Северная легкость и южная сочность: гид по армянским винам
Армянское виноделие стремительно развивается последние 15 лет. «Сноб» рассказывает, с чем это связано, как отличается вкус вин на юге и севере страны и зачем местные виноделы используют технологию, которой несколько тысяч лет
Старше первого государства и младше СССР
Виноделие появилось на территории Армении раньше, чем люди придумали письменность и календарь. По данным археологов, ему больше 6000 лет. Биологи и ботаники полагают, что оно могло появиться еще раньше — согласно последним исследованиям, лоза была одомашнена в районе Кавказа около 11 000 лет назад. Однако в Советском Союзе характер виноделия на территории страны сильно изменился. Большинство винограда уходило уже не на классические тихие вина, как было раньше, а на производство игристых, портвейнов, хересов и коньяков, рассказывает преподаватель EVN Wine Academy Артак Габриелян. Игристые и крепленые выпускались в промышленных количествах, их качество сильно страдало — оно начало меняться в лучшую сторону, только когда Армения получила независимость.
Американский Forbes называет родоначальником армянского винного ренессанса Ваге Кеушгеряна. Он работал в винных хозяйствах Италии, а в 1997 году вернулся в Армению, купил землю и посадил виноградники. После его опытов с местными автохтонами в стране стали основывать свои винодельни другие репатрианты, получившие опыт в виноградных хозяйствах Франции, Аргентины и США. Они заново изучали местные сорта и искали для них подходящие терруары. Чтобы достичь хороших результатов, им понадобилось потратить несколько лет. Примерно с начала 2010-х годов в Армении появились вина мирового уровня, которые получают награды на международных конкурсах.
Терруары: альпийские луга и палящее солнце
В Армении делают около 140 вин, среди которых сложно проследить общую стилистику. И этим местные вина выгодно отличаются от терруарных европейских. Если, например, виноделы Бургундии обязаны соблюдать традиционные правила и техники, чтобы получить региональный «эталон», благодаря которому регион был прославлен, то в Армении никаких регламентов не существует — ее виноделы могут проводить с вином любые эксперименты, обновляя его стили и увеличивая разнообразие. Их никто не ограничивает. Поэтому часто они не цитируют удачные вина прошлых лет, а придумывают новые.
Разнообразию армянских вин способствуют сильные перепады высот, на которых расположены армянские виноградники. Если в северном регионе Тавуш виноград растет на высоте от 500 метров, то в юго-западном Вайоц-Дзоре находятся самые высокогорные виноградники в Северном полушарии, которые дают урожай на высоте 1900 метров. Это позволяет производить в Армении все типы вин, в отличие, например, от Германии, где невозможно получить мощные полнотелые вина с высоким градусом, или Андалусии, где крайне трудно достичь легкости, свойственной долине Рейна.
Разнообразный климат дает возможность собирать виноград как поздним летом, так и в ноябре. «Характер этих вин будет различаться, — отмечает преподаватель EVN Wine Academy Артак Габриелян. — Из собранного в августе винограда получаются легкие вина “на каждый день”. Из урожая, собранного в сентябре, — вина для эногастрономии. Из более позднего урожая делают полусладкие, сладкие и десертные вина».
Тавуш: легкость и кислотность
В большинстве регионов Армении около 300 солнечных дней в году, но это не относится к Тавушу, который расположен на границе с Грузией. В Тавуше невысокие, по армянским меркам, горы, много лесов, часто идут дожди и мягкое, почти европейское лето. Это единственный регион страны, который продувается ветрами с Черного моря. Его климат схож с природными условиями винодельческих регионов Германии, Австрии и долины Луары. Как и там, в Тавуше хорошо созревают белые сорта винограда, из которых получают вина с невысокой спиртуозностью и яркими ароматами горных трав и цветов. «У местных вин можно найти приятную кислотность, которую редко можно встретить в других терруарах Армении», — говорит основатель ереванского винного бутика Decant Артем Мкртчан.