«Серовин» и «Коров»: как дружили художники Валентин Серов и Константин Коровин
Художники Валентин Серов и Константин Коровин дружили больше четверти века. Практически неразлучных друзей меценат Савва Мамонтов называл то «Серовин», то «Коров». Сегодня мы вспоминаем их дружбу, которая оборвалась из-за смерти Серова в день рождения Коровина — 5 декабря.
Свела их, как нетрудно догадаться, любовь к изобразительному искусству. Коровин и Серов познакомились в 1884 году в доме Мамонтова в Абрамцеве. Коровину было 23, а Серову — 19, обратно пропорциональные друг другу парни: молчаливый Серов и темпераментный Коровин. Многочисленными различиями они компенсировали и уравновешивали друг друга. Но начнем с детства.
Будущие художники росли противоположными, как Москва и Питер. Петербуржец Серов к моменту знакомства с Коровиным уже объехал половину Европы, катался на ньюфаундленде Рихарда Вагнера и учился рисованию у Ильи Репина в Париже. Учитель так писал об ученике: «Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял иногда оставить ее».
Коровин родился в Москве, но после банкротства отца в отрочестве переехал в область, где много времени проводил на природе, ходил на охоту и рыбалку и мечтал стать моряком. Во время долгих прогулок он рисовал этюды на картоне, вскоре это увлечение так овладело им, что мальчик брался за кисть в любое свободное время.
Коровин вспоминал: «Приехал мой брат Сергей, который уже поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. И писал с натуры этюды. Мне казалось, что очень хорошо он пишет, но я не был согласен с цветом. В природе ярче и свежей, что я и говорил ему. Осенью он взял мои наброски и портрет этой женщины. Показав работы мои в Училище, написал письмо матери, что Костю примут в Школу без экзамена, потому что очень понравились мои работы профессорам Саврасову и Перову, и советует мне серьезно заняться живописью, причем прислал из Москвы замечательные