Как в сложившихся реалиях дать «инновационный отпор» вызовам VUCA-мира

РБКБизнес

Валерия Власова: «Пандемия и кризис не проходят бесследно»

Как в сложившихся реалиях дать «инновационный отпор» вызовам VUCA-мира

Беседовала Елена Кривицкая

Валерия Власова, заведующая отделом исследований инноваций Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Фото: Александра Травайе

Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представили новое издание ежегодной серии «Индикаторы инновационной деятельности», которую выпускают совместно с Минэкономразвития России и Росстатом на протяжении более чем 15 лет.

Валерия Власова, один из авторов исследования, рассказала РБК о ключевых индикаторах, отражающих текущее состояние и потенциал развития инноваций в экономике страны, а также поделилась своим мнением о том, что будет с инновациями в России в новой реальности.

«Вопрос ресурсов и конкурентной среды»

РБК: Как вы оцениваете инновационную деятельность в России в первый кризисный год, начавшийся с глобальной пандемии?

В.В.: Пандемия COVID-19 стала своеобразным стресс-тестом для российского бизнеса и способствовала росту его восприимчивости к инновациям. По итогам 2020 года инновационную деятельность осуществляли 10,8% организаций — субъектов среднего и крупного бизнеса (плюс 1,7 п.п. по сравнению с 2019 годом). Объем их инвестиций в инновации превысил 2,1 трлн руб. (плюс 8,2% в постоянных ценах), и, несмотря на снижение внутреннего спроса, отдача от них остается сравнительно высокой: на 1 руб. затрат приходится 2,4 руб. инновационной продукции.

Наиболее чувствительными к изменению экономической обстановки оказались предприятия добывающих отраслей и занятые обеспечением электроэнергией, газом и паром: на фоне карантинных ограничений они сократили выпуск инновационной продукции на 27,4 и 70,4% соответственно.

РБК: Какие сферы начали активнее развиваться?

В.В.: Позитивные тренды в наращивании и реализации инновационного потенциала наблюдались практически во всех отраслях промышленного производства и сферы услуг. Наибольший рост инновационной активности зафиксирован в секторах, связанных с деятельностью в области информационных технологий (двукратный рост: 10,2 против 5,5% в 2019 году), здравоохранения (8,6 против 5,3%) и разработки программного обеспечения (13,2 против 11,1%). В связи с повышением интереса к медицинским технологиям и соответствующим притоком инвестиций лидерами по наращиванию объемов инвестиций в инновации в 2020 году стали производители лекарственных средств (рост в 2,7 раза) и организации сферы здравоохранения (плюс 91,3%).

РБК: По итогам 2020 года какие индустрии можно назвать самыми инновационными?

В.В.: Я бы отметила производство летательных и космических аппаратов, медицинской техники и автомобилей, то есть традиционный хай-тек. Их показатели удельного веса инновационной продукции превышают средний уровень в таких ведущих европейских странах, как Бельгия (15,7%), Австрия (14,9%) или Германия (14,7%).

РБК: Показатели инновационной деятельности организаций как-то отличаются в разных регионах или они относительно ровные по всей России?

В.В.: В 2020 году положительная динамика инновационного развития зафиксирована во всех федеральных округах страны. Однако неудивительно, что лидерами по интенсивности создания, внедрения и практического использования результатов инновационной деятельности стали финансово-экономические центры страны и регионы с диверсифицированной экономикой.

РБК: Почему так происходит?

В.В.: Это вопрос и ресурсов, и высококонкурентной среды. Традиционно инновационный потенциал региона определяет наличие человеческого и финансового капитала, передовой инфраструктуры, мощного научно-образовательного комплекса, а также развитая экосистема поддержки всех участников инновационной деятельности.

РБК: Можете назвать наиболее инновационные регионы?

В.В.: Наибольшее число инновационно активных организаций сосредоточено в Центральном и Приволжском федеральных округах: на них приходится более 66% всех инвестиций в инновации и 63% инновационной продукции, произведенной в России в 2020 году. Среди субъектов Российской Федерации лидерами по уровню инновационной активности зарекомендовали себя республики Башкортостан (25,1%), Татарстан (24,9%) и Мордовия (20,4%). Традиционно высокие показатели зафиксированы в крупнейших городах страны — в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Томской области. Эти регионы отличает высокий научный потенциал, развитая политика поддержки инноваций и интенсивное формирование научно-производственных кластеров в энергетике, химии, машиностроении и ряде других отраслей.

«Адаптация к новым экономическим реалиям»

РБК: Новая реальность уже успела повлиять на инновационную деятельность?

В.В.: Сейчас мы наблюдаем глобальную перестройку бизнес-процессов. Российские компании уже более двух лет вынуждены существовать в условиях высокой неопределенности: деловая среда для инновационного развития существенно изменилась. Бизнес вынужден адаптироваться к новым экономическим реалиям: перестройке глобальных цепочек производства и поставок, потере традиционных рынков сбыта, закрытию доступа к международному рынку капитала, ограничениям на импорт технологий, оборудования и комплектующих, высокой волатильности на финансовых и товарных рынках.

РБК: Можно ли извлечь из этой ситуации какие-то положительные моменты?

В.В.: Запускаемый внешними шоками процесс структурной трансформации экономики часто сопровождается ростом инновационной активности в ряде отраслей. Традиционно устойчивость к кризисным явлениям демонстрирует крупный высокотехнологичный бизнес. Наличие у таких предприятий собственных компетенций в исследованиях и разработках и развитых партнерских сетей с наукой позволяет им в сравнительно быстрые сроки создавать принципиально новые товары и услуги и внедрять их на рынок. Высоким инновационным потенциалом обладает также малый и средний бизнес. Он сравнительно более гибок, адаптивен, быстрее принимает решения и менее зарегулирован.

РБК: То есть прогнозы хорошие?

В.В.: Ответ российского бизнеса на последствия пандемии (рост объемов инновационных затрат, результативности инноваций) позволяет ожидать увеличения инновационной активности организаций. Однако в текущих реалиях возможность дать «инновационный отпор» будет во многом зависеть от эффективности реализации государственной политики в сфере инноваций: наличия системы комплементарных, согласованных мер поддержки, направленных на достижение национальных стратегических приоритетов.

РБК: Что еще может помешать развитию инновационной деятельности?

В.В.: В России она осуществляется преимущественно за счет собственных средств предприятий (в структуре затрат их доля составляет 55,3%). Поэтому в условиях жестких экономических ограничений (недополученная прибыль, возросшая долговая нагрузка и др.) компании столкнутся с барьерами для реализации крупных инновационных проектов, связанных с отложенными результатами, высокими затратами и рисками. Так, в 2020 году каждая четвертая компания (25,7%) отмечала недостаток собственных финансовых ресурсов в качестве значимого барьера для инноваций.

Другим сдерживающим фактором для развития инноваций выступают слабые и неустойчивые связи между реальным сектором экономики и наукой, которые сопровождаются в целом ограниченным интересом российского бизнеса к исследованиям и разработкам (в 2020 году затраты на их выполнение осуществляли лишь 2,5% предприятий). Это, в свою очередь, снижает способность компаний производить продукцию высокого уровня новизны: доля принципиально новой для глобального рынка инновационной продукции всего 0,2% в общем объеме продаж, новой для российского рынка — 0,9%.

Топ-10 выводов

Из исследования «Индикаторы инновационной деятельности 2022»*

1. Положительный эффект последствий пандемии на инновационную активность зафиксирован практически во всех секторах российской экономики. Уровень инновационной активности компаний в промышленности достиг 16,2% (в 2019 году — 15,1%), в секторах услуг, связанных с деятельностью в области телекоммуникаций и ИТ, — 12,2% (против 9,8% годом ранее), в здравоохранении — 8,6% (против 5,3%), в сельском хозяйстве — 6,6% (против 4,2%).

2. Фактический объем инновационной продукции, произведенной в России в 2020 году, увеличился на 5,7% (в постоянных ценах) относительно 2019 года и составил 5,2 трлн руб. Основной прирост обеспечивают организации сферы услуг (плюс 22%): объем новых и усовершенствованных товаров и услуг в области транспортировки и хранения возрос в 2,6 раза, в сфере здравоохранения — в 1,8 раза.

3. Рост абсолютной величины затрат на инновации привел к повышению их интенсивности, то есть доли в общем объеме продаж: в 2020 году она составила 2,3% (в 2019 году — 2,1%), что позволило России закрепиться в топ-10 европейских стран по данному показателю.

4. Развитие инноваций на собственные средства предприятий стало, наверное, основным трендом года: в структуре затрат они составляют 55,3%. Совокупная бюджетная поддержка, увеличившись в 2020 году более чем на 10%, обеспечивает лишь порядка четверти затрат на инновации.

5. Опора компаний на собственные силы при реализации большинства инноваций или внедрение решений, созданных другими организациями. Поэтому ключевыми факторами, препятствующими развитию инноваций в стране, для организаций выступают высокая стоимость нововведений и недостаток собственных финансовых ресурсов (в качестве ключевых барьеров для инноваций их указали 27,1 и 25,7% организаций соответственно).

6. Ограниченный интерес российского бизнеса к исследованиям и разработкам: в целом затраты на их выполнение осуществляли лишь 2,5% предприятий. При этом доля таких организаций среди имевших затраты на инновационную деятельность существенно выше — 36,8%.

7. Преимущественная ориентация на создание продуктовых инноваций, связанных с внедрением на рынок новых продуктов и услуг. В течение последних трех лет их завершили 68,4% инновационных организаций.

8. Пандемия и кризис не прошли бесследно. Воздействие сдерживающих факторов привело к тому, что в 2020 году у 5,4% организаций инновационная деятельность была серьезно задержана, у 5% остановлена и у 5,6% даже не начата.

9. Невысокий уровень новизны выпускаемой инновационной продукции, заметное отставание от многих зарубежных стран. Предприятия в основном выпускают товары и услуги, новые для организации, но уже известные на рынках (2,1% в общем объеме продаж). Доля принципиально новой для глобального рынка инновационной продукции — всего 0,2%, новой для российского рынка — 0,9%.

10. Слабая кооперация при разработке и внедрении инноваций. В 2020 году в кооперационных связях с внешними партнерами участвовали менее трети (28,1%) организаций, осуществлявших продуктовые и процессные инновации. К совместным проектам по выполнению исследований и разработок внешних партнеров привлекали 17% инновационных компаний.

*Оценка проводилась по итогам 2020 года

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вино в кино на все времена Вино в кино на все времена

Кинокартины, которые помогут погрузиться в эномир и узнать больше о виноделии

РБК
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Американец начал употреблять бром по совету ChatGPT и заработал психоз Американец начал употреблять бром по совету ChatGPT и заработал психоз

Мужчина заработал психоз после совета ChatGPT

N+1
Раскрыть денежный потенциал Раскрыть денежный потенциал

Алексей Ситников – о том, как психология денег влияет на их количество

Psychologies
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Как написать в Ватсап без добавления контакта Как написать в Ватсап без добавления контакта

Разберем, написать в Ватсап без добавления номера в телефонную книгу

CHIP
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию

Почему правозащитники выступают за отказ от традиций культа кумари

Forbes
Под напряжением! Под напряжением!

История нашей героини, которая выбрала «неженскую» профессию

Лиза
Бидермейер нашего времени Бидермейер нашего времени

Искусство правого поворота в венском музее

Weekend
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Ингредиент, который необходим для приготовления бургеров, чтобы сократить количество калорий и жиров Ингредиент, который необходим для приготовления бургеров, чтобы сократить количество калорий и жиров

Диетолог рассказал, как бургеры можно приготовить с пользой для организма

ТехИнсайдер
Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров

Reels и TikTok могут продать отель не по цене, а по ощущению

Inc.
Три самых популярных ошибки новичка в трейле Три самых популярных ошибки новичка в трейле

Как подготовиться к своему первому трейлу и какие ошибки важно не повторить

Maxim
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Стивен Кинг очень любил детей Стивен Кинг очень любил детей

Новый сериал «Институт» и другие экранизации шедевров Короля ужасов

Weekend
Анафилаксию при пищевой аллергии у мышей объяснили наследственностью Анафилаксию при пищевой аллергии у мышей объяснили наследственностью

Ученые разобрались в природе анафилактического шока при пищевой аллергии

N+1
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций

Социальное дистанцирование не защищает от инфекций. А что защищает?

ТехИнсайдер
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Детектор дипфейков Детектор дипфейков

В России появится сервис для маркировки ИИ-контента и его выявления

Ведомости
Как перевезти собаку на мотоцикле и квадрицикле: 4 важных совета от кинолога Как перевезти собаку на мотоцикле и квадрицикле: 4 важных совета от кинолога

Как безопасно перевозить собаку на мотоцикле?

ТехИнсайдер
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
Открыть в приложении