35 лет: действительно ли я хочу ребенка?
Сейчас или никогда? Этот вопрос задают себе женщины в 30–40 лет, когда становится очевидно, что времени на раздумья все меньше. Однако мысли о ребенке часто рождают страх — что изменятся тело и внешность, что из-за ребенка испортятся отношения с партером, что придется отказаться от работы и карьеры. Как быть?
Часто мы говорим себе, что впереди у нас целая жизнь. А значит, дети могут и подождать. Но в 35-40 лет мы начинаем слышать тиканье биологических часов, и возникают вопросы. «Как-то вечером я вернулась домой и поняла, что у меня закончились таблетки. Я побежала в аптеку, потом в другую, долго металась по району… И именно в тот момент, когда я оплачивала покупку на кассе, я спросила себя: а сколько еще я буду это делать и зачем? А если потом я буду жалеть?» — вспоминает 39-летняя Галина.
Многие женщины в этом возрасте оказываются в ситуации серьезного выбора. Решиться родить ребенка, осознавая все сложности материнства, непросто
«Раньше рождение детей было частью общепринятой нормы. Она была не только социальной: материнство было закономерным финалом, такой же жизненной целью, как брак, — подчеркивает психотерапевт Маргерита Този. — Сегодня мы можем выбирать, и это огромное счастье, поскольку выбор всегда олицетворяет свободу, возможность построить собственную жизнь за пределами схем и моделей, сообразно личным чувствам.
Однако свобода выбора — это еще и рефлексия, принятие ответственности, честность, самоанализ, даже страдания, то, с чем приходится сталкиваться на сложном жизненном этапе».
Страх, что время уходит
«Я никогда не думала о детях, — признается 36-летняя Анастасия. — У меня было много романов, вот и сейчас я живу с мужчиной и у нас все хорошо. Я всегда думала, что для семьи у меня еще есть время. А год назад я прочитала, что после сорока становится труднее зачать ребенка. И тут я испугалась. Ведь четыре года пройдут быстро».
По мнению акушера-гинеколога Марины Шалимовой, «в 35 лет возможность зачать сильно уменьшается по сравнению с 20 годами. А в 40 шансы еще меньше, несмотря на все обещания современной науки».