Тренинг двойной эффективности: почему стоит нанимать женщин после декрета
Становясь матерью, работающая женщина проходит настоящее испытание на выносливость. Уход за ребенком сам по себе сложная задача, но ее осложняют «штраф за материнство» на работе и идеология высококвалифицированного родительства. Карьерный стратег и HR-специалист Елена Резанова разбирает, в каком контексте современные мамы строят карьеру, и объясняет почему они, вопреки стереотипам, ценные сотрудники.
66% работающих женщин в мире совмещают карьеру и материнство, а значит, проходят через все связанные с этим стереотипы и сложности, а также непростые жизненные выборы. Например, такие, как классическая материнская дилемма — взять более продолжительный отпуск, чтобы позаботиться о ребенке, или быстро вернуться на работу, чтобы сохранить карьерные возможности. В современном обществе что бы женщина ни выбрала, она рискует столкнуться с непониманием окружающих и с чувством вины.
Двойное чувство вины
Вопреки всему, гендерные контрасты не только не исчезли, но стали даже более явными, считают исследователи Высшей Школы Экономики: традиционная модель, где один супруг зарабатывает деньги, а второй занимается домашним хозяйством, жива. В массовом сознании гендерные роли мужчин и женщин остались четко регламентированы, несмотря на десятилетия декларируемого равенства.
«Большинству женщин, которые заботятся о детях, приходится совмещать неоплачиваемую домашнюю работу с профессиональной занятостью. Но эта двойная нагрузка остается невидимой», — пишет социолог Анна Шадрина в книге «Дорогие дети: сокращение рождаемости и рост «цены» материнства в XXI веке».
Сегодня, при всем социальном и технологическом прогрессе, материнство становится еще большим испытанием на выносливость. Общество ожидает от женщины соответствия высоким стандартам в ее профессиональной роли (и это результат многих лет борьбы за равные шансы в карьере). Но в то же время у общества сохранились такие же высокие ожидания от традиционной женской роли хранительницы очага. В итоге на работающих мам транслируются сразу два высоких стандарта. «Профессиональные женщины оказываются в двойственном положении между конкурирующими моделями идеального работника и идеального родителя», — считает Кейтлин Коллинз, автор книги Making Motherhood Work: How Women Manage Careers and Caregiving («Как совместить материнство с работой: Управление карьерой и заботой о детях»).
Это приводит к хроническому чувству вины. Если ты на работе, ты чувствуешь вину из-за того, что ты не дома, а если ты дома, ты чувствуешь вину из-за того, что не работаешь. И в том, и в другом ты «не идеальна». Но это еще не вся картина.
Штраф за материнство
Штраф за материнство (motherhood penalty) — это термин, созданный социологами для описания явных и неявных систематических сложностей и препятствий, с которыми сталкиваются женщины на рабочем месте, когда они становятся матерями. Часто штрафы за материнство связывают с меньшим уровнем заработной платы, но в первую очередь речь о том, как воспринимается профессиональная компетентность матерей по сравнению с бездетными женщинами или мужчинами.
В исследованиях разных лет было обнаружено, что рекрутеры и работодатели из резюме соискателей с одинаковой квалификацией, возрастом, расой и полом чаще выбирают тех, у кого нет детей. Женщин с детьми выбирали реже, им предлагалась более низкая зарплата, чем бездетным женщинам той же квалификации.
Аналитики Глобального Экономического Форума считают, что «штраф за материнство» составляет 80% гендерного разрыва в оплате труда (по данным ООН, сейчас в мире он составляет 20%). Также данные показывают, что пробелы в резюме, связанные с уходом в декрет, воспринимаются работодателем хуже, чем другие перерывы в работе — например, связанные с сокращениями и увольнениями. Работодатели считают ушедших в продолжительный отпуск мам менее надежными и — что самое главное — менее преданными работе, говорится в материале Harward Business Review. Как будто однажды сделанный выбор в пользу семьи говорит о мотивации сотрудницы в целом, о ее возможности посвятить себя работе.