Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене»

ПУСККультура

У вас такие странные взрослые — с ними даже можно разговаривать

Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене».

Наташа Вираховская

Меня зовут Наталья Вираховская. Больше 25 лет я работаю в сфере образования и психологии, больше 15 лет занимаюсь актерской деятельностью. И вот уже 5 лет я куратор и руководитель клубных программ образовательного центра «Большая Перемена».

Куратор - это человек, который поддерживает студентов в решении их задач в образовании и развитии. Куратору очень важно искать способы работы, которые помогли бы установить доверительный контакт с ребятами, прорабатывать конфликтные ситуации, решать проблемы, помогать им идти вперед к своей цели получить образование, стать самостоятельными. В решении этих задач мне помогал многолетний опыт плейбэк-практика. Плейбэк-театр (название происходит от сокращения фразы «We are playing your stories back to you» - «Мы играем ваши истории, возвращая их вам») - это место, где можно говорить, слушать, быть ближе и откровеннее. Это неклассический импровизационный театр. Здесь нет репертуара, режиссерского видения - это перфоманс, важную роль в котором играют зрители. Задача каждого перфоманса – отразить то, что происходит в жизни людей прямо сейчас. Мысли, ситуации, эмоции, истории, с которыми зрители пришли на спектакль, тут же проигрываются на сцене, давая человеку возможность увидеть свою жизнь, посмотреть на себя со стороны, выйти за пределы субъективного восприятия, отделив себя от события или эмоции.

Вся наша жизнь соткана из мгновений. Эти маленькие короткие состояния очень важны, но, сливаясь с ними, мы не всегда понимаем их смысл. Проигрывая самые простые сюжеты, мы возвращаем их людям и помогаем увидеть их ценность. Обиды, страхи, невероятное счастье и просто чашка кофе по утрам – все это может обрести новый смысл через актерскую игру и искреннее желание понять важность каждого момента.

В плейбэке имеет значение открытость и глубокое понимание того, что вы имеете дело с чувствами, мировоззрением и душой другого человека. И это роднит его с деятельностью куратора и педагога. Вместе с коллегами мы обсуждали вопрос, решению каких проблем, задач в педагогической деятельности может способствовать плейбэк-театр, и отважились попробовать освоить метод плейбэк-театра в нашем коллективе. Мы регулярно собирались, играли, каждый раз обсуждая, делая выводы. Так в «Большой Перемене» появился свой плейбэк. На наших встречах мы разбираем трудные ситуации из нашей педагогической практики, разыгрываем кейсы, конфликтные ситуации, готовимся и играем перформансы, темы которых - отклик на интересы ребят: “Легко ли жить самостоятельно”, “Он и Она”, “Мои преодоления и победы”.

А через год, когда педагоги освоили этот инструмент и убедились в его эффективности, начала работу и студенческая плейбэк-студия, где педагоги и ребята совместно изучают этот метод познания себя и окружающего мира.

Мы рассказываем друг другу истории: от самых простых ситуаций, например, как прошло наше утро, до глубоких и сложных тем - успехов и поражений, страхов и радостей. А потом отыгрываем их для рассказчика словами, движением, жестами, мимикой и с чувствами, которые он передал нам в своем рассказе. Играя и меняясь ролями актера и рассказчика, нам проще быть честными друг с другом, проще открыться и подружиться, развить в себе привычку говорить. Для ребят это возможность исследовать и учиться понимать свое тело, его границы и потенциал. Обсуждение игры в конце репетиции помогает показать культуру и ценность освоения навыков обратной связи и рефлексии своего труда, как условий для обучения и образования. Каждая встреча нашей студии – это всегда трансформация. Новый взгляд, победа, снятие напряжения. Даже если человек просто отдохнул и посмеялся от души , это уже здорово. В реальной жизни мы стали чаще задвигать живое общение в дальний ящик: телевизор, подкасты, социальные сети – все это проще, но реальное общение дает нам совершенно иное качество жизни. Слыша и видя друг друга, стараясь встать на место человека, мы лучше понимаем себя, других и этот мир.

Плейбэк-театр для «Большой Перемены» - это инструмент доверия. Все наши ребята очень разные. Кто-то открыт и готов показывать свои чувства, кто-то замкнут и имеет трудности в коммуникации, у кого-то нет навыка делиться проблемами и запрашивать помощь. Условия, в которых они выросли, чаще всего просто не предусматривали такой возможности. А тут мы простым естественным образом, через игру, учимся рефлексировать, делиться эмоциями, не бояться говорить о том, что у тебя внутри, что ты чувствуешь, что тревожит или радует.

Студенты и преподаватели выступают на равных позициях: могут быть и рассказчиками, и слушателями. Возможность побыть в позициях Говорящего и Слушающего – жизненно важный опыт: говорящий хочет быть понятым, слушающий старается понять. Они все время направлены на то, чтобы говорить для другого и стараться понять другого.

Плейбэк дает нам возможность лучше видеть ребят и корректировать совместную работу. И ребята знакомятся с педагогами с другой стороны. Многие наши студенты удивляются, когда слушая истории педагогов узнают, что кто-то из них тоже может ошибаться, быть в растерянности, просить помощи. После сыгранной истории на наших занятиях студенты говорят «ну, если даже у Тараса Тимофеевича так было, значит, это нормально», «чувствовала радость, что Татьяна Алексеевна смогла, и удивление, что даже у Татьяны Алексеевны сначала не получалось!».

Еще одна ценность плейбэка - видеть своих сверстников, людей с похожими трудностями, похожим детством, отношением к социуму. Здесь, рассказывая и отыгрывая свои истории, они могут делиться проблемами, радостями, победами. Это дает мощную поддержку как рассказчику, так и слушателям. Сами ребята говорят, что занятия в студии помогают “услышать реальные истории и понимать ситуацию”, “видеть возможные решения проблем”, “быть открытыми не бояться людей”, “уверенными в себе”, “чувствовать чувства другого человека, т.к. тебе не все равно”, “понимать, что между людьми есть какая-то связь”, “освобождаться от сложных чувств”. Знакомясь с ребятами, узнавая каждого из них, я каждый раз поражаюсь их упорству, тому, как, несмотря на все трудности, они продолжают идти вперед, учиться, развиваться, становиться теми, кем они хотят быть! Мы работаем друг для друга. И я развиваюсь вместе с ними. Они научили меня настойчивости, постоянному движению вперед и очень внимательному отношению к своим словам, быть проще, быть понятной. Мы все с вами слышали фразы «никогда не сдавайся», «никогда не теряй надежды», «доверяй людям», но, когда я смотрю на наших ребят, эти фразы приобретают для меня реальную ценность. Благодаря историям, рассказанным на плейбэк-студии, я вижу, как меняются ребята. Это вдохновляет и дает ресурс, я понимаю, что все наши усилия были не зря!

Онлайн-журнал ПУСК – это информационная площадка благотворительного фонда "Большая Перемена". Здесь вы можете узнать больше о работе фонда, его новостях и достижениях от первого лица.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Перемена на урок Перемена на урок

Как помочь людям с опытом сиротства получить образование

ПУСК
Разработчики камер показали, как водители прячут номера. Примеры и фото Разработчики камер показали, как водители прячут номера. Примеры и фото

Водители пробуют разные способы, чтобы обмануть камеры и избежать штрафов

РБК
«Я хочу построить наследие»: роман о рабыне, которая стала предпринимательницей «Я хочу построить наследие»: роман о рабыне, которая стала предпринимательницей

Отрывок из романа Ванессы Райли «Королева острова»

Forbes
Подобрать «Ключ»: как IT-бар превратился в сеть коворкингов и растет в пандемию Подобрать «Ключ»: как IT-бар превратился в сеть коворкингов и растет в пандемию

Почему сеть коворкингов «Ключ» не стала сворачивать развитие вопреки кризису

Forbes
30 способов перезапустить свое тело 30 способов перезапустить свое тело

Полное руководство по тому, как выжать максимум из человеческого организма

kiozk originals
«Темная» сторона общепита: как изменился рынок доставки еды за полтора года пандемии «Темная» сторона общепита: как изменился рынок доставки еды за полтора года пандемии

Как изменились правила игры на рынке общественного питания

Inc.
Уик-энд среди звезд Уик-энд среди звезд

Именно космический туризм может вдохнуть жизнь в пилотируемую космонавтику

Вокруг света
Залечили своих детей до смерти: самые ужасные случаи синдрома Мюнхгаузена Залечили своих детей до смерти: самые ужасные случаи синдрома Мюнхгаузена

Резонансные случаи делегированного синдрома Мюнхгаузена.

Cosmopolitan
12 честных причин никогда не встречаться с мужчиной, который намного старше тебя 12 честных причин никогда не встречаться с мужчиной, который намного старше тебя

Порой отношения с джентльменом в солидном возрасте — не очень хорошая история

VOICE
Анна Нетребко. Дива в шортах Анна Нетребко. Дива в шортах

Анна Нетребко — первое сопрано мира

СНОБ
Бизнесмен. Федор Овчинников Бизнесмен. Федор Овчинников

Федор Овчинников и его путь от микропиццерии в Сыктывкаре до сети «Додо Пицца»

GQ
У нас всё тихо У нас всё тихо

Как выбрать звукоизолирующую входную дверь

Идеи Вашего Дома
Ветераны возвращаются: каким оказалось правительство «Талибана»* Ветераны возвращаются: каким оказалось правительство «Талибана»*

Талибы договорились друг с другом и огласили компромиссный состав правительства

Эксперт
Глаз не оторвать: самые красивые дочери российских знаменитостей Глаз не оторвать: самые красивые дочери российских знаменитостей

Яркие кадры маленьких наследниц громких фамилий

Cosmopolitan
11 фраз нарциссичных матерей: что нам сообщали между строк 11 фраз нарциссичных матерей: что нам сообщали между строк

Лексика нарциссичных матерей

Psychologies
Не молчи об этом: 5 вещей, о которых нужно не стесняться говорить девушке в постели Не молчи об этом: 5 вещей, о которых нужно не стесняться говорить девушке в постели

Обсуждать эти моменты во время секса — вполне естественно и нормально

Playboy
Самцы живущих в суровом климате австралийских грызунов отрастили крупные семенники Самцы живущих в суровом климате австралийских грызунов отрастили крупные семенники

Как грызуны выигрывают конкуренцию во время короткого брачного сезона?

N+1
Знаки отличия Знаки отличия

Экологичная косметика: читаем этикетки

Cosmopolitan
Хлебное место Хлебное место

В Турции по-прежнему хлеб всему голова

Вокруг света
Для чего нужно обучение во взрослом возрасте Для чего нужно обучение во взрослом возрасте

Образование даёт человеку возможность достичь целей в любом возрасте

Популярная механика
Ветер перемен Ветер перемен

Современная история о морских путешествиях в интерьере московской квартиры

SALON-Interior
Мускульный бит Мускульный бит

Спорт и музыка всегда существуют в одной параллели

Playboy
MAXIM рецензирует самый обсуждаемый российский фильм года «Петровы в гриппе» MAXIM рецензирует самый обсуждаемый российский фильм года «Петровы в гриппе»

«Петровы в гриппе» — не фильм, а квинтэссенция всего, что ты любишь в нашем кино

Maxim
Леди не шевелится Леди не шевелится

Что мешает девушкам из аристократических семей превратиться в королев инстаграма

Tatler
Изолированность угасших ультрадиффузных галактик объяснили их выбросом из скоплений Изолированность угасших ультрадиффузных галактик объяснили их выбросом из скоплений

Астрономы проанализировали формирование ультрадиффузных галактик

N+1
Как сделать из города машину счастья Как сделать из города машину счастья

Проект «Оправдание утопии»: Томмазо Кампанелла и его La Citta del Sole

Weekend
Как Хелен Герли Браун подарила женщинам свободную любовь и одержимость диетами Как Хелен Герли Браун подарила женщинам свободную любовь и одержимость диетами

За что Герли Браун критикуют феминистки и за что стоит сказать ей «спасибо»

Forbes
Обман мнениями Обман мнениями

Сергей Евдокимов рассказал о том, почему фейк-ньюс часто оказываются правдой

Esquire
OMAD-диета: что надо знать об экстремальном варианте интервального голодания OMAD-диета: что надо знать об экстремальном варианте интервального голодания

Что такое OMAD-диета, на которой нужно есть всего один раз в день

Cosmopolitan
Сделала пластику и жалею: откровенные признания тех, кто решился на операцию Сделала пластику и жалею: откровенные признания тех, кто решился на операцию

Порой желаемая пластическая операция не приносит долгожданного результата

Cosmopolitan
Открыть в приложении