Арсений Бродач
CEO архитектурного и дизайн-бюро Delo Design проектирует общественные пространства в российских городах, строит классные дома, наладил производство (беспрецедентно!) и основал амбициозный петербургский бренд, известный во всем мире: образцово-показательная мебель из Петербурга — это не оксюморон, а кресло «Каеф» и стул «Тру».
Крутая мебель — это неотъемлемые декорации для любого дома. Поэтому интервью у Арсения мы попросили взять бывшего театрального критика Виктора Вилисова, а сейчас — независимого AR-художника и куратора.
Мне кажется, города в России не принадлежат горожанам, а улицы здесь — это транзитные серые зоны между домом и работой. Месяц назад я делал перфолекцию в пермском аэропорту Большое Савино про новые виды транспорта и в связи с этим прицельно начитался про общественные пространства в разных европейских городах. Учитывая твой интерес к крупной архитектуре и опыт с «Октавой» в Туле, что ты думаешь про общественные пространства в России и в Петербурге и вообще про отношения россиян с публичными местами?
Общественные пространства в России начали развиваться недавно, и опыта отношений с ними у россиян пока мало. Да, улицы долгое время были мрачным, опасным и не приспособленным для горожан местом. В неосвещенных парках концентрировались маргиналы. Все приличные люди сидели дома, и приучить их теперь чувствовать себя комфортно на улице не так просто. Но интерес к развитию городов есть. Урбанистика — это сейчас модно. Существует много молодых специалистов, которые занимаются исследованием и проектированием публичных мест (мы в том числе), а самое главное, есть запрос сверху — от администраций городов, даже маленьких. Муниципалитеты финансируют проекты набережных и площадей. Бизнесмены вкладываются в реконструкции зданий и целых кварталов или просто сдают их местным хипстерам, которые их оживляют своими проектами.
Есть ли улица или, может быть, район в Петербурге, который тебе прям хотелось бы перепридумать?
Петербург — отличный город. Его надо не перепридумывать, а научиться правильно им пользоваться. Было бы хорошо изменить подход многих девелоперов к застройке новых кварталов, а центр надо просто приводить в порядок.
Вот прямо по пунктам:
- Чем больше качественных общественных проектов займут первые этажи, тем привлекательнее станет город.
- Нужно сажать растения и уменьшать количество парковок.
- Городу нужен дизайн-код, который запретит «колхозные» вывески, баннеры и т. д. Они очень сильно захламляют среду и вместо информации несут хаос, но мы к этому привыкли и не замечаем.
- Отреставрировать и покрасить фасады зданий в хорошие цвета. А потом их надо иногда еще и мыть!
- Единый стиль крыш — чтобы были не ржавые и одинаковые. То, как выглядит город с самолета и в гугл-картах, — это тоже важная часть его имиджа.
- Качественное благоустройство, освещение и уличная мебель.
- Новые двери и одинаковые окна в стилистике фасадов.
- Удобный общественный транспорт и приоритет пешеходного движения.
- И конечно, грамотно организованные общественные пространства, о которых мы говорим: улицы, площади, набережные, скверы, дворы и все остальное.
Перепридумать нужно отношение администрации города к современному дизайну и архитектуре, которые они категорически не воспринимают. Петербург был задуман по подобию европейских городов. Сейчас самое время снова обратиться к опыту Стокгольма, Вены, Амстердама и многих других, в которых старая архитектура успешно сосуществует с новой.
А как ты со всем твоим бэкграундом в целом чувствуешь себя в Петербурге? Не хочу задавать тон ответа, но вот лично у меня ощущение, что я живу в разрушающемся городе.
Это действительно так. Вообще, мы ведь живем на руинах другой цивилизации, как современные итальянцы или греки среди античных руин. На рубеже XIX и XX веков Санкт-Петербург был крупнейшим и богатейшим современным мегаполисом — больше Лондона тех лет. Здесь цвела и развивалась культура, это был мощный промышленный и экономический центр. Сейчас город в упадке. Страшно, что 100 лет разрушался не только сам город, но и его смыслы. Стремление новой архитектуры неумело маскироваться под старую под эгидой сохранения «петербургских» традиций — это поверхностный и тупиковый путь развития города. Этот консерватизм касается не только архитектуры, но и культуры в целом, и чаще прикрывает конформизм и неосведомленность, чем охраняет некие ценности. Петербург — не Венеция, его нельзя законсервировать. Город будет продолжать разрушаться, пока не встанет на другой путь. Когда-то это был радикально современный для России город. Почему бы ему не стать таким снова?