«Русский Hummer», «Гном» и другие легковушки КамАЗа
Микролитражка, появившаяся до «Оки», огромный внедорожник с 11-литровым мотором, микроавтобус с автопилотом и другие легковые машины от главного отечественного производителя грузовиков

За свою полувековую историю КамАЗ выпустил около 2,5 млн грузовых машин, которые продаются по всему миру, «служат» во многих армиях и регулярно побеждают в «Дакаре». При этом в разное время в Набережных Челнах велась разработка и небольших автомобилей, которые по тем или иным причинам так и не добрались до конвейера.
КамАЗ-1101 «Мишка»

Экспериментировать с легковыми машинами вне в Набережных Челнах начали еще более 40 лет назад. Так, в 1980 году в управлении главного конструктора КамАЗа разработали микролитражный автомобиль с заводским индексом «1101», который назвали «Мишкой» — в честь младшего сына ведущего инженера завода Владимира Баруна. При этом модель задумывалась не просто как смелый эксперимент, а в качестве массовой машины, производство которой должны были наладить на КамАЗе.

Первый прототип оказался двухместным автомобилем с крепкой стальной рамой и кузовом из стеклопластика, который не имел дверей и крыши — водителя и пассажира защищали лишь боковые дуги безопасности, а для укрытия от непогоды был предусмотрен тент из ПВХ. Предполагалось, что подобный автомобиль получит интерес со стороны любителей активного отдыха.
Впоследствии было создано еще несколько вариантов «1101», в том числе с дверьми и вторым рядом сидений, который занял все свободное место в маленьком багажнике. В движение «Мишку» приводил двухцилиндровый моторчик мощностью 23 л.с. В серию микролитражка так и не была запущена — в конце 80-х на конвейер встала вазовская «Ока».
ЗМА-1901 «Гном»

КамАЗ не имел прямого отношения к разработке «Оки», однако субкомпактную отечественную модель выпускали в том числе и в Набережных Челнах. Ее производили на дочернем Заводе малолитражных автомобилей (ныне «Соллерс») параллельно с ВАЗом и серпуховским СеАЗом.
В разные годы в Татарстане создали несколько опытных версий микролитражки, самой необычной из которых, пожалуй, был ЗМА-1901 «Гном», появившийся в 2000 году. Он представлял собой маленький пикап с небольшой грузовой платформой, сделанной на базе автомобильного прицепа. Спереди автомобиль был идентичен классической «Оке», однако сзади появились фонари от ВАЗ-2106. Кроме того, от «шестерки» грузовичку достались и усиленные амортизаторы. Правда, грузоподъемность оставалась все равно «лилипутской» — «Гном» мог взять на борт не более 300 кг.