Ушедшие в вечность: броненосцы типа «Бородино»
До 1905 года в русском флоте не было и, хочется верить, что никогда больше не будет кораблей с такими судьбами, как у пяти броненосцев типа «Бородино»
История кораблей этого типа началась с предложения французской фирмы Forges et Chantiers Морскому министерству Российской империи в 1898 году: директор фирмы А. Лагань предложил проект броненосца, который вызвал определенный интерес у русских адмиралов. Великий князь Алексей Александрович приказал, не мешкая, заказать постройку этого броненосца во Франции, но с условием передачи Лаганем российской стороне всех чертежей корабля для дальнейшего развития этого проекта в России.
Таким образом на верфи Forges et Chantiers был построен эскадренный броненосец «Цесаревич», а по переданным в Россию и доработанным чертежам проекта Лаганя было решено строить еще пять кораблей. Это была самая крупная серия броненосных кораблей, что когда-либо были построены в России.
Первым «отечественным» кораблем стал «Бородино», зачисленный в списки флота 20 марта 1899 года и вошедший в строй ровно через пять лет. Все пять кораблей создавались в рамках программы усиления Тихоокеанской эскадры к началу ожидавшейся войны с Японией. Однако встретить начало войны в Порт-Артуре успел только французский «Цесаревич», вступивший в ряды флотилии в 1903 году. А вот броненосцы типа «Бородино» к началу войны оказались не готовы, что не помешало им впоследствии вписать в её историю, фактически, финальную главу. «Не успел» на войну только один последний броненосец серии «Слава», что в контексте цусимской катастрофы можно считать благом.
Проект «Цесаревич» ещё задолго до постройки броненосца многие специалисты подвергали критике, но с мнением Великого князя, понятное дело, спорить никто не решился. Когда по проекту Лаганя решили строить пять броненосцев на русских заводах, то тут все кому не лень кинулись его улучшать по мере сил, возможностей и, как это нередко бывает, некомпетентности. В результате всех внесенных изменений броненосцы типа «Бородино» получили большее водоизмещение, чем у «Цесаревича», но имели более тонкий броневой пояс и меньшую скорость. Кроме того, их строительная перегрузка достигла почти 13%, из-за чего пояс почти полностью уходил под воду. Например, у броненосца «Орел» после постройки осадка составила 8,82 метра, против проектных 7,96 м. Это также отрицательно сказалось на остойчивости кораблей, что в Цусимском сражении привело к самым печальным последствиям.