не в проектировании жилых районов и не в конкретных зданиях, а в планировании общественных пространств. Московские Парк Горького, «Зарядье» и один из редких коммерческих проектов такого типа «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге — пока то немногое, чем мы можем похвастать. Объекты mixed-use требуют больших вложений, которые долго окупаются, а такая модель российскому инвестору в постоянно меняющихся условиях невыгодна. Мы собрали самые яркие объекты категории mixed-use в России и мире и выяснили, как дорого они обошлись инвесторам и как скоро могут окупиться.
Паркинг Konditaget
Где находится: Копенгаген, Дания
Площадь паркинга: 4800 кв. м
Площадь детской площадки: 2400 кв. м
Когда открыт: 2016 год
Во сколько обошелся: €1 526 802
За чей счет построен: правительство Копенгагена
Автомобильный паркинг в индустриальном районе Копенгагена, превратившийся в модное общественное пространство, возвели на берегу пролива Эрессун в той части города, где раньше был порт. Сегодня здесь строят новый жилой район, и власти Копенгагена решили, что без парковки не обойтись. При этом стоянка должна была не только вписаться в общий ландшафт, но и стать привлекательной локацией для прогулок.
Реализовали идею молодые проектировщики из бюро JAJA Architects. Они предложили создать парковку на 485 машино-мест, но вместо того чтобы упрятать ее под землю, вывели на всеобщее обозрение. Получилось четырехэтажное сооружение из бетона с лифтом для автомобилистов внутри. А вот фасад парковки постарались максимально адаптировать к окружающей городской среде.
Самое интересное оказалось на крыше: огромная детская площадка с видом на гавань. На высоте 24 м разбили клумбы, установили турники, скамейки, качели и даже сделали батут. А в центре площадки соорудили спиралевидную конструкцию, забравшись на которую с высоты четырехэтажного дома можно полюбоваться на пролив. По словам архитекторов, непрерывный красный поручень, сопровождающий посетителей от первой ступени до крыши и обратно, имеет и символическое значение. Это красная нить, соединяющая посетителей одновременно и с небом, и с городской историей.
Глеб Витков, урбанист, руководитель проектов Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ:
«Многие такие объекты строятся не столько из-за желания все смешать, сколько из-за необходимости. Копенгаген — один из самых привлекательных городов мира. Высокая стоимость недвижимости, затратная реконструкция порта. Поэтому решения, которые предлагаются, опираются на принцип максимально эффективного использования свободной площади. Неслучайно в задании архитектурного конкурса город прописал, что это должна быть не просто парковка, а притягательный общественный объект, который будет интересен жителям нового района. Есть понимание, как формируется сообщество — для этого нужно создать концентрированную среду с большим разнообразием функций».
Еще в центре Копенгагена в 2017 году открыли мусороперерабатывающий завод «Копенхилл» с горнолыжным склоном на крыше. Он перерабатывает отходы 550 000 жителей и одновременно служит для них развлекательным центром. В «Копенхилле» есть ресторан, лыжная школа и стена для скалолазания высотой 88 м. Подъемник для горнолыжного склона работает на «зеленой энергии» от сжигания отходов.
ЦПКиО им. Горького
Где находится: Москва, Россия
Площадь: 219,7 га
Когда открыт: 1928 год
Реставрация: 2011 год
Во сколько обошлось первоначальное благоустройство: 1 000 000 000 рублей в 2011 году
За чей счет построен: бюджет Москвы
Многофункциональность в Парке Горького была всегда — сочетание «культуры и отдыха» утверждалось в названии с самого начала. Уже в 1930-е годы здесь проводили состязания по баскетболу и волейболу, устраивали викторины и выставки, для посетителей работали рестораны, читальня и даже ясли, где можно было на несколько часов оставить ребенка до четырех лет. До войны в Парке Горького был один из самых популярных звуковых кинотеатров Москвы (в 1942 году его разрушила бомба), работали парашютная вышка и «Зеленый театр». В 1950-е здесь появились народная обсерватория и колесо обозрения, в 1970-е — светомузыкальный фонтан. Но в 1990-е концепция поменялась: парк культуры превратился в парк аттракционов.