Girl Talk
Будем честны. Нас всегда интриговал Музей моды. Тем, что был самым немодным музеем Москвы, а возможно, и мира. О крошечной институции в Гостином Дворе большинство журналистов (!) узнало после гневного письма бренда Chanel: «К выставке Chanel в Музее моды мы не имеем никакого отношения!» А потом, в сентябре 2017-го, директором музея стала мисс Вселенная 2002, ведущая «Спокойной ночи, малыши!», дизайнер, благотворительница и автор книги «Формула стиля» Оксана Федорова. Все стало еще более сюрреалистичным, как нам казалось. Казалось. Потому что мы наконец встретились с Оксаной Федоровой и без обиняков задали ей все волнующие вопросы. И увидели очень здравомыслящую — и деловую — красавицу. Итак, что же творится в Музее моды?
Прошел год с тех пор, как вы заняли пост директора Музея моды. Вы быстро согласились возглавить музей?
Когда поступило предложение возглавить Музей моды, я, к сожалению, вообще не знала о его существовании. Пришла сюда с представителями Департамента культуры, чтобы своими глазами увидеть то, с чем придется работать. Познакомилась с сотрудниками, оглядела выставочный зал. Какое-то время взяла «на подумать»: все-таки у меня дизайнстудия, где я гендиректор, благотворительный фонд... Я ждала разрешения – можно ли по закону совмещать все эти должности. Когда мне разрешили, мы провели пресс-конференцию, где присутствовали Александр Шумский (исполнительный президент Национальной палаты моды и президент Недели моды MBFW Russia. – Прим. SNC), Вячеслав Михайлович Зайцев, Александр Кибовский (глава Департамента культуры Москвы. – Прим. SNC). Объявили о моем назначении – и началась работа.
Не знаете, кто предложил вашу кандидатуру? Все же вы не самый очевидный вариант для музея, согласитесь.
Я не знаю точно. Но Департамент культуры активно сотрудничает с Национальной палатой моды, которую возглавляет Александр Шумский. Он же – глава MBFW Russia, Недели моды, в которой участвует мой бренд Ofera. Возможно, когда встал вопрос, что делать с Музеем моды, именно Александр Шумский меня порекомендовал.
На посту директора Музея моды вы сместили кандидата исторических наук Игоря Корнилова, человека с логичным бэкграундом для того, чтобы управлять музеем. Как вы считаете, какие качества для такой работы есть у вас?
У Игоря Корнилова закончился контракт. Решение департамента не продлевать его со мной никак не связано. Директор – это управленец. Это не работник выставочного цеха, не работник фонда, который систематизирует и изучает коллекцию, нет. Директор выстраивает организационную структуру учреждения и грамотно распределяет работу. Хорошо, когда у человека есть музейное образование, но одного этого недостаточно. Я кандидат юридических наук, что немаловажно на руководящей должности. Государственную работу я знаю по МВД – 11 лет в милиции. Опыт управления у меня есть. Я поняла, как функционирует музей, что ему необходимо, в чем его уникальность. Музей моды – по сути, единственная организация, которая может работать с современными дизайнерами. В данный момент идет разработка концепции развития: сегодня было первое установочное совещание, мозговой штурм.
Как вы видите будущее музея, чего ему не хватает? Заступая на пост, вы говорили о том, что собираетесь провести реформу.
Я вижу будущее музея как коммуникационной площадки, объединяющей людей, работающих в модной индустрии и изучающих моду. Экспонатов у нас не много – около 2200, наиболее полно представлены вторая половина XIX века и советский период (ценности – жилет XVIII века, отдельные дворянские и свадебные платья, но больше всего все же городского костюма XX века). А мы хотим показать моду с Петровского времени и дальше, чтобы зритель понимал, как она развивалась историческими периодами. То, чего у нас нет, планируем добрать диджитально – снять мини-фильм о развитии русского костюма. Конечно, нам нужны инвесторы, но без концепции их не будет. Все то время, пока я руковожу, мы приводили в порядок документооборот, финансовые дела, кадры, штатное расписание, должностные инструкции, тем более что в самое ответственное время от нас ушел главный бухгалтер, и все силы были брошены на то, чтобы закрыть дыры. Только сейчас появилось новое помещение – мы планируем расширяться. Также важно запустить собственную сувенирную продукцию. Уже обновили сайт. Без современных технологий – например, собственного YouTube-канала с вебинарами – развитие невозможно, и это мы тоже включаем в концепцию.