В чернилах на китайских гадальных костях бронзового века нашли сажу и киноварь
Ученые определили состав пигментов, которые использовались для нанесения иероглифических надписей на древнекитайские гадальные кости эпохи государства Шан. Анализ красок методом микро-рамановской спектроскопии показал, что они изготовлялись из киновари, гематита и сажи. Исследователи предположили, что красный и черный пигменты могли играть в записях о гадании определенную религиозно-символическую роль, сообщает статья в издании Journal of Archaeological Science: Reports.
Государство Шан (Шан-Инь) существовало в северной части Великой Китайской равнины приблизительно с 1560 или 1554 по 1046 год до нашей эры (эти даты основаны на данных летописи «Бамбуковые анналы» и на исследованиях хронологического проекта Ся-Шан-Чжоу). Шанцы достигли высокого мастерства в изготовлении керамики, резьбе по камню и кости, а также в бронзовом литье. Самое распространенное изделие древнекитайской бронзовой металлургии — ритуальные сосуды — обнаружены уже в памятниках археологической культуры Эрлиган (середина II тысячелетия до нашей эры), например, в остатках городского поселения на территории современного города Чжэнчжоу. Ряд исследователей полагают, что здесь находилась самая ранняя столица государства Шан, однако из-за отсутствия письменных источников эта гипотеза остается неподтвержденной.
Древнейшие письменные памятники, надежно документирующие историю Шан, относятся к XIII веку до нашей эры. Они были обнаружены в городском округе Аньян (провинция Хэнань), где располагалась последняя столица Шанского государства — Иньсюй. Это иероглифические надписи на керамических и бронзовых сосудах и нефритовых фигурках, но главным образом на так называемых гадальных костях — фрагментах бычьих лопаток или пластронах (плоских брюшных щитах черепашьего панциря). Они были элементами распространенной в Восточной Азии практики предсказаний по толкованию рисунка трещин, которые образуются при прокаливании кости (остеомантия или скапулимантия) либо при точечном нагревании высверленных в пластроне углублений (пластромантия).
Гадальные кости в большом количестве издавна находили в районе Аньяна местные жители. Истолченные в порошок «кости дракона» считались целебным средством. Впервые на покрывающие их надписи в 1899 году обратил внимание Ван Ижун (Wang Yìrong) ученый, политический деятель и коллекционер, директор Китайской Императорской академии. Установив, что иероглифы на костях и на бронзовых сосудах идентичны, он пришел к выводу, что гадальные кости представляют собой ценный эпиграфический источник. После этого они сделались объектом повышенного спроса со стороны частных коллекционеров. Лишь после публикации в 1917 году первого научного исследования, проведенного канадским миссионером и историком Джеймсом Мензисом (James Menzies), надписи