Стоки, съемки и продакшн: где теперь брать контент, если вы привыкли к фотобанкам
Работать с привычными фото- и видеостоками стало сложнее: на одних цена за единицу контента выросла пропорционально курсу, другие невозможно оплатить российскими картами, а третьи больше вообще не работают с пользователями из России.
Ксюша Жаворонок и Стася Маскаева (SETTERS) рассказывают, есть ли альтернатива привычным площадкам для контент-мейкеров, стоит ли компаниям перераспределить бюджеты на продакшн и почему он необязательно будет дорогим.
Depositphotos больше не функционирует в России, а Shutterstock теперь работает через официального представителя Fotodom: он гарантирует все выданные лицензии по материалам стока, даже если его отключат или ограничат в России. Контент по-прежнему можно покупать как по предоплате, так и поштучно с постоплатой.
Так или иначе, средняя подписка на Shutterstock в месяц стоит $250 — и для российского пользователя становится дороже из-за курса. С подписками рост цен, кажется, не такой критичный, но, если говорить про покупку лицензий, например, под ТВ, это будет стоить от $300 за одну фотографию — а это уже ощутимый кост для проекта.
Гид по работе в кризис: сохранить бизнес и не сойти с ума
Первый выход — освоить альтернативные фото- и видеостоки
Например, «Лори», Pressfoto, iStock или Getty Images — их можно оплачивать российскими картами. С переходом на новый сток траты на фото- и видеоконтент останутся примерно теми же, к которыми вы привыкли: фотографии в среднем могут стоить от 60 до 6 000 рублей в зависимости от лицензии, размера и тиража. Но может пострадать качество материала. Новые стоки были не так популярны, поэтому здесь и база меньше, и качество некоторых снимков может быть хуже привычного.
Кроме того, можно обратиться к фотографам, которые раньше продавали фотографии на стоках, но остались их правообладателями — их также можно выкупить или пользоваться по лицензии для работы. Еще один ход — обратиться к графическим или моушн-дизайнерам, которые регулярно работали со стоками и за это время собрали свою базы выкупленных фотографий. Пользоваться ими можно без проблем, но только для внутреннего пользования.
Некоторым стоит присмотреться к фотобанкам российских СМИ, например «Коммерсанта», ТАСС, АГН «Москва». В них преимущественно репортажные съемки и нет классических фотографий для коммерческого направления — такие изображения не подойдут для создания рекламных баннеров. Зато их, например, могут использовать компании, которые занимаются мероприятиями и городской инфраструктурой, информационные и образовательные медиа или блоги компаний, которым важно проиллюстрировать статью обложкой, подходящей по смыслу: пишем про релокацию — ставим фото девушки с ноутбуком в аэропорту.
Второй выход — обратиться к продакшн-подрядчикам
Стоковые изображения зачастую дешевле и быстрее в производстве, но не работают так, как уникальный продакшн, — кроме очевидной демонстрации товаров, он способен рассказывать историю бренда, вовлечь нужную аудиторию и удержать ее внимание, сформировать эмоциональную связь. Преимуществом данной опции будут самобытные фотографии и национальный колорит. Это стратегия вдолгую, инвестиция в коммуникацию с вашим зрителем.
Если контент продает ваш продукт — самое время идти в продакшн.
Где можно искать подрядчиков
Сарафанное радио. Личная рекомендация от продюсеров или других компаний, которые уже работали с этим фотографом, надежнее всего. Так вы будете знать о нюансах, которых не предскажешь по портфолио: не срывает ли подрядчик сроки, работает ли четко по брифу.