«Учеба «в бою» гораздо эффективнее любой теории»
Технологические стартапы — это не только бизнес-тренд, но и создание интеллектуальной собственности нового типа. Инновационный центр Ай-Теко реализовал более 300 проектов по разработке цифровых решений для финансового сектора, телекоммуникационных компаний, розничной торговли. С 2018 года Центр развивает направление поддержки инноваций и стартапов.
10 марта 2020 года стартовал первый этап отбора программы поддержки стартапов в сфере промышленности, которую центр реализует вместе с фондом «Сколково». Директор по развитию бизнеса ИЦ Ай-Теко Жамиля Каменева рассказывает, как эта инициатива поможет разработчикам инновационных решений и крупным предприятиям найти друг друга и выстроить эффективное сотрудничество.
Акселератор — уже довольно распространенный механизм поддержки и развития инновационного бизнеса. Чем вы выделяетесь в этой сфере?
Классические акселераторы работают непосредственно со стартапами, прокачивая команду, бизнес-модель и само решение — его целевую аудиторию, продвижение и многое другое. Завершение такой акселерационной программы — это отчетный демодень, на котором компании-участники представляют свой продукт потенциальным клиентам. При таком подходе заказчики в программе практически не задействованы, они появляются в самом конце проекта, что, с нашей точки зрения, не совсем правильно. Эксперты могут давать рекомендации, помогать выстраивать позиционирование и описание решений, но финальный выбор, что и в каком виде будет востребовано, делает рынок.
Что можно сделать, чтобы изменить эту ситуацию? Нужно привлечь заказчиков к работе в программе как можно раньше, в этом случае команда экспертов работает, с одной стороны, с корпорациями, помогая им определить основные проблемные зоны и точки роста, с другой — учит стартапы говорить на бизнес-языке, понятном корпорациям, и взаимодействовать с последними, предлагая решения с доказанной экономической эффективностью. Тогда организаторы программы и команда экспертов выступают посредниками во взаимодействии технологических стартапов и корпораций. Этот формат был опробован нами в прошлом году в программе отбора и поддержки стартапов для финансового сектора, и результат нас поразил. Количество отобранных решений и пилотных проектов оказалось на порядок больше, чем в стандартном акселераторе. В рамках программы 2020 года мы также идем от проблематики заказчиков, у нас уже прошла первая серия встреч с промышленными компаниями, в ходе которых мы выявляли их потребности — именно они легли в основу критериев отбора стартапов, с которыми мы будем работать.
Судя по описанию вашей программы, ИЦ Ай-Теко вообще отказался от термина «акселератор»…
Да. Акселератор подразумевает ускоренное развитие стартапов. Классических программ акселерации существует на рынке достаточно много. Есть команды, которые участвуют в пяти, десяти, пятнадцати акселераторах. На наш взгляд, полноценное обучение достаточно пройти один раз, дальше эффективность каждой новой программы будет снижаться. Если отбираются проекты с работающим продуктом и опытом проведения успешных пилотных проектов, то блок обучения можно максимально сократить, а участие в нем оставить на усмотрение самих команд. Что должно быть обязательным — это помощь в подготовке хорошей B2B-презентации и постановке выступления, после чего стартапы начинают работать непосредственно с заказчиками. Такая учеба «в бою» гораздо эффективнее, чем любая теория.